
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям, распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет смысла отрицать того факта, что христианство довольно быстро распространилось по территории Римской империи и за её границы. Христианские церкви появились во всех крупных городах Средиземноморья и Ближнего востока. Однако бурный рост числа последователей Спасителя не означал автоматического исчезновения язычества. Оно довольно долго отстаивало свои позиции. Последний оплот старой цивилизации вообще пал только в шестом веке, когда в Афинах закрылась знаменитая Академия Платона — ведущее учебное заведение эпохи идолопоклонничества.
Наряду с радикальной языческой оппозицией христианство встречало на своём пути и иные формы... Нет, не сопротивления. Скорее — желания совместить веру во Христа с привычкой обращаться к богам многочисленного греко-римского пантеона. В особенности в тех ситуациях, когда речь шла о какой-то болезни или о несчастной любви, например. Подобное поведение было свойственно некоторым христианам города Коринф, где в течение полутора лет проповедовал апостол Павел и где его трудами возникла многочисленная поместная церковь.
После отбытия Павла из Коринфа некоторые его ученики стали отчасти возвращаться к прежнему образу жизни. Так, в случае появления какого-то физического недуга они бежали в святилище Асклепия — языческого покровителя медицины — и приносили жертвы двум его спутницам-змеям. Если что-то не ладилось у какого-то из коринфян на личном фронте, то приношения адресовались уже Афродите. Её капище располагалось в центре города. А местные жрицы оказывали не только религиозные, но и некоторые иные услуги, о которых в эфире лучше подробно не говорить.
Когда апостол Павел узнал, что творят христиане Коринфа, печали его не было предела. Не имея возможности вернуться в город, святой направил местной церкви обширное послание, наполненное сожалением, увещеваниями и, конечно же, праведным возмущением. Говоря о двоеверии своих учеников, Павел использует интересный образ сердечной тесноты. С одной стороны, он (этот образ) указывает на наличие в жизни коринфян несовместимых стремлений — попытки одновременного служения истинному Богу и идолам. С другой стороны, сердечная теснота обозначает собой невыносимый груз отягчённой грехом совести, отсутствие радости жизни из-за предательства Христа.
Благодаря вразумлению апостола Павла Коринфская церковь, в конце концов, преодолела пережитки языческого сознания и вернулась к истинной вере. Но историческая ситуация, о которой мы узнали, не осталась единичной. Чего уж скрывать, по большому счёту, мы сами находимся в похожем на коринфян положении. Думаю — слушателям прекрасно известны случаи, когда один и тот же человек сначала гордо называет себя православным христианином, а затем без каких-либо колебаний обращается к экстрасенсам, гадалкам, знатокам оккультных наук. Что это как не двоеверие, не попытка одновременного служения Богу и дьяволу? Стоит признать, что многие наши современники в этом отношении мало чем отличаются от древних коринфян.
Почему такое поведение осуждается Церковью? Не потому, что Бог накажет или будет мстить. А потому что сам человек наносит себе вред, обращаясь к тёмным силам, а ещё — воспринимая религиозное как какую-то сферу услуг или супермаркет. Вот на этой полке лежит жизнь вечная, а вон на той средство от головной боли. Сложу-ка я всё в одну тележку. Во-первых, Бога в тележку не положишь, а во-вторых, в отношениях со злыми силами за все оказанные услуги приходится платить. Здоровьем, разумом и, наконец, душой. Поэтому обращаться за помощью нужно только к Богу, не обрекая своё сердце на тягостную пустоту, но, наоборот, наполняя его благодатью и радостью от Господа.
Челябинск. Путешествие по городу

Фото: Alexey Fedenkov / Unsplash
Челябинск стоит на границе Европы и Азии, у подножия Уральских гор, на правом берегу реки Миасс. Город был основан в 1736 году как крепость для обороны юго-восточных рубежей Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Военные построили здесь церковь — сначала деревянную, а в 1748 году — каменную, в честь праздника Рождества Христова. Под сводами храма молились не только местные жители, но и проезжие купцы. Они водили через Челябинск свои караваны, доставляя в Россию из Средней Азии шелка, ковры, специи, драгоценные металлы и прочие товары. Этот факт отразился на гербе, присвоенном городу в 1796-ом. Геральдическим символом стал навьюченный товарами верблюд на фоне крепостной стены. Ещё большее торговое значение Челябинск получил, когда вьючных животных сменила железная дорога. В конце девятнадцатого века она соединила город с Самарой, Екатеринбургом и Тюменью. Челябинск занял ведущие позиции в империи по торговле зерном и чаем. Многие купцы в то время увеличили своё состояние. В благодарность Богу они возводили храмы. В начале двадцатого столетия в городе действовало восемнадцать церквей. После революции 1917 года богослужения совершались лишь в двух из них. В конце двадцатого века духовная жизнь в Челябинске возродилась. Сегодня здесь двадцать два действующих храма. В 2012 году город стал центром православной митрополии.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM
Псалом 36. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди испокон веков ревностно защищали своё место под солнцем, вплоть до борьбы с другими, причём не на жизнь, а на смерть. Но на что стоит делать ставку в этой борьбе людям верующим? Ответ на этот вопрос звучит в 36-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 36.
Псалом Давида.
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путём:
15 меч их войдёт в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены́ во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берёт взаймы и не отдаёт, а праведник милует и даёт,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы́ такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесёт тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на Него уповают.
В борьбе за исполнение своих желаний люди со связями обычно ведут себя нагло и самоуверенно. По крайней мере таково стереотипное представление большинства. Человек спокойнее переходит границы дозволенного, потому что уверен, что за него замолвят слово и он избежит ответственности. Однако по-настоящему умным людям такое поведение представляется очень недальновидным, ведь в этом мире всё временно: здоровье, богатство, знакомства с так называемыми нужными людьми. Впрочем, всё да не всё, ведь Бог вечен. Можно, конечно, сказать, что Он вне нашего мира по природе, но стоит помнить, что Своей волей, Своим промыслом, Своим благим действием Он явно в сотворённом Им мире присутствует.
36-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного и ясного призыва. Давид просит не ревновать злодеям и не завидовать делающим беззаконие. То есть не пытаться достичь счастья и удовлетворения любыми путями. Напротив, Давид предлагает только один путь: надейся на Бога и делай добро. Он говорит об этом довольно подробно, потому что этот путь действительно не самый очевидный. Когда люди вокруг тебя грешат, чтобы вырваться вперёд в жизненной гонке, а ты призван быть верным, несмотря ни на что, — это бывает очень трудно. Конечно, как и Соломон в книге Притчей, Давид много говорит о том, что жизнь грешника закончится посрамлением, в то время как праведник будет утешен. Кроме того, даже малый достаток праведника лучше, чем многое богатство грешника, потому что удовлетворение приносит не количество благ, но спокойствие совести.
К сожалению, в рамках этой земной жизни такая логика работает не всегда. Мир знает истории праведников, умиравших от голода, и грешников, живущих в сытости. Однако в эсхатологической перспективе путь нечестивого ведёт к погибели, а праведник будет жить в мире с Богом, на Которого надеялся при жизни.
Псалом 36. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 36. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 36. На струнах Псалтири
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.