
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 189 зач., IX, 12 — X, 7.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Обращаясь в своем послании к христианам города Коринф, апостол Павел призывает их проявить щедрость и собрать пожертвования для иерусалимской общины, которая на тот момент находилась в очень бедственном положении. Он убеждает их это сделать многими словами. И на то были причины. Дело в том, что некоторые с недоверием относился к его энтузиазму. Апостола подозревали и даже обвиняли в корыстолюбии, в том, что он хочет поступить, как он сам выражается, «по плоти». То есть в том, что он может присвоить собранные средства.
Странное дело. Ведь коринфские христиане были верующими людьми. Они принимали участие в богослужениях. Исполняли предписания современного им церковного устава. Причащались, исповедовали свои грехи. Да и апостол Павел никогда не давал прямого повода к подобным подозрениям. Откуда же они появились в их сознании? В этом нет ничего необычного. Так работает наш эгоизм, который на языке христианской аскетики нередко называется гордостью.
Когда речь идёт о межличностных отношениях, эгоизм предлагает нам два варианта развития событий. Если я проявляю к ближнему милость, снисхождение, оказываю ему какое-либо иное благодеяние, больное «я» всегда заставляет меня ждать ответной реакции. Оно хочет убедиться, что всё, сделанное мной, было не напрасно. Что меня услышали, оценили. Ради этой похвалы мы готовы вложиться даже в самое авантюрное и сомнительное с нравственной точки зрения мероприятие. Ведь наш эгоизм подпитывается теми эмоциями, которые мы от этого получаем. Но если подобного бонуса не предвидится, моё больное «я» подсказывает мне избегать добродетели. Лучший способ это сделать — убедить себя в том, что доброе дело в действительности не такое уж и доброе. Что здесь скрыт какой-то подвох.
Так, например, если люди влюбляются друг в друга и получают взаимное удовольствие от общения, они готовы ради предмета своего обожания на всё. Они готовы всё ему простить. Готовы закрыть глаза на все его явные недостатки. Готовы переступить все возможные нормы и запреты. Ведь их эгоизм получает огромное удовольствие от ощущения обладания другим человеком. «Люблю тебя, потому что ты мой», — говорит он. И, напротив, как только произошла размолвка, исчез источник наслаждения, наше самовлюблённое «я» начинает страдать. Ему трудно смириться с той мыслью, что оно больше ничем не обладает. Ему трудно переносить внутреннюю пустоту. И чем сильнее эти страдания, тем изощрённей мы стараемся стереть образ бывшего возлюбленного из своей памяти или даже горим желанием ему отомстить. Логика проста — если ты не мой, лучше тебе вообще не рождаться. Главное, чтобы я не страдал. Ради этого мы готовы лгать, клеветать, совершать разного рода подлости, обманывать себя. Самообман может быть такой тонкий, что даже достоинства бывшего возлюбленного с лёгкостью превращаются в недостатки. И чем крепче эгоизм, тем сильнее страдания и злоба, тем изощрённей месть, тем глубже желание избавиться от всяких воспоминаний о человеке. Поэтому и говорят, от любви до ненависти всего один шаг. Или ты мой и для меня, и я тебя люблю, или ты не со мной, но тогда держись. Так нашему больному «я» легче переносить лютый голод душевной пустоты, который его терзает.
Этот заведомо гротескный образ помогает лучше понять, почему порой в человеке появляется не просто недоверие к окружающим, но вместе с ним обвинения и злоба. В частности, почему некоторые христиане Коринфа, прекрасно понимая, что не получат подтверждений своей милости, неосознанно выбирают не просто спокойно сказать нет, но именно обвинить апостола в корыстных целях. Им легче думать, что он нечестный, чем отдать свои деньги, не получив в итоге удовлетворение своей гордыне.
Евангелие предлагает иной путь. Подобно тому, как благородное сердце, понимая, что возлюбленному с ним не по пути, самоотверженно отпускает его жить свою жизнь, так и наша добродетель должна быть безусловной. Без всякого ожидания ответной реакции. Без всяких подтверждений. Без уверенности, что я получу какое-либо эмоциональное удовлетворение. Ведь именно об этом говорит Христос: «когда делаете добро, пусть ваша правая рука не знает, что делает левая». И пусть это очень высокая планка, пусть путь к подобному состоянию очень мучителен и болезнен, ведь наше больное «я» будет ожесточенно сопротивляться, именно этот идеал в Евангелии Своим словом и делом предлагает Спаситель, потому что лишь двигаясь в этом направлении возможно уже здесь во время этой жизни стать участником Царства Небесного.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











