
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять те образы, которые приводит апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке, необходимо вспомнить о триумфальных шествиях древности в честь полководцев-победителей.
Триумфа удостаивался не всякий военноначальник, но лишь тот, кто на поле битвы возглавлял войска, поразившие в решающем сражении не менее пяти тысяч вражеских воинов; выполнил задачи, поставленные перед ним сенатом; присоединил к империи новую область и во главе армии вернулся домой. Парад проходил по улицам Рима, шествие двигалось от стен города к его сердцу, Капитолию. Впереди шли высокие государственные сановники, за ними шли трубачи, затем несли трофеи, изображения завоёванной страны, после этого вели животное, которое намеревались принести в благодарственную жертву богам, обыкновенно это был белый бык, далее шла группа высокородных пленных, после — музыканты, жрецы, которые несли кадила с благовониями, и, наконец, сам триумфатор. Всё это происходило перед лицом огромной толпы горожан, которые приветствовали победителя радостными криками. Одним словом, грандиозный парад.
Именно так представляет себе апостол Павел шествие Христа в этом мире. Он — победитель, который идёт в окружении своих верных соратников. Особо апостол развивает метафору благовония, которая исходила от кадильниц священников. Для победителя это аромат победы, для пленников — запах поражения и надвигающейся смерти. Так, по мысли апостола, и для тех людей, кто примет Спасителя и Его Евангелие, они станут благоуханием жизни. Потому что именно через исполнение евангельских заповедей человек соединяется с Богом. Для тех, кто откажется от него, всё, что там написано, будет упрёком и свидетельством против них во время последнего суда. Ведь в лице Евангелия они отвергли Самого Творца. А, значит, сами поставили себя на обочину жизни.
Конечно же, тот образ, который предлагает апостол, внешне имеет мало сходства с тем, что переживает христианин в своей обычной жизни. Наши будни не очень-то напоминают триумфальное шествие. Это не означает, что Павел, используя фигуру речи, тешит нас ложными надеждами, пытаясь хоть как-то приободрить. Среди различных тягот и лишений он переживал своё непростое служение именно так. Это был его внутренний опыт, именно так он и воспринимал действительность: умел разглядеть и ощутить силу и славу приближающегося Царства Небесного, ощутить его благовонный запах за тусклой пеленой повседневности. И этот опыт не являлся результатом только его собственных усилий. Так действует божественная благодать, которая поселяется в человеке в ответ на его готовность следовать Евангелию. Поэтому и говорит апостол Павел, что каждый верный ученик Спасителя подобен письму, которое Господь посылает в мир. В сердце каждого христианина в той мере, в какой он находит в себе решимость посвятить жизнь служению Богу, проступают слова Евангелия. То есть благодаря действию Святого Духа постепенно зреет радость Царства Небесного, в которое мы входим вместе со Христом, во главе триумфального шествия.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
17 июня. О духовных ценностях

15 июня, в Неделю всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Христа Спасителя в Калининграде.
На проповеди по завершении богослужения Предстоятель говорил о духовных ценностях.
17 июня. Об исполняющих волю Божью
