
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Своим посланием апостол Павел отвечает нам на один очень непростой вопрос: откуда у него было столько внутренней силы идти вперед вопреки всестороннему сопротивлению — своих и чужих, жизненных обстоятельств и природных катаклизмов — когда временами казалось, что просто всё и вся ополчились против него?
Ответ апостола мы поймём, если вспомним, чем близорукость отличается от дальнозоркости. И первому, и второму для полноценного зрения нужны очки — потому что близорукий под носом всё видит хорошо, а вдаль посмотрит — всё размыто. У дальнозоркого, напротив — вдали всё ясно, а перед глазами — фокус никак не соберешь! Но кто в путешествии окажется в более выигрышном положении? Очевидно, что дальнозоркий — потому что он хорошо видит до самого горизонта и понимает, куда в итоге должен придти. А вот близорукий может застрять в деталях под ногами и вообще нужную тропинку потерять.
Оптика обычного человека значительно ближе к близорукости — нам легче замечать детали будней, реагировать на ежедневные и краткосрочные вызовы жизни, решать текущие проблемы. Порой заглядывать чуть дальше бывает даже страшно: а вдруг там — совсем не то, куда мы направлялись? Но для человека веры такая духовная близорукость недопустима: ведь если есть задача, определённая Самим Богом, и выполнить её — данное тебе от Него Самого поручение, то именно конечная цель и определяет значимость и важность каждого сантиметра пути! Тот, кто идёт на вершину горы, уже не замечает снег и слякоть, палящее солнце и неудобные камни под ногами, он преодолевает эти трудности ради покорения вершины. И, наконец-то ступив на неё, озирая великолепие окрестностей с такой высокой точки, ему и в голову не придёт печалиться и жаловаться о стёртых ногах и ноющей от перегрузки спине!
Апостол Павел — именно такой «духовный альпинист»: он смотрит на вершину своего пути — и поэтому с юмором и стойкостью переносит все кажущиеся другим невыносимые обстоятельства. Главное, двигаться вперед, наши временные трудности — ничто по сравнению с тем, что мы приобретаем в итоге. Более того: чем сложнее путь — тем опытнее и крепче становится путник!
Хочется пожелать всем нам, особенно в моменты, когда одолевает уныние и тоска от навалившихся проблем, уметь подобрать правильные духовные очки, чтобы устремив свой взгляд ввысь суметь чётко разглядеть привлекательность конечной цели нашего жизненного путешествия!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема