В Православии существуют 12 самых важных праздников. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако праздник Воздвижения Креста Господня не похож на остальные. Сегодняшнее торжество связано с именами и делами людей, живших три века спустя после евангельских событий.
В 305 году во главе Римской империи стал Константин. Позже за свои деяния он получил почётное наименование - Великий. Одной из заслуг Константина стало прекращение гонений на христиан. Более того, он начал оказывать поддержку христианской Церкви. Император даже распорядился выяснить, где именно происходили евангельские события, сохранились ли свидетельства земной жизни Спасителя и его страданий.
Особое значение для императора Константина имел Святой Крест - орудие казни Христа и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение - в небе засиял огромный крест. Император нанёс его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами.
Миссию поиска христианских святынь взяла на себя мать Константина, царица Елена. Задача была не из простых. За 300 лет в Иерусалиме всё изменилось. Вскоре после Крестной смерти Спасителя и его Воскресения в провинции Иудея вспыхнуло восстание против владычества Рима. Оно было жестоко подавлено. По приказу императора Тита в 70-м году Иерусалим был разрушен, а храм Соломона стёрт с лица земли. Так сбылись слова Христа, предрекшего, что от Иерусалима не останется камня на камне. Впоследствии город переименовывался и перестраивался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Существует версия, согласно которой это было сделано намеренно, чтобы надругаться над памятью о Христе и даже уничтожить её. В 325 году императрица Елена прибыла в Иерусалим. Экспедиции удалось установить приблизительное место, где находилась Голгофа. Там начались раскопки, и вскоре было обнаружено три креста. Теперь перед участниками экспедиции встала новая задача – определить, какой же из них - подлинное Распятие Христово. По преданию, установить это помогло чудо. По одной версии от истинного Креста исцелилась тяжко болевшая женщина. Согласно другой - мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг - то есть поднял Крест над толпой, чтобы все собравшиеся могли ему поклониться. Отсюда и название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Затем Крест Господень повернули на все части света. Им словно благословили весь мир.
Рядом с Распятием была найдена табличка с надписью, которую сделали по приказу Пилата. На ней на латинском, греческом и еврейском языках было начертано «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Тут же лежали и гвозди, которыми был пригвождён Спаситель.
В 5 веке в Сирии возникли ещё две версии обретения креста. По одной из них, Распятие Христово было найдено ещё в 3 веке женой императора Клавдия Второго, Протоникой. Другая версия не оспаривала роли царицы Елены и императора Константина Великого. Но согласно этому варианту местонахождение Голгофы Елене открыл иерусалимский житель Иуда. Позднее он сам уверовал во Христа, принял крещение с именем Кириак и со временем даже стал епископом Иерусалима.
Голгофа и Гроб Господень - место, где был погребён Христос, находились неподалеку друг от друга. Решено было воздвигнуть над этими святынями один большой храм Воскресения.
Царица Елена не дожила до окончания строительства. Но Церковь чтит её старания по прославлению Христа и проповеди Евангелия. Она была причислена к лику святых как равноапостольная. Храм Воскресения Христова или Гроба Господня в Иерусалиме освятили в год тридцатилетия правления Константина Великого, в 335 году.
Храм Гроба Господня
Святыни Иерусалимского храма Воскресения Христова рассказывают о событиях, которые повернули ход истории человечества. В соборе несколько приделов – отдельных церквей, устроенных возле драгоценных реликвий.
Прямо у входа в храм в свете лампад лежит жёлто-розовый Камень миропомазания. Здесь тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский помазал благовониями и обвил Плащаницей бездыханное Тело Спасителя. Направо от камня – мраморная лестница. 28 ступеней ведут на Голгофу, к месту Распятия. В алтаре, в полу, небольшое круглое отверстие, оправленное в серебро. Сюда 2000 с лишним лет назад был водружен Крест Господень.
Прямо под Голгофой – придел Адама. За стеклом видно глубокую трещину, которая рассекает скалу сверху донизу, от Креста до того места, где, по преданию, был погребён первый человек. Считается, что именно по этой расселине Кровь Спасителя просочилась до черепа прародителя и омыла первородный грех.
Справа от придела Адама – алтарь поругания и возложения тернового венца. Отсюда можно спуститься в подземную церковь святой Елены. Дополнительные двадцать ступенек приведут в ещё более глубокое подземелье – здесь равноапостольная царица обрела Крест Господень.
На противоположной стороне от Голгофы – вход в маленькую пещеру, где Господь был заключён перед казнью. Во время Распятия возле этой темницы в скорбном молчании стояла Богородица.
Буквально в десяти шагах от скорби – радость. Мраморный круг и неугасимые лампады над ним обозначают место, где Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа.
Сердце храма Воскресения Христова – это, без сомнения, Гроб Господень. Под высоким куполом Ротонды стоит часовенка, именуемая Кувуклией. Внутри неё – скала, в которой высечена Гробница. Парадоксально звучит, но здесь был похоронен Бог.
Пещера настолько мала, что перед Гробом могут одновременно стоять не больше трёх человек. Входят сюда с особым благоговением и выходят, пятясь назад, чтобы не поворачиваться к святыне спиной.
Центральный величественный придел храма Воскресения называется Кафоликон. Если от него прочертить прямую линию к Кувуклии, то точно посередине мы увидим мраморную вазу. В ней лежит шар, на нём начерчен крест. Это центр мира, центр времени и пространства – пуп Земли.
Под крышей храма Гроба Господня сошлись Распятие и Воскресение, смерть и бесконечность, бездонная скорбь и всепоглощающая радость. Оказавшись здесь, ты словно лично проживаешь великие дни, описанные в евангельских повествованиях. И заново переосмысливаешь свою собственную жизнь!
Практически сразу после освящения храма Воскресения Христова верующие начали чтить и память Обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Изначально Святыня хранилась в самом храме, в приделе Обретения Креста, но не целиком. Дело в том, что царица Елена разделила Истинное Древо Креста на две части: одна была помещена в серебряную раку и покоилась в Иерусалиме. Другую равноапостольная царица увезла в столицу Византийской империи – Константинополь. По дороге она основывала монастыри и оставляла в обителях небольшие частицы Креста. Делалось это для того, чтобы каждый христианин мог прикоснуться к святыне, не отправляясь в дальнее путешествие в Иерусалим или Константинополь. Как свидетельствуют историки Церкви, к середине 4 века частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.
Но в начале 7 века Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой Второй. В качестве одного из трофеев он забрал иерусалимскую часть Честного и Животворящего Креста. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, в 631 году. Все это время с ней неотлучно находился патриарх Захария. Греческие войска разбили персов, и Животворящий Крест с почестями был доставлен в Иерусалим. Его нёс сам византийский император Ираклий в сопровождении патриарха Захарии. Процессия следовала через ворота, которые вели на Голгофу. По преданию, император внезапно остановился и не мог сделать ни шагу. Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел. Ведь Тот, кто первым нёс этот Крест был унижен и гоним. Император снял корону, свой пышный наряд и лишь тогда смог войти в ворота. Освобождение Животворящего Креста из персидского плена Церковь особо вспоминает в Крестопоклонную неделю Великого поста.
И Иерусалимский, и Константинопольский фрагменты Распятия были утрачены в 12-13 веках. Это случилось в эпоху завоевания Святой Земли арабами и крестовых походов. Сохранились небольшие частицы Животворящего Креста. В 12 веке первая такая частица попала на Русь. Она находилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В наши дни части Креста Господня есть в российских храмах и монастырях: в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пскове и других городах. На Западе святыне можно поклониться, например, в римской церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме, в храмах Флоренции и Пизы, в Соборе Парижской Богоматери, в кипрском монастыре Ставровуни.
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема