2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, развивает тему бескорыстия. В первую очередь это касается вопросов материальных. Он не требовал платы за свою проповедь и те чудеса, которые совершал. Хотя мог это делать, поскольку подобная практика существовала в древнем мире, да и в современном она широко распространена. Как раньше, так и теперь люди готовы выложить немалые деньги за то, чтобы послушать специалистов в своём деле. Также каждый готов раскошелится на врача или психотерапевта. Апостол же давал своим слушателям нечто более ценное. Можно сказать, что он был профессиональным проповедником Царства Небесного. Однако, как сам он говорит, «унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие». Да и в быту он отказывался от поддержки принимающей стороны. Поэтому и пишет: «будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал». Единственная помощь, которую он мог принять, находясь в определённом месте, — деньги от других христианских общин. Однако эта помощь зачастую передавались им как пожертвование на поддержку той Церкви, в которой он гостил. Мы знаем, что он зарабатывал на жизнь своими руками — на продажу шил палатки.
Это было принципом жизни апостола Павла. И этот принцип помогал ему, с одной стороны, не обременять своим присутствием людей, у которых итак забот полон рот. С другой, что более важно, сохранять свою внутреннюю независимость. Ведь в его обязанности как апостола входило не только утешать, поддерживать и возвещать истины о Боге, но, если того потребуют обстоятельства, сказать что-то против, возразить, а порой и осудить. Живя автономно в материальном плане, испытывая от этого определённые трудности и дискомфорт, апостол, тем не менее, сохранял свободу слова и был нелицеприятен в своих суждениях.
Призыв к свободе — один из основных призывов христианства. Речь идёт в первую очередь о свободе духовной. Однако в нашем мире духовное тесным образом связано с душевным и материальным. И мы вряд ли обретём свободу в Боге, если продолжим зависеть от людей и разного рода ситуаций душой и телом. Речь не о том, чтобы разорвать все связи и превратиться в маргинала и социопата. Наша первоочередная задача — освободить себя от рабства нашим греховным пристрастиям и привычкам. Даже если человек в силу своего положения несёт бремя долга и ответственности, которое накладывает на него ряд внутренних и внешних ограничений, он может обрести духовную свободу, если с помощью Божией сумеет преодолеть в себе собственный эгоизм. Ведь именно он в итоге связывает нас по рукам и ногам и не позволяет идти по пути духовного совершенствования. Именно к этой свободе, свободе от худшей, греховной версии самого себя нас и призывает Христос, а за ним сегодня и апостол Павел.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.