
Апостол Павел
2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам можно назвать самым эмоциональным из всех павловых посланий. Вместе с этим оно и самое личное. Конечно, многое из того, о чем в нем идет речь, мы понять не можем, так как нам не известны все причины, которые побудили апостола написать это послание. О многом мы можем лишь строить предположения. Но есть здесь и то, что понятно без каких-либо исторических реконструкций.
В этом отрывке есть совершенно замечательная рекомендация апостола Павла, она не привязана к какому-либо времени или же к какой-то особой ситуации, она универсальна: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть». Некоторые толкователи полагали, что этот совет апостола в большей степени обращен к нам, а не к христианам древнего Коринфа. Ведь вера коринфских христиан была засвидетельствована множеством духовных дарований, которые были очевидны всем. Из Посланий апостола Павла мы знаем, что эти духовные дарования послужили соблазном для новообращенных христиан: они стали надмеваться по причине присутствия среди них и в них даров Святого Духа. А раз был факт проявления гордости, значит и сами дарования были чем-то очень явным, как сегодня, к примеру, в нашем обществе очень легко определить тех, кто финансово успешен. Такой успех — факт, его невозможно отрицать. Нечто подобное было и среди христиан Коринфа в отношении духовных дарований, а они, в свою очередь, были проявлением веры.
Сегодня совершенно иная ситуация. Мы вынуждены непрестанно задавать самим себе вопрос о том, в вере ли мы. То есть, веруем ли мы во Христа. Дать утвердительный ответ на этот вопрос очень просто. Но каким образом можно подтвердить свою веру? Из Евангелия мы знаем, что верующий во Христа человек станет способен делать удивительные вещи, к примеру, Евангелие от Марка в качестве примера такого рода вещей приводит способность говорить на новых языках, пить смертоносные яды без малейшего вреда для здоровья и прикосновением рук исцелять больных (ср. Мк. 16:17–18). Действительно, в Древней Церкви все это было. У нас — нет. Каким образом мы можем верифицировать свою веру? Да и вообще, если она у нас?
Перечисленные в Евангелии от Марка дарования были способны изумлять современников. Они были необходимы для активного распространения веры в древнем мире. А что изумляет нас изумляет? Способность понимать чужие языки? Вряд ли. Ведь у всех есть «живущие» в мобильных телефонах автоматические переводчики. Современная нам медицина, если ее сравнивать с медициной двухтысячелетней давности, сама по себе чудо. А еще у нас есть множество противоядий. Все то, о чем мы читаем в Евангелии — лишь примеры удивительного действия веры среди людей той далекой эпохи. Сегодня же удивляет совсем иное. Удивляет, когда человек оказывается не порабощен всеобщими тенденциями. Когда он сохраняет индивидуальность и способность оставаться кротким в любой ситуации. Когда человек способен к бесконечном прощению и пониманию. Когда он не отвечает грубостью на грубость. Когда на всех смотрит с любовью и умеет видеть за внешней маской страдающего человека. Это — проявления веры в современном мире. Именно их нам необходимо искать в самих себе.
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение
Владимир Одоевский «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу»

Фото: PxHere
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что только совершаемый впервые грех ужасает человека. Привычка же делает любой грех незаметным, и он уже не потрясает душу. В рассказе-притче с длинным названием «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником» писатель Владимир Одоевский говорит как раз о такой привычке к тому или иному греху.
Герой рассказа, Иван Богданович имел обыкновение по субботам играть в карты с коллегами. Однажды в Страстную Субботу Иван Богданович, хоть и помнил, что ночью — Пасха Господня, но всё же не удержался и позвал сослуживцев играть в карты. Те послушно пришли, и началась игра. Уже стемнело, а игроки всё тасовали и сдавали карты. Кто-то из них и пытался подняться, да где там. Карты словно приклеились к рукам.
— А всё же здесь нам гораздо веселее, — сказал, к собственному ужасу, один из чиновников, когда зазвонили пасхальные колокола.
Ужас чиновника понятен. Его слова — это фактически отвержение Христа, да ещё когда? В Пасхальную ночь. И всё же герой эти слова, пусть помимо воли, но произносит. Игроки остаются на своих местах, даже когда уже идёт пасхальная служба. Они и силятся встать, но не могут. Пытаются задуть свечи, но никак. Привычка сделала грех — страсть к карточной игре — сначала незаметным, а затем и непреодолимым.
Завершается рассказ кошмарным сном Ивана Богдановича. Ему приснилось, что карты, внезапно увеличившись, заняли место игроков, перетасовали их и начали партию, используя людей вместо игральных карт. Такая игра — закономерный итог полного порабощения греху.
Есть ли в рассказе Одоевского отблеск света? Да. Можно надеяться, что, получив такой урок, увидев, пусть во сне, как играет им страсть, герой отыщет в себе силы положить конец своей зависимости и обретёт свободу.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Антуан де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику» — «Улыбка, которая спасла жизнь»

Фото: PxHere
С детства мы помним песенку из мультфильма «Крошка Енот»: «От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернётся». Но это в детской песенке. А что может одна-единственная улыбка в реальном мире, мире взрослых? Многое. Например, спасти жизнь.
Вот что произошло однажды с писателем Антуаном де Сент-Экзюпери, когда он в разгар гражданской войны приехал в Испанию в качестве корреспондента. Эту историю он описывает в рассказе «Письмо заложнику». Задержанный военным патрулём, Экзюпери понимает, что потерял свой корреспондентский пропуск. Да ещё и испанским не владеет. Всё могло закончиться фатально. Если бы не чудо. Писатель взглянул на одного из своих конвоиров и... улыбнулся. «Тот сначала выпрямился, — описывает Экзюпери реакцию конвоира, — провел рукой по лбу, посмотрел мне в лицо и, к моему величайшему изумлению, улыбнулся тоже. Это было как рассвет». Патруль отпустил Экзюпери. Всё закончилось благополучно.
«Гибнет человечество от недостатка именно малого добра», — говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин. Казалось бы, один человек улыбнулся другому — какая малость. Но иногда для того, чтобы случилось чудо, как раз и не хватает самого малого. Например, улыбки.
Все выпуски программы: ПроЧтение











