Помню, как будучи Крите шел по улице и увидел объявление – «Исполняется 40 дней со дня смерти такого-то человека. В субботу после вечерней службы в храме (было указано его название) будут поминки. Приходите почтить память покойного».
В России представить себе такое довольно сложно. Нет, поминальная трапеза у нас устраивается, но это почти всегда дело внутрисемейное. А в Греции это происходит в храме, да еще и о поминках развешивают объявления.
По чистой случайности я собирался идти вечером на службу именно в тот храм, где планировались поминки, и решил своих планов не менять. И вот прихожу я вечером в храм, а там прямо по центру стоит огромный торт, богато украшенный по бокам и сверху блестящими бусинами. Рядом с тортом стоит фотография умершего. Помню подумал - вот это поминки! Публичные, да еще и с тортом! Наверное, покойный был известным человеком. В конце службы к торту вышел священник и совершил рядом с ним поминальную молитву.
После чего к торту подошли родственники покойного и начали его разрезать. Каково же было мое удивление, когда я понял, что за торт принял кутью, то есть смесь тертых орехов, вареных зерен пшеницы, корицы и ароматных трав. Все это находилось под слоем спрессованной сахарной пудры, поэтому и имело форму торта.
Родственники покойного рассыпали кутью по пакетикам и предлагали каждому, кто был в храме. Получил пакетик с кутьей и я. Кстати, блестящие бусины, которыми этот «торт» был украшен, оказались съедобными - это была карамель в серебристой глазури.
Когда я, несколько удивлённый всем произошедшим, вышел на улицу, то увидел, что во дворе всем раздают особые, поминальные, кексы и наливают кофе.
За чашкой кофе я спросил у местного священника, кем был покойный, если в его память организована такая трапеза. Оказалось, что это был обычный прихожанин. И подобные поминки в Греции привычное дело. Просто приход там воспринимается как большая семья, и люди искренне делят друг с другом радостные и грустные моменты своей жизни.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о греческой традиции поминовения умерших.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема