2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел объясняет коринфянам, почему Бог, сотворивший мир, не решает сразу всех их проблем, и они продолжают испытывать трудности, причем иногда даже большие, чем до обращения.
Прежде чем стать христианами, многие из коринфской общины были язычниками и воспринимали богов, как тех, с кем общаются из выгоды. Конечно, так грубо можно было не формулировать, но суть от этого не менялась. Боги были покровителями, за что их и почитали, строили им храмы и приносили жертвы. Если тот или иной бог не мог никого защитить и не мог ничего обеспечить, в том, чтобы его почитать, не было никакого прока. Иудеи относились к Богу совершенно иначе. Конечно, иногда они перенимали неправильное отношение от других народов, но всё же пророки возвращали их на истинный путь. Например, именно это делал пророк Исаия, когда пленным иудеям, естественно сомневавшимся во всемогуществе Бога, рассказывал о том, что Тот, Кого они почитают, сотворил небо и землю и значит держит их в своих руках. Их бедственное состояние оказывалось результатом их жизни и жизни окружающих их людей. Мир во зле лежит, и Богу нужна не сиюминутная победа, не торжество силы над слабостью, но торжество любви и правды над ненавистью и враждой. Апостол прекрасно знает историю Авраама, Моисея, пророков и праведников Ветхого Завета. Они жили в очень непростых условиях, но не стремились выбраться из них любым путём: не искали богов посильнее, не шли на компромиссы с язычниками. Смыслом их жизни была верность Богу, плодом которой было общение с Ним. Для язычников — это было что-то совершенно непонятное, поэтому апостол обращается к ним с речью, которая очень близка к речи порока Исаии, хотя и учитывала то, чего Исаия никак учитывать не мог. Для Иудеев проблемы народа должны были закончится именно тогда, когда наступит время Мессии. Но Павел пишет в то время, когда Мессия уже пришёл, а проблемы остались. Для иудеев это во все века было поводом для того, чтобы сомневаться в мессианстве Иисуса, ведь после Его прихода внешним образом ни мир, ни правда, не восторжествовали.
Но что же произошло? Апостол говорит, что Бог озарил наши сердца, чтобы мы познали славу Божию в лице Иисуса Христа. На языке Писания познать чью-то славу означает осознать роль и значимость кого-то в жизни. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос примирил человека с Богом и победил смерть, которая была результатом этого разделения. В контексте духовной жизни эта победа значила больше, чем любые внешние победы, смысл которых сводился к проявлению силы. Бог побеждает не на поле брани, но в сердце. Именно поэтому тот, кто принял Его внутренне, не унывает в тяжёлых обстоятельствах. Христиане притесняемы, но не стеснены. Т.е. их жизнь бывает трудной, но никогда не бывает беспросветной. Объясняется это тем, что ученики изначально умерли для падшего мира, чтобы жить со Христом. Они носят Его мертвенность в себе, чтобы и жизнь Его открывалась в них.
Очевидно, что полнота жизни, о которой пишет апостол, наступит для учеников после воскресения мёртвых. Однако уже здесь, тот, кто верен Христу, ощущает настолько явное присутствие Божие в своей жизни, что оно помогает ему всё преодолеть.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов