
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В то время, когда пишется только что прозвучавшее послание, иерусалимская община, откуда христианство начало распространяться по всему миру, очень нуждалась в материальной поддержке. Поэтому апостол, обращаясь к христианам города Коринф, просит их не забывать свою молочную мать. Он призывает их к щедрости.
В пример Павел приводит образ действия Самого Спасителя. Будучи Богом, Который сотворил этот мир, Он не погнушался стать простым человеком и унизиться до позорной смерти на кресте. Это беспрецедентный пример щедрости. Господь отказывается от Своего могущества, жертвует всеми царскими регалиями ради нашего спасения. Апостол предлагает коринфским христианам всегда держать подобный пример перед своим взором и не позволять себе оставаться безучастным, когда речь идёт о людях, оказавшихся в трудной ситуации. При этом он делает немаловажное пояснение: «ибо это полезно вам». То есть щедрость полезна не только тем, кто получает поддержку, но и тем, кто её проявляет. В чём же польза?
На ум приходит одна аналогия. Какой бы чистой ни была прохладная родниковая вода, когда она попадает в запруду, из которой нет протока, и застаивается, то неизбежно становится тёплой и мутной. Чем дольше она стоит, тем больше превращается в грязное, затхлое болотце. Так и в духовной жизни. Если мы не отдаём те дары, которые получили, если не направляем их на служение окружающим, они пропадают. Как в мультике про золотую антилопу, где золото жадного раджи превратилось в итоге в черепки. Лишь тогда, когда мы щедро делимся с другими, Господь Своей благодатью не только восполняет то, что мы отдали, но и преумножает.
И в этом одна из базовых истин христианской жизни. «Даром получили, даром отдавайте», — говорит Христос. Мы можем отдавать материальные блага, но не только их. Поэтому в начале отрывка апостол перечисляет духовные и душевные таланты, которыми обладали коринфяне и которыми могли поделиться: вера, дар слова, познание, усердие, любовь. Всё это нельзя держать в себе, но необходимо направлять на окружающих, которые могут страдать от нехватки этих даров. Именно через нас они могут равномерно распределяться между верующими. Более того, если отдал, то получишь то, что отдал в ещё большей степени. Да. Такой закон установил Господь: чем больше отдаём, тем больше в итоге получаем, чтобы снова отдать. Так совершается круговорот любви. И всё Евангелие в первую очередь учит нас именно этому. Такую веру оно называет живой, действенной и противопоставляет её формально-обрядовой.
Беда, когда человек, придя в Церковь зацикливается на себе и трясётся в страхе, что Бог может наказать его за тот или иной проступок. Вся его церковная жизнь превращается в болезненное самокопание и самобичевание. Он питает себя иллюзией, что когда-нибудь наступит момент и он сможет сказать Богу: «ну всё, теперь я чистый и у Тебя не может быть ко мне никаких претензий. Давай, спасай меня». Поэтому и по жизни он идёт как по минному полю, боясь испортить свою репутацию в глазах Бога и окружающих нарушением какого-либо из многочисленных предписаний устава. Это мёртвая вера, основанная на эгоизме, который скрывается под маской благочестия. Эта больная вера, которая подпитывается иллюзией, что ты можешь стать хорошим во всех отношениях для всех сразу.
Это не означает, что обряд и ритуальное благочестие не нужны. Это означает, что подлинно верующий иначе расставляет акценты. Он сосредоточен в первую очередь на том, как послужить ближнему, а потому о своих несовершенствах и о разного рода формальных правилах он думает в последнюю очередь. Да, в чём-то он может ошибаться, он ведь простой человек, но он чувствует на собственном опыте, что за бескорыстное и самоотверженное служение Бог не обратит внимание на его недостатки, покроет их своей милостью и в нужный момент избавит от них. Замечательно сказал об этом пророк Исаия, обращаясь от имени Господа к ритуально и житейски благочестивым иудеям: «К чему Мне множество жертв ваших?... воскурение отвратительно Мне; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придёте — и рассудим... Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Прислушаемся к словам Писания. Если хотим обрести веру живую и действенную, начнём совершать конкретные дела ради тех, кто нас окружает. Отдавать им то, чем сами хоть в какой-то мере обладаем. Лишь в этом случае та благодать, которая даётся нам в таинствах Церкви, не превратится в затхлое болотце, но, словно родниковая вода, побежит дальше, к другим людям, чтобы восполнить их духовную пустоту и вернуться к нам ещё более обильными потоками, в которых живут мир, удовлетворение и покой.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема