2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В то время, когда пишется только что прозвучавшее послание, иерусалимская община, откуда христианство начало распространяться по всему миру, очень нуждалась в материальной поддержке. Поэтому апостол, обращаясь к христианам города Коринф, просит их не забывать свою молочную мать. Он призывает их к щедрости.
В пример Павел приводит образ действия Самого Спасителя. Будучи Богом, Который сотворил этот мир, Он не погнушался стать простым человеком и унизиться до позорной смерти на кресте. Это беспрецедентный пример щедрости. Господь отказывается от Своего могущества, жертвует всеми царскими регалиями ради нашего спасения. Апостол предлагает коринфским христианам всегда держать подобный пример перед своим взором и не позволять себе оставаться безучастным, когда речь идёт о людях, оказавшихся в трудной ситуации. При этом он делает немаловажное пояснение: «ибо это полезно вам». То есть щедрость полезна не только тем, кто получает поддержку, но и тем, кто её проявляет. В чём же польза?
На ум приходит одна аналогия. Какой бы чистой ни была прохладная родниковая вода, когда она попадает в запруду, из которой нет протока, и застаивается, то неизбежно становится тёплой и мутной. Чем дольше она стоит, тем больше превращается в грязное, затхлое болотце. Так и в духовной жизни. Если мы не отдаём те дары, которые получили, если не направляем их на служение окружающим, они пропадают. Как в мультике про золотую антилопу, где золото жадного раджи превратилось в итоге в черепки. Лишь тогда, когда мы щедро делимся с другими, Господь Своей благодатью не только восполняет то, что мы отдали, но и преумножает.
И в этом одна из базовых истин христианской жизни. «Даром получили, даром отдавайте», — говорит Христос. Мы можем отдавать материальные блага, но не только их. Поэтому в начале отрывка апостол перечисляет духовные и душевные таланты, которыми обладали коринфяне и которыми могли поделиться: вера, дар слова, познание, усердие, любовь. Всё это нельзя держать в себе, но необходимо направлять на окружающих, которые могут страдать от нехватки этих даров. Именно через нас они могут равномерно распределяться между верующими. Более того, если отдал, то получишь то, что отдал в ещё большей степени. Да. Такой закон установил Господь: чем больше отдаём, тем больше в итоге получаем, чтобы снова отдать. Так совершается круговорот любви. И всё Евангелие в первую очередь учит нас именно этому. Такую веру оно называет живой, действенной и противопоставляет её формально-обрядовой.
Беда, когда человек, придя в Церковь зацикливается на себе и трясётся в страхе, что Бог может наказать его за тот или иной проступок. Вся его церковная жизнь превращается в болезненное самокопание и самобичевание. Он питает себя иллюзией, что когда-нибудь наступит момент и он сможет сказать Богу: «ну всё, теперь я чистый и у Тебя не может быть ко мне никаких претензий. Давай, спасай меня». Поэтому и по жизни он идёт как по минному полю, боясь испортить свою репутацию в глазах Бога и окружающих нарушением какого-либо из многочисленных предписаний устава. Это мёртвая вера, основанная на эгоизме, который скрывается под маской благочестия. Эта больная вера, которая подпитывается иллюзией, что ты можешь стать хорошим во всех отношениях для всех сразу.
Это не означает, что обряд и ритуальное благочестие не нужны. Это означает, что подлинно верующий иначе расставляет акценты. Он сосредоточен в первую очередь на том, как послужить ближнему, а потому о своих несовершенствах и о разного рода формальных правилах он думает в последнюю очередь. Да, в чём-то он может ошибаться, он ведь простой человек, но он чувствует на собственном опыте, что за бескорыстное и самоотверженное служение Бог не обратит внимание на его недостатки, покроет их своей милостью и в нужный момент избавит от них. Замечательно сказал об этом пророк Исаия, обращаясь от имени Господа к ритуально и житейски благочестивым иудеям: «К чему Мне множество жертв ваших?... воскурение отвратительно Мне; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придёте — и рассудим... Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Прислушаемся к словам Писания. Если хотим обрести веру живую и действенную, начнём совершать конкретные дела ради тех, кто нас окружает. Отдавать им то, чем сами хоть в какой-то мере обладаем. Лишь в этом случае та благодать, которая даётся нам в таинствах Церкви, не превратится в затхлое болотце, но, словно родниковая вода, побежит дальше, к другим людям, чтобы восполнить их духовную пустоту и вернуться к нам ещё более обильными потоками, в которых живут мир, удовлетворение и покой.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.