
Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое самое страшное наказание может послать человеку Господь и за что? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Послание апостола Павла к коринфянам можно назвать строгим посланием. И тому были веские причины. Сегодня мы услышали целый список пороков, которыми болела христианская община города Коринф. Среди её участников были и зависть, и гнев, и ссоры, и клевета, и наушничество, и гордость, и беспорядки. Ко всему этому Павел обличает коринфян в нечистоте, блудодеянии и разного рода непотребствах. Апостол призывает их задуматься о том, какую жизнь они проводят. Покаяться. То есть изменить свой образ мысли и действий. Этими призывами и предупреждениями он предваряет свой визит в Коринф. Если же, когда он придёт, коринфяне не изменятся, то, как он говорит, он их не пощадит. Выражение, которое использует Павел, звучит как прямая угроза. Какое же наказание он приготовил для тех, кто не успеет принести покаяние? Намёки на это мы встречаем в тексте послания.
Павел опасается, что если ситуация не изменится, то, как он говорит, «вы встретите меня таким, каким не желаете». То есть, если коринфяне останутся в том же расположении духа, в каком они прибывают, апостол покажется им чужим человеком. Более того, Павел продолжает: «Бог мой уничижит меня у вас». То есть на апостола они будут смотреть как на ничтожество. В их глазах он будет пустым местом. Его авторитет для них будет равен нулю. Тот, кто некогда родил их для жизни вечной, словно перестанет для них существовать. И тогда, предупреждает Павел, ему придётся «оплакивать многих». Ведь вместе с ним для коринфян потеряет смысл и перестанет быть значимым всё то, что он им говорил о Христе.
Итак, наказание, которое ждёт грешников и которым грозит им апостол, совсем иной природы, нежели те санкции, которые обычно применяют против людей, нарушивших закон. Да и власть у Павла не та, которой обладает государство. Поэтому и предупреждает он не о тюремном заключении, не о штрафах, не о понижении должности и не об увольнении с работы. Ничего этого люди лишены не будут.
Более того. Они будут делать, что хотят и как хотят. При этом качество их материальной жизни никак не изменится. А, может, даже и улучшится. Ведь нередко бывает, что именно порок приносит человеку временный успех. Однако в жизни этих людей перестанет присутствовать Господь. Они лишатся Духа, которым обладал Павел. В конечном счёте, они останутся предоставленными сами себе и случаю. Это и есть наказание, достойное того, чтобы плакать о судьбе человека. Наказание, которое мы, увы, всегда выбираем сами. Ведь или наша жизнь наполнена духом Божиим, или в неё постепенно закрадывается пустота, избежать которой можно лишь в том случае, если я сознательно на ежедневной основе исполняю заповеди Евангелия, о необходимости соблюдения которых и напоминает коринфянам апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM