
Я тогда еще не ходила в церковь, когда случайно попала в Израиль. Приехала в отпуск на Кипр, но в первый же день умудрилась на песчаном пляже сломать безымянный палец на ноге о камень. Врачи запретили мне плавать. Пришлось придумывать, чем заняться.
В отеле предложили автобусную экскурсию в Израиль. Ходить — по минимуму. В основном все созерцать из окна автобуса. Почему бы и нет? — подумала я. В душе в Бога верила. Иерусалим был давней мечтой. Поехала.
Сначала была бессонная ночь в Вифлееме из-за громкого муэдзина, голос которого вызывал тревогу. Потом — стена плача, у которой ортодоксальные евреи качались в молитве. И ... дорога к Храму Гроба Господня в Иерусалиме.
Несмотря на сломанный палец я пошла этим путем. Меня очень впечатлили слова экскурсовода о том, что здесь шёл Спаситель. Я смотрела под ноги, и не могла поверить, что две тысячи дет здесь ступал Иисус Христос. О Нём я тогда знала очень мало. У меня не было понимания, что Господь действительно жил на земле. Что ходил этими улочками.
Я обдумывала эту поразившую меня информацию и не могла сосредоточиться на экскурсии. В голове рисовала себе картины событий начала нашей эры.
И вот — Храм гроба Господня. Кувуклия. У Гроба Господня меня пронзила мысль — времени нет.
Я чувствовала себя в вакууме, в невесомости. Мне казалось, все события происходят сейчас, в это мгновение, и всё же не происходит ничего. Как будто всё совершается в параллели. Ничего не рано. Ничего не поздно. Всё вовремя. Не надо торопиться, не надо замедляться. Всему свой срок.
Христос Жив!
Он сейчас учит, благословляет, исцеляет, идёт на Голгофу, распинается и воскресает.
Мы можем быть сопричастны этому. Потому что наш Бог Живой, наша вера Живая, и общение с Богом живое.
Но всё это я смогла осознать и сформулировать гораздо позже. Тогда были только яркие чувства.
Вернулась на Кипр, а затем — в Москву. И продолжила свою обычную жизнь. Только теперь — со Христом. У меня появилось ощущение присутствия Бога в моей жизни. И мне хотелось это ощущение удержать. Маленькими шажками я начала свой духовный путь — изредка стала посещать храм, молиться иногда, поститься по мере сил.
Господь даровал мне подлинную веру, и я знаю, что только в этом — гармония и красота жизни во всей её полноте.
Не осуждаю, понимаю тех, кто только освящает куличи и набирает святую воду на Крещение. Кто забегает в церковь лишь поставить свечки и рассылает открытки в дни церковных праздников. Потому что всё это, пусть малое, но общение с Господом.
Кто хотя бы думает о Христе и ищет Истину, непременно Её найдёт.
Евангелие нам так и говорит — «Ищите и обрящете».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема