2 Сол., 275 зач., II, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская эсхатология, то есть учение о конечных судьбах человека и мира, — это, пожалуй, самый непростой для понимания раздел богословия. Основная сложность здесь заключается в том, что эсхатология вынуждена оперировать теми понятиями, которые выходят за пределы обычной человеческой жизни, у эсхатологии своя терминология, и во многом эта терминология обусловлена отрывком из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Апостол Павел, написав своим адресатам, чтобы они не верили лжеучителям, которые проповедуют скорое Второе Пришествие Христово, изложил и апостольское учение о Втором Пришествии.
Давайте рассмотрим основные пункты этого учения, но не будем забывать, что относительно него блаженный Августин написал очень важные и значимые слова, которые звучат так: «Признаюсь, я не понимаю этих слов». Мы не станем делать вид, что наши интеллектуальные способности превосходят способности блаженного Августина, и затронем лишь те пункты павловых размышлений, которые не представляют особого труда для понимания.
Во-первых, Второго Пришествия не будет, пока не явится некий человек, которого многие станут считать Богом, этот человек займёт место Бога в храме, и здесь нам стоит вспомнить, что под словом «храм» апостол Павел понимал лишь храм в Иерусалиме, разрушенный в 70-е годы I-го века по Рождестве Христовом.
Далее апостол упомянул некую «тайну беззакония», которая «уже в действии». Некоторые русские переводы предлагают менее таинственное прочтение этого места, к примеру, такое: «Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока». В этой редакции понять мысль апостола Павла значительно проще, ведь речь здесь идёт о той силе, которая противится заповедям Христовым, и ощущает её в себе самом любой живущий по Евангелию человек. Однако пока что эта сила не стала всеобщим законом, хотя, конечно, она и стремится им стать, и мы знаем, что в некоторых сообществах общественные нормы и государственные законы иногда становятся чем-то прямо противоположным евангельским словам Спасителя.
Здесь же апостол Павел написал и о некоем «удерживающем». Однозначного понимания, кого именно имел в виду апостол, попросту не существует, а потому то именно эта павлова мысль является предметом многочисленных спекуляций. Существует как минимум пять возможных пониманий этого слова: римский император, некий иной правитель, поддерживающий справедливый порядок, Святой Дух, Спаситель и сам апостол Павел. У каждого из этих пониманий есть своя аргументация, однако из самых общих соображений понятно, что речь здесь не может идти о каком-либо человеке, ведь со времени написания апостолом этих слов сменилось множество поколений, но Бог по-прежнему позволяет видимому миру существовать.
Наиболее логичным, если, конечно, логика может быть здесь подходящим инструментом, кажется предположение, что у апостола речь идёт о Духе Святом. Пока Дух живёт в Церкви, пока Он освящает нас, наставляет и поддерживает, никакое зло не сможет распространиться настолько, что человечество утратит дальнейший смысл своего существования. Однако Дух можно изгнать из нашей жизни грехами, не грехами каких-то абстрактных злодеев, а нашими собственными, следовательно, есть только один доступный человеку метод спасения мира, и этот метод полностью совпадает с методом очищения своей души от грехов и страстей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У веры в Бога есть одно удивительное свойство: она способна пронизывать собой время, более того, вера время и вовсе как будто бы не замечает, ведь она простирается в вечность, туда, где времени попросту не существует. Об этом свойстве веры мы сегодня имеем возможность услышать во время литургии в православных храмах из отрывка 11-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Каждая из только что прозвучавших строк Послания к Евреям начиналась с одного и того же слова: «верою». Ну а дальше шёл предельно краткий пересказ того или иного сюжета Ветхого Завета.
Среди прозвучавших имён ветхозаветных праведников особняком стоят имена Исаака и Иакова, эти два праотца прожили относительно спокойную жизнь, в особой степени такой была судьба Исаака: он ни с кем не воевал, никуда не странствовал, его жизнь можно назвать жизнью простого обывателя, а если и были у Исаака переживания, то они касались непростых взаимоотношений двух его сыновей друг с другом. Нечто подобное можно сказать и об Иакове, правда, ему пришлось странствовать, да и детей у него было значительно больше, больше было и связанных с ними проблем. Однако и про Исаака, и про Иакова Послание к Евреям говорит одними и теми же словами: оба они верою благословили своё потомство.
Здесь нам стоит вспомнить, что их благословения были не простыми благопожеланиями, а описанием пути тех людей и их потомков, которым предназначалось благословение. Удивительна же в этих благословлениях их феноменальная точность, а также то, что даже при очень сильном желании праотцы не могли произнести какие-то иные слова.
Конечно, было бы весьма нелепым предполагать, что Бог на какое-то время лишил их свободы излагать свои мысли и начал говорить вместо них, нет, в историях благословений Исаака и Иакова мы можем видеть действие веры, именно вера заставляет поступать человека не так, как он хочет, а так, как того требует Бог, и именно вера даёт возможность видеть будущее с той же ясностью, с которой мы видим настоящее и недавнее прошлое. Вера роднит человека с Богом, ведь для Бога не существует времени, перестаёт оно существовать и у тех, кто нашёл в себе мужество последовать за Богом через исполнение Его заповедей. Таким людям неведом страх, потому что страх — это следствие незнания и непонимания, ну а избранные Богом праведники всё знали, всё понимали и обо всём имели здравое суждение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Где ты, Адам?»
Удивительное пение, которое мы только что услышали — это голоса монахов из древней обители Дохиар, что на Афоне. На Святой Горе — раннее утро; рассвет ещё не наступил, а они уже в храме, возносят молитвы Богу. Побывать в одном из афонских монастырей приглашает нас режиссёр Александр Запорощенко. Его документальный фильм «Где ты, Адам?» вышел на экраны в 2020-м году.
Скажу сразу: рассказывать про эту ленту довольно сложно. Её нужно увидеть. И не просто увидеть, а пережить. Пропустить через себя. Впрочем, по-другому и не получится. Александр Запорощенко снял кино, которое проникает в самое сердце. В документальном фильме «Где ты, Адам?» необычно, пожалуй, всё. В нём нет закадрового дикторского текста. Никто ничего не объясняет, не комментирует. Как признавался в одном из интервью режиссёр, ему хотелось не рассказывать, а показывать, погружать зрителя в атмосферу монастыря с помощью образов. Перед нашими глазами проходят долгие, завораживающие кадры. Проливной дождь стучит по камням; колышатся высокие кипарисы на скалах над бескрайним морем. Тихо ступая, идёт по монастырскому двору пожилой монах с кротким взглядом. Это — духовник монастыря Дохиар, архимандрит Григорий (Зумис), известный и почитаемый современный афонский старец. Из его уст в фильме звучат бесценные духовные наставления и удивительные признания. Ценно, что монологи героев в фильме не дублированы, перевод с греческого языка даётся синхронными титрами. Так ещё сильнее ощущается непередаваемая атмосфера афонской обители. Стоит отметить, что это одна из немногих существующих съёмок старца Григория Дохиарсого, который отошёл ко Господу в 2018-м году. Поэтому с особым благоговением смотришь на него и внимаешь ему. В картине «Где ты, Адам?» есть эпизод, в котором старец Григорий говорит о Воскресении Христовом. О том, что только в нём всё сущее обретает смысл и обновляется сам человек — из потомка ветхого, согрешившего Адама превращается в наследника Адама нового — Воскресшего Христа. Давайте послушаем эти слова старца Григория на греческом языке.
Впрочем, разговаривают монахи в фильме немного. Их жизнь занята куда более важными делами: непрестанными молитвами и трудом. Мы видим, как они вручную укрепляют набережную перед монастырём. Как собирают оливы, рыбачат, пекут хлеб, собираются за трапезой. А ночью, после всех трудов, молятся в маленьком полутёмном храме. Может показаться, что все эти эпизоды монастырской жизни не связаны между собой, что в фильме нет сюжета, нет так называемого кинематографического конфликта. Но чем глубже погружаешься в повседневность монахов святогорской обители Дохиар, тем яснее сознаёшь: конфликт фильма — одновременно и главный внутренний конфликт любого человека — поиск себя и Бога. Замечательно об этом сказал продюсер картины, священник Александр Плиска. По его мнению, у ленты «Где ты, Адам?», как у православной иконы — обратная перспектива. То есть, центром, отправной точкой, становится сам зритель.
В документальной ленте Александра Запорощенко важен каждый эпизод. И съёмка монашеского пострига на Афоне — уникального священнодействия, свидетелем которого становится зритель. И рассказ одного из монахов о своём необычном послушании — заботе о многочисленных монастырских котах. Ну, а суть названия документальной картины — «Где ты, Адам?» — раскроют сами её герои, жители афонского монастыря Дохиар. Благодаря чему, мы отчётливо поймём, что фильм этот не только о них, но и о нас.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«4:0 в пользу Танечки»
— А вы, значит, Татьяна Ивановна Колосова, да?
— Да.
— А вы окончили что?
— Ворошиловградский педагогический.
— А учились как? Если не секрет?
— Школу закончила с золотой медалью.
— Ничего себе... А институт?
— А в институте была одна четвёрка по фольклору.
— А вы замужем?..
Решительно всё хотят узнать о своей новой классной руководительнице ученики 5-го «Б». «Пятый буйный» — так называют этот класс учителя между собою. На самом деле, ребята вполне обыкновенные — просто очень активные и любознательные. Вот и новую учительницу они сразу же окружили пристальным вниманием. А когда узнали, что Татьяна Ивановна совсем не имеет преподавательского опыта — то ласково-снисходительно нарекли «Танечкой». А после устроили ей... своеобразную проверку на профпригодность. Кинофильм «4:0 в пользу Танечки», фрагмент из которого прозвучал в начале нашей программы, вышел на экраны в 1982-м году. Снял его Радомир Василевский. В прошлом — кинооператор, в числе самых известных его работ в этом качестве — картина «Весна на Заречной улице». В режиссуру Василевский пришёл с определённой целью — снимать детское кино. И делал это замечательно. На примере ленты «4:0 в пользу Танечки» легко в этом убедиться. Фильм получился небанальным, увлекательным, он пробуждает в душе добрые чувства.
Доброту излучает и сама главная героиня — Танечка, учительница Татьяна Ивановна. «От ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает» — с таким убеждением она приступает к работе. И действительно — доверительное, тёплое отношение Татьяны Ивановны сразу покоряет ребят из 5-го «Б». Но от идеи испытать молодую классную руководительницу они всё же не отказываются. И первым делом решают «проверить характер» — побежит ли Танечка жаловаться директору, если они будут шалить на уроках? Однако учительница прошла это испытание с юмором. Справилась и со следующим — проверкой, насколько она любит свой предмет. А преподаёт Татьяна Ивановна русский язык и литературу. Третий экзамен — на чуткость и душевное тепло — преподавательница тоже с честью выдержала. И ребята поверили: Танечка — свой человек, можно ей доверять. Но именно в этот момент происходит недоразумение, которое угрожает навсегда разрушить тёплые отношения учительницы и учеников. И вот уже 5-й «Б» в полном составе обдумывает, как проучить классную руководительницу.
— Я думаю, Танечку надо вызвать на педсовет.
— Не на педсовет, а на суд коллектива класса.
— Всё это ерунда.
— Жребий брошен. Её надо уволить.
— Как это?
— Учителям за двойки попадает не меньше, чем нам от родителей.
— Предлагаю не учить её предмет. Вызывает — ты молчишь. Двойка. Вызывает — молчишь — двойка! Если дружно возьмёмся, через месяц она будет без работы.
— Мамочки...
— Я за!
Так что же произошло, и как теперь выйти из ситуации и самой Татьяне Ивановне, и её ученикам? Смогут ли они снова найти общий язык? Всё это зрители узнают, посмотрев замечательный фильм «4:0 в пользу Танечки». В комедийной, по сути, картине режиссёр, тем не менее, касается серьёзных и тонких тем. Что важнее — любовь или принципы? Что действеннее — строгость или доброта? О том, что порой ученики могут многому научить учителя — простая и светлая картина Радомира Василеского «4:0 в пользу Танечки».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр