В опросе, проведённом накануне первого празднования Дня народного единства в ноябре 2005 года, около трети респондентов ответили, что четвертого ноября в России отмечается День согласия и примирения, лишь немногие собирались праздновать День народного единства и только пять процентов догадывались об исторических корнях этого праздника.
Так что же за событие страна вспоминает каждый год 4 ноября в День народного единства? Почему в 2013 году около Кремлевской стены появился памятник Патриарху Гермогену? И что на самом деле происходило в нашей столице в 1612 году? В то время на Руси царила смута. Пресеклась царская династия Рюриковичей, выдались несколько неурожайных лет, за которыми последовал голод. Страну наводнили разбойничьи шайки. Во власти царил хаос - бояре жаждали власти и интриговали. Они готовы были посадить на русский престол даже самозванца, лишь бы их собственные корыстные интересы не пострадали. Русь раздирали на части внешние враги: поляки, шведы, крымские татары. Были и те, кто понимал, что дольше так продолжаться не может.
Движение по сопротивлению врагу возглавил Патриарх Гермоген. Он пытался организовать выборы нового царя из русского рода. Но этому процессу воспротивились семь бояр, управлявших в то время страной. Они призвали на русский престол Владислава, сына польского короля. Скрепя сердце, патриарх Гермоген согласился признать его русским царём. Патриарх выдвинул условия: Владислав примет православие и выведет польские войска из России. Но поляки отказались. Тогда Гермоген обратился к русскому народу с призывом сплотиться против врагов и изгнать их из России. Патриарха бросили в темницу, но и оттуда он продолжал рассылать по стране свои воззвания. Осенью 1611 года это воззвание долго обсуждали и на земском сходе в Нижнем Новгороде. Местный староста Кузьма Минин предложил горожанам перейти от слов к делу и собрать ополчение. Горожане пожертвовали третью часть своего имущества, чтобы вооружить народное войско. Возглавить ополчение пригласили князя Дмитрия Пожарского. Весть о сборе народной армии разнеслась по стране. К ней присоединились смоляне, бежавшие из занятого врагами родного города. В Нижний Новгород пришли отряды из Казани, среди них были не только православные, но и мусульмане. С собой казанцы принесли список чудотворной иконы Божией Матери. Ополчение отправилось к столице, по пути к нему присоединялись жители других городов: вчерашние ремесленники, торговцы, крестьяне...
К концу лета 1612 года войска подошли к занятой поляками Москве. Всё ополчение три дня держало пост. Перед Казанской иконой Божией Матери служились молебны. 4 ноября врага выбили из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. На следующий день, в воскресенье, воины с крестным ходом пошли к Кремлю. Они несли на руках чудотворную Казанскую икону. Им навстречу из Кремля вышел архиепископ Арсений с другой святыней - Владимирской иконой Божией Матери. Все с благодарностью молились Пресвятой Богородице, Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование Казанской иконы Божией Матери. По старому стилю этот день приходился на 22 октября, по-новому - на 4 ноября.
В 2012 году отмечалось четыреста лет окончания Смутного времени. День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. В сентябре две тысячи четвертого Межрелигиозный совет России высказал идею об учреждении 4 ноября нового праздника - Дня народного единства. Предложение поддержал тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На митинге молодежи и общественных организаций в Саратове пункт о введении такого праздника вошёл в обращение к президенту Российской Федерации. Присоединились к инициативе и депутаты Государственной Думы. В конце декабря Дума приняла поправки к Трудовому кодексу. Так в календаре появился праздник День народного единства.
Мнения относительно точности новой даты разделились с самого начала. Учёные спорили по поводу того, стоит ли считать случившееся в этот день освобождение Китай-города освобождением всей Москвы и концом Смутного времени. Историки расходились во взглядах по вопросу датировок событий. Политики обсуждали упразднение 7 ноября, как памятной даты и видели в новом празднике попытку подменить старый.
И действительно, 7 ноября в советском календаре был главным праздником года. В этот день отмечали очередную годовщину Октябрьской социалистической революции и всегда добавляли к ней эпитет - Великая. Со временем оценка событий 17 года изменилась. И в 1996 году праздник получил иное название - День согласия и примирения. В указе Президента объяснялась причина - «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества». С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным, и стало просто памятным днём.
Члены Межрелигиозного совета России упомянули это обстоятельство, когда обосновывали необходимость введения нового праздника Дня народного единства. Они утверждали, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днём примирения и согласия, наоборот, последовавшие за ним события привели к гибели миллионов наших сограждан. А освобождение Москвы в 1612 году по-настоящему объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие.
Дата, когда отмечают День народного единства, совпадает с чтимым в Православной церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. Вряд ли это случайное совпадение. Всё чаще наши современники начинают ощущать и осмыслять религиозную основу Дня народного единства. Причём речь здесь идёт не только о священниках, но и об общественных деятелях, учёных. К примеру, член Общественной палаты России, политолог Сергей Марков выделял три уровня смыслов в праздновании Дня народного единства. И первым он называл единство всех основных религий и конфессий России. А директор Института российской истории Андрей Сахаров считает, что День народного единства символизирует и сохранённое единство страны, единство народа, и единство веры.
Сегодня Церковь чествует Казанский образ Пресвятой Богородицы. История этого праздника начинается в 1612 году, однако история самой иконы ещё более древняя. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. В ночь после бедствия девятилетней Матроне Онучиной было видение. Пресвятая Богородица открыла девочке, что под развалинами их дома находится Её чудотворный образ. Икону спрятали тайные христиане ещё во времена Казанского ханства. Поначалу Матроне никто не поверил. Чудесное явление повторилось трижды. Тогда мать отвела девочку к митрополиту Казанскому Иову. Тот прислушался к Матроне. Всё духовенство и толпа горожан отправились к дому Онучиных. Девочка сама выкопала икону. По преданию образ был необыкновенной красоты и весь сиял, словно и не лежал в земле. Митрополит Иов подал икону отцу Ермолаю, одному из самых уважаемых в городе священников. Тот высоко поднял образ над головой и отнёс его на городскую площадь, где благословил собравшийся народ.
На месте обретения чудотворной иконы через 10 лет был основан женский монастырь. Матрона Онучина приняла там монашеский постриг с именем Мавры и стала со временем настоятельницей обители.
Священник Ермолай написал специальное песнопение для церковных богослужений - тропарь Казанской иконе. Песнопение начинается со слов «Заступнице Усердная», обращённых к Деве Марии. Сегодня эти слова звучат во всех храмах Православной церкви. Через несколько лет после обретения иконы священник Ермолай принял монашеский постриг с именем Гермоген и вскоре стал митрополитом Казанским, а спустя годы - патриархом Московским и всея Руси. Он записал историю обретения иконы и свидетельства о многочисленных чудесах, которые происходили по молитвам к Богородице перед Её Казанским образом.
Почти сразу же стали создаваться списки с иконы. Историки расходятся во мнении, принёс ли отряд казанцев в 1612 году тот самый образ в народное ополчение Минина и Пожарского или это был один из таких списков.
Известно, что образ, который был с ополченцами, некоторое время находился в приходской церкви князя Дмитрия Пожарского. Потом для иконы был построен на Красной площади собор, получивший в честь неё своё название - Казанский.
В сентябре 1918 года список Казанской иконы Божией Матери украли из Казанского собора. Существует версия, что через 12 лет этот образ всё же нашёлся и был передан в Елоховский Богоявленский собор. Доподлинно неизвестно, та ли это икона, что участвовала в освобождении Москвы в 1612 году или нет, однако исследователи отмечают древность иконы, а верующие считают её чудотворной.
Своя история есть у санкт-петербуржского списка Казанской иконы. В 1710 году, по повелению императора Петра Первого, образ принесли в новую столицу. Казанская икона побывала в разное время в самых крупных городских церквях. А через 100 лет был возведён и освящен храм, достойный принять драгоценную икону - величественный Казанский кафедральный собор. Так Казанская икона Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России.
Какова же судьба найденной девочкой Матроной иконы Божией Матери? По мнению историков Церкви, она оставалась в Казани, в Богородицком монастыре. В 1904 году обитель была ограблена. Похититель забрал иконы Богородицы и Спасителя, а также деньги из свечных ящиков. Вора нашли, но он много раз менял свои показания - то утверждал, что расколол и сжёг чудотворный образ, то говорил, что продал его. Через сто лет после этих событий представители Ватикана заявили, что в личных покоях Папы Римского хранится тот самый Казанский образ. Его торжественно передали Русской Православной Церкви. Но искусствоведы после тщательной экспертизы заключили, что это список с чудотворной иконы и сделан он в середине 18 века. Сейчас переданный Ватиканом образ находится в Казани, в Крестовоздвиженской церкви, одной из немногих уцелевших построек Богородицкого монастыря.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. И не случайно. По преданию, многочисленные чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм. В Казани долгие годы велась летопись исцелений по молитвам к Богородице перед Её Казанской иконой.
А когда Смутное время закончилось и на российский престол избрали Михаила Фёдоровича Романова, Казанский образ Божией Матери стал судьбоносным и для династии Романовых, и для всей России. Накануне Полтавской битвы Пётр Великий со всей армией молился перед этой иконой, и сильнейшее в Европе шведское войско было побеждено. В 1812 году Михаил Илларионович Кутузов накануне отъезда в действующие войска молился в Казанском соборе о победе над Наполеоном. В праздник Казанской иконы Божией Матери русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после бегства из Москвы. После окончания войны донские казаки принесли в дар Казанской иконе и собору серебро, отбитое у французов. Из него был изготовлен иконостас. А сам Кутузов завещал похоронить себя в Казанском соборе, рядом с той иконой, которую великий полководец так почитал всю жизнь.
Существует предание, что в годы Второй мировой войны Антиохийскому митрополиту Илие явилась Божия Матерь. Она повелела обнести вокруг Ленинграда крестным ходом Казанскую икону Божией Матери. Затем образ должен был побывать в Москве и Сталинграде и идти с войсками до границ России. Царица Небесная также заповедала открыть в советской стране храмы, монастыри, возобновить работу семинарий. Тогда Её заступничеством Россия будет спасена. По преданию, митрополит Илия передал повеления Божией Матери советскому руководству, и всё было в точности исполнено – Казанскую икону доставили на борт самолёта, который три раза облетел вокруг Москвы, столица была спасена. Таким же образом был спасён блокадный Ленинград и одержана великая победа в Сталинградской битве.
А 4 ноября 1943 года в день праздника Казанской иконы Божией Матери советские войска освободили город Киев. Это совпадение знаменательно и вряд ли случайно. Как известно, именно здесь истоки нашего государства, здесь произошло Крещение русского народа, который избрал для себя православную веру.
В данной программе использованы материалы сайта Московской Патриархии, «Первого канала», интернет - газеты «Вести.Ru».
Сьюзен Кулидж «Что делала Кейти» — «Прожить день красиво»

Фото: Piqsels
Темой книг для детей (и, конечно, взрослых) часто становится преодоление сложностей. На долю главной героини повести «Что Кейти делала», написанной Сьюзен Кулидж в 1872 году, выпало особенно тяжёлое испытание — в результате травмы девочка на несколько лет потеряла способность ходить.
Узнав о своём диагнозе, Кейти впадает в депрессию. Выводит её из этого состояния тётя Хелен, которая сама много лет живёт с тяжёлой болезнью. Хелен говорит много мудрых вещей, но одна её фраза особенно глубоко врезается в память девочки.
— Кейти, — сказала тётя, — попробуй каждое утро говорить себе: а что, если сегодня последний день моей болезни? Как хорошо было бы прожить его красиво!
«Но что означает — прожить красиво?»— недоумевает Кейти.
Тётя отвечает: если он останется в памяти всех, кто тебя окружает, как день, полный света и тепла, если ты не омрачишь его нечутким словом, недобрым взглядом, самолюбивым поступком, то к вечеру ты оглянешься и скажешь: это был красивый день.
Кейти обещает попробовать. Больше всего в уроке тёти Хелен ей нравится мысль, что красиво прожить ей нужно всего один день. Только один. Это, подумала Кейти, право же, несложно. Иными словами, тётя учит девочку жить настоящим, учит её искусству малых шагов. Может, стоит и нам попробовать проживать каждый день красиво, так, как если бы он был единственным?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема








