Время радости. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня. Часть 1
Поделиться
Воздвижение Креста Господня. Часть 2
Поделиться
Воздвижение Креста Господня. Часть 3
Поделиться
Воздвижение Креста Господня. Часть 4
Поделиться
Воздвижение Креста Господня

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

В Православии существуют двенадцать самых важных праздников. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако праздник Воздвижения Креста Господня не похож на остальные. Сегодняшнее торжество связано с именами делами людей, живших три века спустя после евангельских событий.

В триста пятом году во главе Римской империи стал Константин. Позже за свои деяния он получил почетное наименование – Великий. Одной из заслуг Константина стало прекращение гонений на христиан. Более того, он начал оказывать поддержку христианской Церкви. Император даже распорядился выяснить, где именно происходили евангельские события, сохранились ли свидетельства земной жизни Спасителя и его страданий.

Особое значение для императора Константина имел Святой Крест – орудие позорной казни Христа, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение – в небе засиял огромный крест. Император нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами.

Миссию поиска христианских святынь взяла на себя мать Константина, царица Елена. Задача была не из простых. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Вскоре после Крестной смерти Спасителя и его Воскресения в провинции Иудея вспыхнуло восстание против владычества Рима. Оно было жестоко подавлено. По приказу императора Тита в семидесятом году Иерусалим был разрушен, а храм Соломона стерт с лица земли. Так сбылись слова Христа, предрекшего, что от Иерусалима не останется камня на камне. Впоследствии город переименовывался и перестраивался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Существует версия, согласно которой  это было сделано намеренно, чтобы наругаться над памятью о Христе и даже уничтожить её. В триста двадцать пятом году императрица Елена прибыла в Иерусалим. Экспедиции удалось установить приблизительное место, где находилась Голгофа. Там начались раскопки, и вскоре было обнаружено три креста. Теперь перед участниками экспедиции встала новая задача – определить, какой же из них – подлинное Распятие Христово. По преданию, установить это помогло чудо. По одной версии от истинного Креста исцелилась тяжко болевшая женщина. Согласно другой – мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг – то есть поднял Крест над толпой, чтобы все собравшиеся могли ему поклониться. Отсюда и название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Затем Крест Господень повернули на все части света. Им словно благословили весь мир.

Рядом с Распятием была найдена табличка с надписью, которую сделали по приказу Пилата. На ней на латинском, греческом и еврейском языках было начертано «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Тут же лежали и гвозди, которыми был пригвожден Спаситель.

В пятом веке в Сирии возникли еще две версии обретения креста. По одной из них, Распятие Христово было найдено еще в третьем веке женой императора Клавдия Второго Протоникой. Другая версия не оспаривала роли царицы Елены и императора Константина Великого. Но согласно этому варианту местонахождение Голгофы Елене открыл иерусалимский житель Иуда. Позднее он сам уверовал во Христа, принял крещение с именем Кириак и со временем даже стал епископом Иерусалима.

Голгофа и Гроб Господень – место, где был погребен Христос, находились неподалеку друг от друга. Решено было воздвигнуть над этими святынями один большой храм Воскресения.

Царица Елена не дожила до окончания строительства. Но Церковь чтит её старания по прославлению Христа и проповеди Евангелия. Она была причислена к лику святых как равноапостольная. Храм Воскресения Христова или Гроба Господня в Иерусалиме освятили в год тридцатилетия правления Константина Великого, в триста тридцать пятом году.


Храм Гроба Господня

Святыни Иерусалимского храма Воскресения Христова рассказывают о событиях, которые повернули ход истории человечества. В соборе несколько приделов – отдельных церквей, устроенных возле драгоценных реликвий.

Прямо у входа в храм в свете лампад лежит желто-розовый Камень миропомазания. Здесь тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский помазал благовониями и обвил Плащаницей бездыханное Тело Спасителя. Направо от камня – мраморная лестница. 28 ступеней ведут на Голгофу, к месту Распятия. В алтаре, в полу – небольшое круглое отверстие, оправленное в серебро. Сюда две тысячи с лишним лет назад был водружен Крест Господень.

Прямо под Голгофой – придел Адама. За стеклом видно глубокую трещину, которая рассекает скалу сверху донизу, от Креста до того места, где, по преданию, был погребен первый человек. Считается, что именно по этой расселине Кровь Спасителя просочилась до черепа прародителя и омыла первородный грех.

Справа от придела Адама – алтарь поругания и возложения тернового венца. Отсюда можно спуститься в подземную церковь святой Елены. Дополнительные двадцать ступенек приведут в еще более глубокое подземелье – здесь равноапостольная царица обрела Крест Господень.

На противоположной стороне от Голгофы – вход в маленькую пещеру, где Господь был заключен перед казнью. Во время Распятия возле этой темницы в скорбном молчании стояла Богородица.

Буквально в десяти шагах от скорби – радость. Мраморный круг и неугасимые лампады над ним обозначают место, где Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа.

Сердце храма Воскресения Христова – это, без сомнения, Гроб Господень. Под высоким куполом Ротонды стоит часовенка, именуемая Кувуклией. Внутри нее – скала, в которой высечена Гробница. Парадоксально звучит, но здесь был похоронен Бог.

Пещера настолько мала, что перед Гробом могут одновременно стоять не больше трех человек. Входят сюда с особым благоговением и выходят пятясь назад, чтобы не поворачиваться к святыне спиной.

Центральный величественный придел храма Воскресения называется Кафоликон. Если от него прочертить прямую линию к Кувуклии, то точно посередине мы увидим мраморную вазу. В ней лежит шар, на нем начерчен крест. Это центр мира, центр времени и пространства – пуп Земли.

Под крышей храма Гроба Господня сошлись Распятие и Воскресение, смерть и бесконечность, бездонная скорбь и всепоглощающая радость. Оказавшись здесь, ты словно лично проживаешь великие дни, описанные в евангельских повествованиях. И заново переосмысливаешь свою собственную жизнь!


Практически сразу после освящения храма Воскресения Христова верующие начали чтить и память Обретения Честного и Животворящего Креста Господня.

Изначально Святыня хранилась в самом храме, в приделе Обретения Креста, но не целиком. Дело в том, что царица Елена разделила Истинное Древо Креста на две части: одна была помещена в серебряную раку и покоилась в Иерусалиме. Другую равноапостольная царица увезла в столицу Византийской империи – Константинополь. По дороге она основывала монастыри и оставляла в обителях небольшие частицы Креста.  Делалось это для того, чтобы каждый христианин мог прикоснуться к святыне, не отправляясь в дальнее путешествие в Иерусалим или Константинополь. Как свидетельствуют историки Церкви, к середине четвертого века частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.

Но в начале седьмого века Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой Второй. В качестве одного из трофеев он забрал иерусалимскую часть Честного и Животворящего Креста. Вернуть святыню удалось только через четырнадцать лет, в шестьсот тридцать первом году. Все это время с ней неотлучно находился патриарх Захария. Греческие войска разбили персов и Животворящий Крест с почестями был доставлен в Иерусалим. Его нес сам византийский император Ираклий в сопровождении патриарха Захарии. Процессия следовала через ворота, которые вели на Голгофу. По преданию, император внезапно остановился и не мог сделать ни шагу. Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел. Ведь Тот, кто первым нес этот Крест был унижен и гоним. Император снял корону, свой пышный наряд и лишь тогда смог войти в ворота. Освобождение Животворящего Креста из персидского плена Церковь особо вспоминает в Крестопоклонную неделю Великого поста.

И Иерусалимский, и Константинопольский фрагменты Распятия были утрачены в двенадцатом-тринадцатом веках. Это случилось в эпоху завоевания Святой Земли арабами и крестовых походов. Сохранились небольшие частицы Животворящего Креста. В двенадцатом веке первая такая частица попала на Русь. Она находилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.

В наши дни части Креста Господня есть в российских храмах и монастырях: в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пскове и других городах. На Западе  святыне можно поклониться, например, в римской церкви  Санта-Кроче ин Джерусалемме, в храмах Флоренции и Пизы, в Соборе Парижской Богоматери, в кипрском монастыре Ставровуни.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (20 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *