2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое самое страшное наказание может послать человеку Господь и за что? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Послание апостола Павла к коринфянам можно назвать строгим посланием. И тому были веские причины. Сегодня мы услышали целый список пороков, которыми болела христианская община города Коринф. Среди её участников были и зависть, и гнев, и ссоры, и клевета, и наушничество, и гордость, и беспорядки. Ко всему этому Павел обличает коринфян в нечистоте, блудодеянии и разного рода непотребствах. Апостол призывает их задуматься о том, какую жизнь они проводят. Покаяться. То есть изменить свой образ мысли и действий. Этими призывами и предупреждениями он предваряет свой визит в Коринф. Если же, когда он придёт, коринфяне не изменятся, то, как он говорит, он их не пощадит. Выражение, которое использует Павел, звучит как прямая угроза. Какое же наказание он приготовил для тех, кто не успеет принести покаяние? Намёки на это мы встречаем в тексте послания.
Павел опасается, что если ситуация не изменится, то, как он говорит, «вы встретите меня таким, каким не желаете». То есть, если коринфяне останутся в том же расположении духа, в каком они прибывают, апостол покажется им чужим человеком. Более того, Павел продолжает: «Бог мой уничижит меня у вас». То есть на апостола они будут смотреть как на ничтожество. В их глазах он будет пустым местом. Его авторитет для них будет равен нулю. Тот, кто некогда родил их для жизни вечной, словно перестанет для них существовать. И тогда, предупреждает Павел, ему придётся «оплакивать многих». Ведь вместе с ним для коринфян потеряет смысл и перестанет быть значимым всё то, что он им говорил о Христе.
Итак, наказание, которое ждёт грешников и которым грозит им апостол, совсем иной природы, нежели те санкции, которые обычно применяют против людей, нарушивших закон. Да и власть у Павла не та, которой обладает государство. Поэтому и предупреждает он не о тюремном заключении, не о штрафах, не о понижении должности и не об увольнении с работы. Ничего этого люди лишены не будут.
Более того. Они будут делать, что хотят и как хотят. При этом качество их материальной жизни никак не изменится. А, может, даже и улучшится. Ведь нередко бывает, что именно порок приносит человеку временный успех. Однако в жизни этих людей перестанет присутствовать Господь. Они лишатся Духа, которым обладал Павел. В конечном счёте, они останутся предоставленными сами себе и случаю. Это и есть наказание, достойное того, чтобы плакать о судьбе человека. Наказание, которое мы, увы, всегда выбираем сами. Ведь или наша жизнь наполнена духом Божиим, или в неё постепенно закрадывается пустота, избежать которой можно лишь в том случае, если я сознательно на ежедневной основе исполняю заповеди Евангелия, о необходимости соблюдения которых и напоминает коринфянам апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.