Меня крестили совсем маленькой. В доме родителей стояли иконы. Но тогда я не молилась. В подростковом возрасте стала понимать, а скорее, на уровне интуиции ощущать, что есть что-то большое и значительное, точнее, кто-то, кто ведёт нас по жизни. Но и тогда я не сильно углублялась в эти мысли. Бурлила прекрасная и безоблачная юношеская жизнь, было не до веры.
В студенческие годы у меня наступил тяжёлый период в жизни, какой-то духовный кризис, поиски себя. Тогда родственница привела меня в церковь, в храм «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Там я поплакала, помолилась, успокоилась и ушла жить прежней жизнью. Как многие считала, что моя вера — в душе.
Снова захотелось прийти в этот храм, когда опять на сердце стало тяжело — случились неприятности в личной жизни. Пришла, поговорила с батюшкой и, как при первом посещении храма, печаль отпустила. Господь утешил.
Начала приходить в храм регулярно. Сначала днём, помолиться, поставить свечи. Там было всегда светло и спокойно.
Летом, когда у меня появилось больше свободного времени, осталась как-то на вечернюю службу. И мне понравилось. Так красиво пел хор, так было тепло и уютно! Стала ходить на вечерние службы в будние дни.
А как-то пришла на всенощную в субботу. Храм был полон. И мне понравилась эта атмосфера единения с таким большим числом молящихся людей.
В следующую субботу увидела, как люди стали выстраиваться в очередь на исповедь. Мне тоже очень захотелось покаяться в своих грехах, очистить душу. Со слезами подошла я к батюшке, вспомнила всё, что тяготило и мучило мою совесть, искренне покаялась. И как будто тяжёлый груз упал с плеч! Только тогда я ощутила благодать, почувствовала, что Христос близко, вот здесь, рядом со мной, с нами. И это было — счастье.
На следующее утро я пришла на литургию. И с того момента уже не пропускала служб в выходные дни.
Выбрала себе место ближе к середине храма, и всегда становилась туда. Рядом был проход, и мне нравилось, что мимо движутся люди, как будто морские волны в приливе и отливе. Я стояла в этом потоке, а духом устремлялась вверх, к Небесам. Удивительное чувство — ты одновременно со всеми и наедине с Богом.
В этом храме я обрела настоящую себя, почувствовала, какой должна быть. Тут утешалась в скорбях, укреплялась духом, набиралась сил. И однажды подумала: «Название храма — Всех скорбящих радость. Всех. Это значит, не меня одной, а всех нас вместе. А от того, что нас много, любая мольба, любая радость умножаются кратно. И Господь — с нами. Как сказано в Евангелии от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов