В опросе, проведённом накануне первого празднования Дня народного единства в ноябре 2005 года, около трети респондентов ответили, что четвертого ноября в России отмечается День согласия и примирения, лишь немногие собирались праздновать День народного единства и только пять процентов догадывались об исторических корнях этого праздника.
Так что же за событие страна вспоминает каждый год 4 ноября в День народного единства? Почему в 2013 году около Кремлевской стены появился памятник Патриарху Гермогену? И что на самом деле происходило в нашей столице в 1612 году? В то время на Руси царила смута. Пресеклась царская династия Рюриковичей, выдались несколько неурожайных лет, за которыми последовал голод. Страну наводнили разбойничьи шайки. Во власти царил хаос - бояре жаждали власти и интриговали. Они готовы были посадить на русский престол даже самозванца, лишь бы их собственные корыстные интересы не пострадали. Русь раздирали на части внешние враги: поляки, шведы, крымские татары. Были и те, кто понимал, что дольше так продолжаться не может.
Движение по сопротивлению врагу возглавил Патриарх Гермоген. Он пытался организовать выборы нового царя из русского рода. Но этому процессу воспротивились семь бояр, управлявших в то время страной. Они призвали на русский престол Владислава, сына польского короля. Скрепя сердце, патриарх Гермоген согласился признать его русским царём. Патриарх выдвинул условия: Владислав примет православие и выведет польские войска из России. Но поляки отказались. Тогда Гермоген обратился к русскому народу с призывом сплотиться против врагов и изгнать их из России. Патриарха бросили в темницу, но и оттуда он продолжал рассылать по стране свои воззвания. Осенью 1611 года это воззвание долго обсуждали и на земском сходе в Нижнем Новгороде. Местный староста Кузьма Минин предложил горожанам перейти от слов к делу и собрать ополчение. Горожане пожертвовали третью часть своего имущества, чтобы вооружить народное войско. Возглавить ополчение пригласили князя Дмитрия Пожарского. Весть о сборе народной армии разнеслась по стране. К ней присоединились смоляне, бежавшие из занятого врагами родного города. В Нижний Новгород пришли отряды из Казани, среди них были не только православные, но и мусульмане. С собой казанцы принесли список чудотворной иконы Божией Матери. Ополчение отправилось к столице, по пути к нему присоединялись жители других городов: вчерашние ремесленники, торговцы, крестьяне...
К концу лета 1612 года войска подошли к занятой поляками Москве. Всё ополчение три дня держало пост. Перед Казанской иконой Божией Матери служились молебны. 4 ноября врага выбили из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. На следующий день, в воскресенье, воины с крестным ходом пошли к Кремлю. Они несли на руках чудотворную Казанскую икону. Им навстречу из Кремля вышел архиепископ Арсений с другой святыней - Владимирской иконой Божией Матери. Все с благодарностью молились Пресвятой Богородице, Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование Казанской иконы Божией Матери. По старому стилю этот день приходился на 22 октября, по-новому - на 4 ноября.
В 2012 году отмечалось четыреста лет окончания Смутного времени. День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. В сентябре две тысячи четвертого Межрелигиозный совет России высказал идею об учреждении 4 ноября нового праздника - Дня народного единства. Предложение поддержал тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На митинге молодежи и общественных организаций в Саратове пункт о введении такого праздника вошёл в обращение к президенту Российской Федерации. Присоединились к инициативе и депутаты Государственной Думы. В конце декабря Дума приняла поправки к Трудовому кодексу. Так в календаре появился праздник День народного единства.
Мнения относительно точности новой даты разделились с самого начала. Учёные спорили по поводу того, стоит ли считать случившееся в этот день освобождение Китай-города освобождением всей Москвы и концом Смутного времени. Историки расходились во взглядах по вопросу датировок событий. Политики обсуждали упразднение 7 ноября, как памятной даты и видели в новом празднике попытку подменить старый.
И действительно, 7 ноября в советском календаре был главным праздником года. В этот день отмечали очередную годовщину Октябрьской социалистической революции и всегда добавляли к ней эпитет - Великая. Со временем оценка событий 17 года изменилась. И в 1996 году праздник получил иное название - День согласия и примирения. В указе Президента объяснялась причина - «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества». С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным, и стало просто памятным днём.
Члены Межрелигиозного совета России упомянули это обстоятельство, когда обосновывали необходимость введения нового праздника Дня народного единства. Они утверждали, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днём примирения и согласия, наоборот, последовавшие за ним события привели к гибели миллионов наших сограждан. А освобождение Москвы в 1612 году по-настоящему объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие.
Дата, когда отмечают День народного единства, совпадает с чтимым в Православной церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. Вряд ли это случайное совпадение. Всё чаще наши современники начинают ощущать и осмыслять религиозную основу Дня народного единства. Причём речь здесь идёт не только о священниках, но и об общественных деятелях, учёных. К примеру, член Общественной палаты России, политолог Сергей Марков выделял три уровня смыслов в праздновании Дня народного единства. И первым он называл единство всех основных религий и конфессий России. А директор Института российской истории Андрей Сахаров считает, что День народного единства символизирует и сохранённое единство страны, единство народа, и единство веры.
Сегодня Церковь чествует Казанский образ Пресвятой Богородицы. История этого праздника начинается в 1612 году, однако история самой иконы ещё более древняя. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. В ночь после бедствия девятилетней Матроне Онучиной было видение. Пресвятая Богородица открыла девочке, что под развалинами их дома находится Её чудотворный образ. Икону спрятали тайные христиане ещё во времена Казанского ханства. Поначалу Матроне никто не поверил. Чудесное явление повторилось трижды. Тогда мать отвела девочку к митрополиту Казанскому Иову. Тот прислушался к Матроне. Всё духовенство и толпа горожан отправились к дому Онучиных. Девочка сама выкопала икону. По преданию образ был необыкновенной красоты и весь сиял, словно и не лежал в земле. Митрополит Иов подал икону отцу Ермолаю, одному из самых уважаемых в городе священников. Тот высоко поднял образ над головой и отнёс его на городскую площадь, где благословил собравшийся народ.
На месте обретения чудотворной иконы через 10 лет был основан женский монастырь. Матрона Онучина приняла там монашеский постриг с именем Мавры и стала со временем настоятельницей обители.
Священник Ермолай написал специальное песнопение для церковных богослужений - тропарь Казанской иконе. Песнопение начинается со слов «Заступнице Усердная», обращённых к Деве Марии. Сегодня эти слова звучат во всех храмах Православной церкви. Через несколько лет после обретения иконы священник Ермолай принял монашеский постриг с именем Гермоген и вскоре стал митрополитом Казанским, а спустя годы - патриархом Московским и всея Руси. Он записал историю обретения иконы и свидетельства о многочисленных чудесах, которые происходили по молитвам к Богородице перед Её Казанским образом.
Почти сразу же стали создаваться списки с иконы. Историки расходятся во мнении, принёс ли отряд казанцев в 1612 году тот самый образ в народное ополчение Минина и Пожарского или это был один из таких списков.
Известно, что образ, который был с ополченцами, некоторое время находился в приходской церкви князя Дмитрия Пожарского. Потом для иконы был построен на Красной площади собор, получивший в честь неё своё название - Казанский.
В сентябре 1918 года список Казанской иконы Божией Матери украли из Казанского собора. Существует версия, что через 12 лет этот образ всё же нашёлся и был передан в Елоховский Богоявленский собор. Доподлинно неизвестно, та ли это икона, что участвовала в освобождении Москвы в 1612 году или нет, однако исследователи отмечают древность иконы, а верующие считают её чудотворной.
Своя история есть у санкт-петербуржского списка Казанской иконы. В 1710 году, по повелению императора Петра Первого, образ принесли в новую столицу. Казанская икона побывала в разное время в самых крупных городских церквях. А через 100 лет был возведён и освящен храм, достойный принять драгоценную икону - величественный Казанский кафедральный собор. Так Казанская икона Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России.
Какова же судьба найденной девочкой Матроной иконы Божией Матери? По мнению историков Церкви, она оставалась в Казани, в Богородицком монастыре. В 1904 году обитель была ограблена. Похититель забрал иконы Богородицы и Спасителя, а также деньги из свечных ящиков. Вора нашли, но он много раз менял свои показания - то утверждал, что расколол и сжёг чудотворный образ, то говорил, что продал его. Через сто лет после этих событий представители Ватикана заявили, что в личных покоях Папы Римского хранится тот самый Казанский образ. Его торжественно передали Русской Православной Церкви. Но искусствоведы после тщательной экспертизы заключили, что это список с чудотворной иконы и сделан он в середине 18 века. Сейчас переданный Ватиканом образ находится в Казани, в Крестовоздвиженской церкви, одной из немногих уцелевших построек Богородицкого монастыря.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. И не случайно. По преданию, многочисленные чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм. В Казани долгие годы велась летопись исцелений по молитвам к Богородице перед Её Казанской иконой.
А когда Смутное время закончилось и на российский престол избрали Михаила Фёдоровича Романова, Казанский образ Божией Матери стал судьбоносным и для династии Романовых, и для всей России. Накануне Полтавской битвы Пётр Великий со всей армией молился перед этой иконой, и сильнейшее в Европе шведское войско было побеждено. В 1812 году Михаил Илларионович Кутузов накануне отъезда в действующие войска молился в Казанском соборе о победе над Наполеоном. В праздник Казанской иконы Божией Матери русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после бегства из Москвы. После окончания войны донские казаки принесли в дар Казанской иконе и собору серебро, отбитое у французов. Из него был изготовлен иконостас. А сам Кутузов завещал похоронить себя в Казанском соборе, рядом с той иконой, которую великий полководец так почитал всю жизнь.
Существует предание, что в годы Второй мировой войны Антиохийскому митрополиту Илие явилась Божия Матерь. Она повелела обнести вокруг Ленинграда крестным ходом Казанскую икону Божией Матери. Затем образ должен был побывать в Москве и Сталинграде и идти с войсками до границ России. Царица Небесная также заповедала открыть в советской стране храмы, монастыри, возобновить работу семинарий. Тогда Её заступничеством Россия будет спасена. По преданию, митрополит Илия передал повеления Божией Матери советскому руководству, и всё было в точности исполнено – Казанскую икону доставили на борт самолёта, который три раза облетел вокруг Москвы, столица была спасена. Таким же образом был спасён блокадный Ленинград и одержана великая победа в Сталинградской битве.
А 4 ноября 1943 года в день праздника Казанской иконы Божией Матери советские войска освободили город Киев. Это совпадение знаменательно и вряд ли случайно. Как известно, именно здесь истоки нашего государства, здесь произошло Крещение русского народа, который избрал для себя православную веру.
В данной программе использованы материалы сайта Московской Патриархии, «Первого канала», интернет - газеты «Вести.Ru».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия