
Меня крестили совсем маленькой. В доме родителей стояли иконы. Но тогда я не молилась. В подростковом возрасте стала понимать, а скорее, на уровне интуиции ощущать, что есть что-то большое и значительное, точнее, кто-то, кто ведёт нас по жизни. Но и тогда я не сильно углублялась в эти мысли. Бурлила прекрасная и безоблачная юношеская жизнь, было не до веры.
В студенческие годы у меня наступил тяжёлый период в жизни, какой-то духовный кризис, поиски себя. Тогда родственница привела меня в церковь, в храм «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Там я поплакала, помолилась, успокоилась и ушла жить прежней жизнью. Как многие считала, что моя вера — в душе.
Снова захотелось прийти в этот храм, когда опять на сердце стало тяжело — случились неприятности в личной жизни. Пришла, поговорила с батюшкой и, как при первом посещении храма, печаль отпустила. Господь утешил.
Начала приходить в храм регулярно. Сначала днём, помолиться, поставить свечи. Там было всегда светло и спокойно.
Летом, когда у меня появилось больше свободного времени, осталась как-то на вечернюю службу. И мне понравилось. Так красиво пел хор, так было тепло и уютно! Стала ходить на вечерние службы в будние дни.
А как-то пришла на всенощную в субботу. Храм был полон. И мне понравилась эта атмосфера единения с таким большим числом молящихся людей.
В следующую субботу увидела, как люди стали выстраиваться в очередь на исповедь. Мне тоже очень захотелось покаяться в своих грехах, очистить душу. Со слезами подошла я к батюшке, вспомнила всё, что тяготило и мучило мою совесть, искренне покаялась. И как будто тяжёлый груз упал с плеч! Только тогда я ощутила благодать, почувствовала, что Христос близко, вот здесь, рядом со мной, с нами. И это было — счастье.
На следующее утро я пришла на литургию. И с того момента уже не пропускала служб в выходные дни.
Выбрала себе место ближе к середине храма, и всегда становилась туда. Рядом был проход, и мне нравилось, что мимо движутся люди, как будто морские волны в приливе и отливе. Я стояла в этом потоке, а духом устремлялась вверх, к Небесам. Удивительное чувство — ты одновременно со всеми и наедине с Богом.
В этом храме я обрела настоящую себя, почувствовала, какой должна быть. Тут утешалась в скорбях, укреплялась духом, набиралась сил. И однажды подумала: «Название храма — Всех скорбящих радость. Всех. Это значит, не меня одной, а всех нас вместе. А от того, что нас много, любая мольба, любая радость умножаются кратно. И Господь — с нами. Как сказано в Евангелии от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер