
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять те образы, которые приводит апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке, необходимо вспомнить о триумфальных шествиях древности в честь полководцев-победителей.
Триумфа удостаивался не всякий военноначальник, но лишь тот, кто на поле битвы возглавлял войска, поразившие в решающем сражении не менее пяти тысяч вражеских воинов; выполнил задачи, поставленные перед ним сенатом; присоединил к империи новую область и во главе армии вернулся домой. Парад проходил по улицам Рима, шествие двигалось от стен города к его сердцу, Капитолию. Впереди шли высокие государственные сановники, за ними шли трубачи, затем несли трофеи, изображения завоёванной страны, после этого вели животное, которое намеревались принести в благодарственную жертву богам, обыкновенно это был белый бык, далее шла группа высокородных пленных, после — музыканты, жрецы, которые несли кадила с благовониями, и, наконец, сам триумфатор. Всё это происходило перед лицом огромной толпы горожан, которые приветствовали победителя радостными криками. Одним словом, грандиозный парад.
Именно так представляет себе апостол Павел шествие Христа в этом мире. Он — победитель, который идёт в окружении своих верных соратников. Особо апостол развивает метафору благовония, которая исходила от кадильниц священников. Для победителя это аромат победы, для пленников — запах поражения и надвигающейся смерти. Так, по мысли апостола, и для тех людей, кто примет Спасителя и Его Евангелие, они станут благоуханием жизни. Потому что именно через исполнение евангельских заповедей человек соединяется с Богом. Для тех, кто откажется от него, всё, что там написано, будет упрёком и свидетельством против них во время последнего суда. Ведь в лице Евангелия они отвергли Самого Творца. А, значит, сами поставили себя на обочину жизни.
Конечно же, тот образ, который предлагает апостол, внешне имеет мало сходства с тем, что переживает христианин в своей обычной жизни. Наши будни не очень-то напоминают триумфальное шествие. Это не означает, что Павел, используя фигуру речи, тешит нас ложными надеждами, пытаясь хоть как-то приободрить. Среди различных тягот и лишений он переживал своё непростое служение именно так. Это был его внутренний опыт, именно так он и воспринимал действительность: умел разглядеть и ощутить силу и славу приближающегося Царства Небесного, ощутить его благовонный запах за тусклой пеленой повседневности. И этот опыт не являлся результатом только его собственных усилий. Так действует божественная благодать, которая поселяется в человеке в ответ на его готовность следовать Евангелию. Поэтому и говорит апостол Павел, что каждый верный ученик Спасителя подобен письму, которое Господь посылает в мир. В сердце каждого христианина в той мере, в какой он находит в себе решимость посвятить жизнь служению Богу, проступают слова Евангелия. То есть благодаря действию Святого Духа постепенно зреет радость Царства Небесного, в которое мы входим вместе со Христом, во главе триумфального шествия.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема