
Апостол Павел
2 Сол., 275 зач., II, 1-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская эсхатология, то есть учение о конечных судьбах человека и мира, — это, пожалуй, самый непростой для понимания раздел богословия. Основная сложность здесь заключается в том, что эсхатология вынуждена оперировать теми понятиями, которые выходят за пределы обычной человеческой жизни, у эсхатологии своя терминология, и во многом эта терминология обусловлена отрывком из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Апостол Павел, написав своим адресатам, чтобы они не верили лжеучителям, которые проповедуют скорое Второе Пришествие Христово, изложил и апостольское учение о Втором Пришествии.
Давайте рассмотрим основные пункты этого учения, но не будем забывать, что относительно него блаженный Августин написал очень важные и значимые слова, которые звучат так: «Признаюсь, я не понимаю этих слов». Мы не станем делать вид, что наши интеллектуальные способности превосходят способности блаженного Августина, и затронем лишь те пункты павловых размышлений, которые не представляют особого труда для понимания.
Во-первых, Второго Пришествия не будет, пока не явится некий человек, которого многие станут считать Богом, этот человек займёт место Бога в храме, и здесь нам стоит вспомнить, что под словом «храм» апостол Павел понимал лишь храм в Иерусалиме, разрушенный в 70-е годы I-го века по Рождестве Христовом.
Далее апостол упомянул некую «тайну беззакония», которая «уже в действии». Некоторые русские переводы предлагают менее таинственное прочтение этого места, к примеру, такое: «Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока». В этой редакции понять мысль апостола Павла значительно проще, ведь речь здесь идёт о той силе, которая противится заповедям Христовым, и ощущает её в себе самом любой живущий по Евангелию человек. Однако пока что эта сила не стала всеобщим законом, хотя, конечно, она и стремится им стать, и мы знаем, что в некоторых сообществах общественные нормы и государственные законы иногда становятся чем-то прямо противоположным евангельским словам Спасителя.
Здесь же апостол Павел написал и о некоем «удерживающем». Однозначного понимания, кого именно имел в виду апостол, попросту не существует, а потому то именно эта павлова мысль является предметом многочисленных спекуляций. Существует как минимум пять возможных пониманий этого слова: римский император, некий иной правитель, поддерживающий справедливый порядок, Святой Дух, Спаситель и сам апостол Павел. У каждого из этих пониманий есть своя аргументация, однако из самых общих соображений понятно, что речь здесь не может идти о каком-либо человеке, ведь со времени написания апостолом этих слов сменилось множество поколений, но Бог по-прежнему позволяет видимому миру существовать.
Наиболее логичным, если, конечно, логика может быть здесь подходящим инструментом, кажется предположение, что у апостола речь идёт о Духе Святом. Пока Дух живёт в Церкви, пока Он освящает нас, наставляет и поддерживает, никакое зло не сможет распространиться настолько, что человечество утратит дальнейший смысл своего существования. Однако Дух можно изгнать из нашей жизни грехами, не грехами каких-то абстрактных злодеев, а нашими собственными, следовательно, есть только один доступный человеку метод спасения мира, и этот метод полностью совпадает с методом очищения своей души от грехов и страстей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема