Мне кажется, одно из самых страшных состояний в жизни человека — это потеря доверия. Не так давно я объясняла это своей дочери.
Весной ей подарили новый велосипед, и она сразу поехала на нём кататься. Перед первым выездом я взяла с неё слово, что она ни в коем случае не поедет за пределы деревни. Первое время я постоянно выходила на дорогу и смотрела, не уехала ли она всё-таки? Не уезжала. Все деревенские жители запросто показывали, у кого она играет. Через месяц я перестала её контролировать, убедившись, что могу ей доверять.
Однако в самом разгаре лета её новый велосипед мне пришлось загнать в подвал. Дочь стала гулять под моим присмотром: купаться в бассейне и собирать со мной смородину (это в наказание, вместо игр с друзьями и катания на новом велике). Не сдержала слово — уехала.
Как-то за сбором ягод я спросила её:
— Неужели ты не вспомнила, что дала мне слово не уезжать? О том, что я доверяла тебе?
— Вспомнила, — ответила дочь и заплакала.
Оказалось, что на другом конце деревни они с ребятами нашли троих котят, которых кто-то выбросил, и договорилась по очереди приезжать кормить их.
— Если бы я в этот день не приехала, они бы умерли! — ревела дочь, — Я что должна была их умирать оставлять?
Чувства ребёнка мне были знакомы. Думаю, многие из вас в детстве спасали выброшенных котят. Но как надо было поступить мне? Я-то уже вышла из возраста спасателя и должна была спасать своих детей, за них отвечать...
— Накормила котят? — спрашиваю.
— Накормила. Мам, а можно мне сегодня взять велосипед и съездить посмотреть, как они там? Только один раз! Честное слово!
— Это уже второе честное слово, — напомнила я.
— Мам, второе! Но честное-причестное!
Я сама отвезла её посмотреть, и, убедившись, что котята всё так же спят в уютной коробке, дочка облегчённо выдохнула:
— Не умерли.
В тот день я дала ей слово, что скоро снова разрешу ей кататься на велосипеде. И не только потому, что любое наказание должно когда-нибудь заканчиваться. А потому что честное-пречестное слово — у взрослых называется — вторым шансом. А на него, как известно, есть право у каждого.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема