
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям, распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет смысла отрицать того факта, что христианство довольно быстро распространилось по территории Римской империи и за её границы. Христианские церкви появились во всех крупных городах Средиземноморья и Ближнего востока. Однако бурный рост числа последователей Спасителя не означал автоматического исчезновения язычества. Оно довольно долго отстаивало свои позиции. Последний оплот старой цивилизации вообще пал только в шестом веке, когда в Афинах закрылась знаменитая Академия Платона — ведущее учебное заведение эпохи идолопоклонничества.
Наряду с радикальной языческой оппозицией христианство встречало на своём пути и иные формы... Нет, не сопротивления. Скорее — желания совместить веру во Христа с привычкой обращаться к богам многочисленного греко-римского пантеона. В особенности в тех ситуациях, когда речь шла о какой-то болезни или о несчастной любви, например. Подобное поведение было свойственно некоторым христианам города Коринф, где в течение полутора лет проповедовал апостол Павел и где его трудами возникла многочисленная поместная церковь.
После отбытия Павла из Коринфа некоторые его ученики стали отчасти возвращаться к прежнему образу жизни. Так, в случае появления какого-то физического недуга они бежали в святилище Асклепия — языческого покровителя медицины — и приносили жертвы двум его спутницам-змеям. Если что-то не ладилось у какого-то из коринфян на личном фронте, то приношения адресовались уже Афродите. Её капище располагалось в центре города. А местные жрицы оказывали не только религиозные, но и некоторые иные услуги, о которых в эфире лучше подробно не говорить.
Когда апостол Павел узнал, что творят христиане Коринфа, печали его не было предела. Не имея возможности вернуться в город, святой направил местной церкви обширное послание, наполненное сожалением, увещеваниями и, конечно же, праведным возмущением. Говоря о двоеверии своих учеников, Павел использует интересный образ сердечной тесноты. С одной стороны, он (этот образ) указывает на наличие в жизни коринфян несовместимых стремлений — попытки одновременного служения истинному Богу и идолам. С другой стороны, сердечная теснота обозначает собой невыносимый груз отягчённой грехом совести, отсутствие радости жизни из-за предательства Христа.
Благодаря вразумлению апостола Павла Коринфская церковь, в конце концов, преодолела пережитки языческого сознания и вернулась к истинной вере. Но историческая ситуация, о которой мы узнали, не осталась единичной. Чего уж скрывать, по большому счёту, мы сами находимся в похожем на коринфян положении. Думаю — слушателям прекрасно известны случаи, когда один и тот же человек сначала гордо называет себя православным христианином, а затем без каких-либо колебаний обращается к экстрасенсам, гадалкам, знатокам оккультных наук. Что это как не двоеверие, не попытка одновременного служения Богу и дьяволу? Стоит признать, что многие наши современники в этом отношении мало чем отличаются от древних коринфян.
Почему такое поведение осуждается Церковью? Не потому, что Бог накажет или будет мстить. А потому что сам человек наносит себе вред, обращаясь к тёмным силам, а ещё — воспринимая религиозное как какую-то сферу услуг или супермаркет. Вот на этой полке лежит жизнь вечная, а вон на той средство от головной боли. Сложу-ка я всё в одну тележку. Во-первых, Бога в тележку не положишь, а во-вторых, в отношениях со злыми силами за все оказанные услуги приходится платить. Здоровьем, разумом и, наконец, душой. Поэтому обращаться за помощью нужно только к Богу, не обрекая своё сердце на тягостную пустоту, но, наоборот, наполняя его благодатью и радостью от Господа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер