В Православии существуют 12 самых важных праздников. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако праздник Воздвижения Креста Господня не похож на остальные. Сегодняшнее торжество связано с именами и делами людей, живших три века спустя после евангельских событий.
В 305 году во главе Римской империи стал Константин. Позже за свои деяния он получил почётное наименование - Великий. Одной из заслуг Константина стало прекращение гонений на христиан. Более того, он начал оказывать поддержку христианской Церкви. Император даже распорядился выяснить, где именно происходили евангельские события, сохранились ли свидетельства земной жизни Спасителя и его страданий.
Особое значение для императора Константина имел Святой Крест - орудие казни Христа и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение - в небе засиял огромный крест. Император нанёс его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами.
Миссию поиска христианских святынь взяла на себя мать Константина, царица Елена. Задача была не из простых. За 300 лет в Иерусалиме всё изменилось. Вскоре после Крестной смерти Спасителя и его Воскресения в провинции Иудея вспыхнуло восстание против владычества Рима. Оно было жестоко подавлено. По приказу императора Тита в 70-м году Иерусалим был разрушен, а храм Соломона стёрт с лица земли. Так сбылись слова Христа, предрекшего, что от Иерусалима не останется камня на камне. Впоследствии город переименовывался и перестраивался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Существует версия, согласно которой это было сделано намеренно, чтобы надругаться над памятью о Христе и даже уничтожить её. В 325 году императрица Елена прибыла в Иерусалим. Экспедиции удалось установить приблизительное место, где находилась Голгофа. Там начались раскопки, и вскоре было обнаружено три креста. Теперь перед участниками экспедиции встала новая задача – определить, какой же из них - подлинное Распятие Христово. По преданию, установить это помогло чудо. По одной версии от истинного Креста исцелилась тяжко болевшая женщина. Согласно другой - мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг - то есть поднял Крест над толпой, чтобы все собравшиеся могли ему поклониться. Отсюда и название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Затем Крест Господень повернули на все части света. Им словно благословили весь мир.
Рядом с Распятием была найдена табличка с надписью, которую сделали по приказу Пилата. На ней на латинском, греческом и еврейском языках было начертано «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Тут же лежали и гвозди, которыми был пригвождён Спаситель.
В 5 веке в Сирии возникли ещё две версии обретения креста. По одной из них, Распятие Христово было найдено ещё в 3 веке женой императора Клавдия Второго, Протоникой. Другая версия не оспаривала роли царицы Елены и императора Константина Великого. Но согласно этому варианту местонахождение Голгофы Елене открыл иерусалимский житель Иуда. Позднее он сам уверовал во Христа, принял крещение с именем Кириак и со временем даже стал епископом Иерусалима.
Голгофа и Гроб Господень - место, где был погребён Христос, находились неподалеку друг от друга. Решено было воздвигнуть над этими святынями один большой храм Воскресения.
Царица Елена не дожила до окончания строительства. Но Церковь чтит её старания по прославлению Христа и проповеди Евангелия. Она была причислена к лику святых как равноапостольная. Храм Воскресения Христова или Гроба Господня в Иерусалиме освятили в год тридцатилетия правления Константина Великого, в 335 году.
Храм Гроба Господня
Святыни Иерусалимского храма Воскресения Христова рассказывают о событиях, которые повернули ход истории человечества. В соборе несколько приделов – отдельных церквей, устроенных возле драгоценных реликвий.
Прямо у входа в храм в свете лампад лежит жёлто-розовый Камень миропомазания. Здесь тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский помазал благовониями и обвил Плащаницей бездыханное Тело Спасителя. Направо от камня – мраморная лестница. 28 ступеней ведут на Голгофу, к месту Распятия. В алтаре, в полу, небольшое круглое отверстие, оправленное в серебро. Сюда 2000 с лишним лет назад был водружен Крест Господень.
Прямо под Голгофой – придел Адама. За стеклом видно глубокую трещину, которая рассекает скалу сверху донизу, от Креста до того места, где, по преданию, был погребён первый человек. Считается, что именно по этой расселине Кровь Спасителя просочилась до черепа прародителя и омыла первородный грех.
Справа от придела Адама – алтарь поругания и возложения тернового венца. Отсюда можно спуститься в подземную церковь святой Елены. Дополнительные двадцать ступенек приведут в ещё более глубокое подземелье – здесь равноапостольная царица обрела Крест Господень.
На противоположной стороне от Голгофы – вход в маленькую пещеру, где Господь был заключён перед казнью. Во время Распятия возле этой темницы в скорбном молчании стояла Богородица.
Буквально в десяти шагах от скорби – радость. Мраморный круг и неугасимые лампады над ним обозначают место, где Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа.
Сердце храма Воскресения Христова – это, без сомнения, Гроб Господень. Под высоким куполом Ротонды стоит часовенка, именуемая Кувуклией. Внутри неё – скала, в которой высечена Гробница. Парадоксально звучит, но здесь был похоронен Бог.
Пещера настолько мала, что перед Гробом могут одновременно стоять не больше трёх человек. Входят сюда с особым благоговением и выходят, пятясь назад, чтобы не поворачиваться к святыне спиной.
Центральный величественный придел храма Воскресения называется Кафоликон. Если от него прочертить прямую линию к Кувуклии, то точно посередине мы увидим мраморную вазу. В ней лежит шар, на нём начерчен крест. Это центр мира, центр времени и пространства – пуп Земли.
Под крышей храма Гроба Господня сошлись Распятие и Воскресение, смерть и бесконечность, бездонная скорбь и всепоглощающая радость. Оказавшись здесь, ты словно лично проживаешь великие дни, описанные в евангельских повествованиях. И заново переосмысливаешь свою собственную жизнь!
Практически сразу после освящения храма Воскресения Христова верующие начали чтить и память Обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Изначально Святыня хранилась в самом храме, в приделе Обретения Креста, но не целиком. Дело в том, что царица Елена разделила Истинное Древо Креста на две части: одна была помещена в серебряную раку и покоилась в Иерусалиме. Другую равноапостольная царица увезла в столицу Византийской империи – Константинополь. По дороге она основывала монастыри и оставляла в обителях небольшие частицы Креста. Делалось это для того, чтобы каждый христианин мог прикоснуться к святыне, не отправляясь в дальнее путешествие в Иерусалим или Константинополь. Как свидетельствуют историки Церкви, к середине 4 века частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.
Но в начале 7 века Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой Второй. В качестве одного из трофеев он забрал иерусалимскую часть Честного и Животворящего Креста. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, в 631 году. Все это время с ней неотлучно находился патриарх Захария. Греческие войска разбили персов, и Животворящий Крест с почестями был доставлен в Иерусалим. Его нёс сам византийский император Ираклий в сопровождении патриарха Захарии. Процессия следовала через ворота, которые вели на Голгофу. По преданию, император внезапно остановился и не мог сделать ни шагу. Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел. Ведь Тот, кто первым нёс этот Крест был унижен и гоним. Император снял корону, свой пышный наряд и лишь тогда смог войти в ворота. Освобождение Животворящего Креста из персидского плена Церковь особо вспоминает в Крестопоклонную неделю Великого поста.
И Иерусалимский, и Константинопольский фрагменты Распятия были утрачены в 12-13 веках. Это случилось в эпоху завоевания Святой Земли арабами и крестовых походов. Сохранились небольшие частицы Животворящего Креста. В 12 веке первая такая частица попала на Русь. Она находилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В наши дни части Креста Господня есть в российских храмах и монастырях: в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пскове и других городах. На Западе святыне можно поклониться, например, в римской церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме, в храмах Флоренции и Пизы, в Соборе Парижской Богоматери, в кипрском монастыре Ставровуни.
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 144. На струнах Псалтири
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. (Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.)
14 Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
16 Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.