
Роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» часто называют энциклопедией православной жизни. Само название произведения отсылает нас к церковному году, который состоит из круга православных праздников. Автор переносится в далёкие годы, когда он был ещё маленьким ребёнком, и словно заново переживает детское, наивное, чистое и светлое ощущение праздников, которых всегда ждали с радостью и трепетом. Вся жизнь его семьи, и даже бытовая её сторона, строилась вокруг них. Крещение, Благовещение, Троица, Преображение — каждому празднику в романе посвящена отдельная глава. В сущности, это — маленькие самостоятельные произведения. Избранные фрагменты из «Лета Господня», посвящённые Празднику праздников — Пасхе, Светлому Христову Воскресению, а также предшествующему Великому посту, мы найдём под обложкой сборника «Всюду Христос. Великопостные и Пасхальные рассказы».
Такое название соответствует сути творчества Ивана Шмелёва, которое литературные критики называют христоцентричным. «Всё во мне связывается со Христом», — так определяет писатель мироощущение мальчика Вани — то есть, самого себя в детстве — чьими глазами он смотрит на окружающий мир. Мир этот, на первый взгляд, невелик — дом, улица, двор, приходской храм. И всё же он поистине беспределен, потому что в центре этого мира, в глубине чистого детского сердца, присутствует Бог. Он в каждой детали: в старинной, прабабушкиной иконе Распятия, перед которой горит зажжённая накануне отцом «постная» — бесцветная лампадка; к празднику её заменят на новую, красную. В церковном благовесте, поднимающемся в сумеречное вечернее небо. В миндальном печенье в форме креста, которое выпекают на третьей неделе Великого поста. Главы «Чистый понедельник», «Крестопоклонная», «Вербное Воскресение» перенесут нас в удивительное время ожидания самого великого чуда — Христова Воскресения.
В книге «Всюду Христос» собраны и пасхальные главы из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне» — «Пасха», «Разговины», «Радоница», «Яичко». В них читатели вместе с маленьким Ваней поучаствуют в предпраздничных приготовлениях. Заглянут в кондитерскую по соседству — там в огромных кадушках пекари мнут творог с изюмом и замешивают сдобное тесто на куличи. Тихой улицей, в темноте, пойдут в храм на Пасхальную Литургию. И грянет долгожданное: «Христос воскресе!» «Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная», — делится радостью автор. Особенное, детское восприятие происходящего, глубоко трогает душу. И на какой-то миг словно сам становишься ребёнком, которому во всём вокруг — в цветах и синем небе, в ярких яйцах-крашенках — «чудится живое, неизъяснимо-радостное, святое... И ничего не страшно, потому что везде — Христос».
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема