
Роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» часто называют энциклопедией православной жизни. Само название произведения отсылает нас к церковному году, который состоит из круга православных праздников. Автор переносится в далёкие годы, когда он был ещё маленьким ребёнком, и словно заново переживает детское, наивное, чистое и светлое ощущение праздников, которых всегда ждали с радостью и трепетом. Вся жизнь его семьи, и даже бытовая её сторона, строилась вокруг них. Крещение, Благовещение, Троица, Преображение — каждому празднику в романе посвящена отдельная глава. В сущности, это — маленькие самостоятельные произведения. Избранные фрагменты из «Лета Господня», посвящённые Празднику праздников — Пасхе, Светлому Христову Воскресению, а также предшествующему Великому посту, мы найдём под обложкой сборника «Всюду Христос. Великопостные и Пасхальные рассказы».
Такое название соответствует сути творчества Ивана Шмелёва, которое литературные критики называют христоцентричным. «Всё во мне связывается со Христом», — так определяет писатель мироощущение мальчика Вани — то есть, самого себя в детстве — чьими глазами он смотрит на окружающий мир. Мир этот, на первый взгляд, невелик — дом, улица, двор, приходской храм. И всё же он поистине беспределен, потому что в центре этого мира, в глубине чистого детского сердца, присутствует Бог. Он в каждой детали: в старинной, прабабушкиной иконе Распятия, перед которой горит зажжённая накануне отцом «постная» — бесцветная лампадка; к празднику её заменят на новую, красную. В церковном благовесте, поднимающемся в сумеречное вечернее небо. В миндальном печенье в форме креста, которое выпекают на третьей неделе Великого поста. Главы «Чистый понедельник», «Крестопоклонная», «Вербное Воскресение» перенесут нас в удивительное время ожидания самого великого чуда — Христова Воскресения.
В книге «Всюду Христос» собраны и пасхальные главы из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне» — «Пасха», «Разговины», «Радоница», «Яичко». В них читатели вместе с маленьким Ваней поучаствуют в предпраздничных приготовлениях. Заглянут в кондитерскую по соседству — там в огромных кадушках пекари мнут творог с изюмом и замешивают сдобное тесто на куличи. Тихой улицей, в темноте, пойдут в храм на Пасхальную Литургию. И грянет долгожданное: «Христос воскресе!» «Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная», — делится радостью автор. Особенное, детское восприятие происходящего, глубоко трогает душу. И на какой-то миг словно сам становишься ребёнком, которому во всём вокруг — в цветах и синем небе, в ярких яйцах-крашенках — «чудится живое, неизъяснимо-радостное, святое... И ничего не страшно, потому что везде — Христос».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Даша будет ходить! Давайте ей поможем

У Даши Коваленко серьёзные двигательные нарушения. В шесть месяцев, когда другие дети обычно начинают сидеть, она только-только училась держать голову.
Сейчас девочке уже семь. Это очень ласковый и светлый ребёнок. Она умеет сидеть, говорить и самостоятельно есть. Даша следует по жизни с музыкой — любит петь. Ходить она пока не умеет, зато научилась прекрасно плавать и нырять. И это доставляет ей огромную радость. Более того, находясь в воде, когда её тело становится легче, Даша шаг за шагом ступает по дну бассейна, что вызывает у неё ещё больший восторг.
Развиваться и крепнуть физически Даше здорово помогают реабилитации. Вот уже несколько лет родители возят её в один и тот же медицинский центр. Именно там у Даши появилось много новых достижений. И теперь есть реальная возможность научиться ходить не только в воде. Оплачивать дорогостоящие занятия для дочери семье Коваленко не всегда удаётся. Поскольку Даше нужна постоянная забота, мама всё время находится рядом с ней и работает только отец девочки. Поэтому семье необходима поддержка.
Недавно их взял под опеку фонд «Мои друзья». Чтобы Даша вновь смогла отправиться на важный курс восстановительного лечения, фонд открыл для неё сбор. Если вы хотите принять в нём участие и помочь Даше Коваленко уверенно шагнуть в будущее, переходите на сайт: Мои друзья.Орг и оставьте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первый Вселенский Собор о Церкви». Георгий Захаров

У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о постановлениях Первого Вселенского Собора, связанных с устройством и жизнью Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер