Праздник Вознесения Господня — необычный. Его лейтмотив — это разлука, то есть грусть. Но смысл его — это радость.
Сорок дней Воскресший Спаситель был на Земле со своими учениками. Он являлся им, учил и проповедовал. Апостолы знали, что такая радость не будет вечной — Спаситель сам предрёк разлуку. И вот настал день, когда Господь заповедовал своим апостолам не отлучаться в ближайшие дни из Иерусалима, но ждать «другого Утешителя...Духа истины...». Затем все вместе они вышли из города на гору Елеон. По пути Христос рассказывал об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Спаситель разъяснил апостолам, в чём будет их главное предназначение: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем Иисус благословил всех учеников. И дальше апостолы стали свидетелями необыкновенного чуда — Господь начал подниматься от земли, и светлое облако скрыло Его от всех взоров...
А что же ученики? Евангелист Лука пишет, что они поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великой радостью». Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной. Её столпами предстояло стать апостолам.
Вознесшись на небо, Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него. Церковь учит, что Спаситель опять придёт на землю видимым образом, чтобы судить живых и мёртвых, которые тогда воскреснут. После чего, как сказано в Святом Писании, настанет жизнь будущего века, то есть другая, вечная жизнь.
Вознесение — это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом, в Его Царство.
Часть 1.
Центр христианской веры — это праздник Воскресения Христова — Пасха. Но с воскресением Спасителя дело строительства Церкви не закончилось. Ещё одним важным шагом на пути к спасению всего человечества стало Вознесение Христа на небо. Это одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа сменилось Его невидимым пребыванием в Церкви.
С Пасхи до своего Вознесения Спаситель был с людьми, продолжал своё служение им. О том, что происходило в эти сорок дней мы знаем из Евангелия от Марка, Евангелия от Луки и книги Деяний святых апостолов, которую по преданию также написал евангелист Лука.
Согласно этим источникам, после Своего Воскресения из мёртвых Спаситель неоднократно являлся ученикам и Богородице. Он удостоверял их в истинности Своего телесного Воскресения, укреплял их веру и готовил к принятию Святого Духа.
Наконец, Христос вывел учеников из Иерусалима в Вифанию, на гору Елеон. Он благословил всех, а затем начал возноситься на небо. Спасителя сокрыло сияющее облако. Апостолам явились два ангела и возвестили грядущее Второе пришествие Христа. Ученики поклонились Своему вознесшемуся Учителю и с радостью вернулись в Иерусалим.
В этом празднике воедино слились два события — окончание земного служения Спасителя и начало апостольской проповеди.
Ветхий и Новый завет содержат целый ряд указаний на предстоящее прославление Христа на небесах, его вхождение в Царствие Небесное. Во множестве пророчеств говорится о том, как Сын Божий займёт своё место рядом с Богом Отцом.
Своим Воскресением Христос победил смерть и сделал человеческую природу сопричастной Божественной жизни. Вознесение стало новым этапом спасения человечества. Богочеловек вошёл в Царствие Небесное и с этого момента человеческая природа получила полное участие в вечном блаженстве.
До Христа существовали две основные точки зрения на человеческое тело. Одна рассматривала его исключительно как источник удовольствий. Другая, наоборот, вообще отрицала тело, утверждая, что оно источник нечистоты и порока, тюрьма для души, из которой мудрый человек непременно должен освободиться. Спор между этими двумя мнениями продолжался долгие века. Вопрос был решён только тогда, когда Сам Бог, воплотившись и став человеком, явился в наш мир.
Христиане верят, что в Царствие Небесное войдут не только души, но и тела праведников. Поэтому тело оценивается положительно, как храм Святого Духа. С другой стороны, телесная природа повреждена из-за грехопадения Адама. Но Христос пришёл на землю именно для того, чтобы восстановить первоначальное достоинство человеческой природы. И Он действительно восстановил её Своим воплощением, Крестной жертвой, Воскресением и Вознесением. Таким образом, Вознесение явилось важнейшим звеном в деле спасения и прославления падшего человека. Христос телесно вознесся и занял своё равное место рядом с Богом Отцом. Тем самым была подтверждена такая же возможность и для остального рода человеческого.
В последние дни пребывания на земле Спаситель начал готовить своих учеников к предстоящей проповеди. Многие после Его Воскресения ждали, что Христос начнёт восстанавливать царство Израильское и выступит против господства Рима. Он же объяснил, что их ждёт иное Царство, не от мира сего и оно несравнимо ни с чем, что есть на земле. Его двери оказались открыты для людей после крестной смерти и Воскресения Христова.
Спаситель пообещал ученикам, что предстоящее схождение Святого Духа на апостолов соединит Церковь Небесную и Земную. Так и случилось — после своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём во Святом Духе, которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа невидимое присутствие Спасителя сохраняется в таинствах Церкви.
Часть 2.
Вознесение Господне относится к двенадцати главным христианским праздникам, которые в славянской традиции называются двунадесятыми. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Трудно найти им аналог в обычной жизни. Цель этих праздников — не кутёж, не веселье ради самого веселья. В основе двунадесятых праздников всегда какое-то событие церковной истории, которое словно взрезает ткань земной реальности и открывает двери в Царство Небесное. Двунадесятые праздники вдохновляют, наставляют, дают жизненные ориентиры. Для христиан эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу. Из светских праздников с ними может сравниться разве что День победы, благодаря своей духовной глубине и непреходящему историческому значению.
Церковь первых веков христианства вспоминала о Вознесении Христа во время праздника Святой Троицы. В четвёртом веке праздник Вознесения Христова стал самостоятельным и отмечался на сороковой день после Пасхи. Сорок дней после Своего Воскресения Спаситель пребывал на земле. Почему именно сорок дней, какой смысл в этом сроке?
В Ветхом и Новом завете встречаются и другие события, которые длятся именно сорок дней. Так сорок дней изливалась вода из туч во время потопа. Сорок дней прошло между Рождеством Христовым и принесением Богомладенца в Иерусалимский храм. Сорок дней постился в пустыне Спаситель перед тем, как идти на проповедь. Сорок дней продолжаются Рождественский и Великий пост. На сороковой день душа скончавшегося видит Лицо Божие. Поэтому в течение сорока дней принято совершать сорокоуст — особую молитву об умершем.
Все эти сроки, равные числу сорок, связаны с постом, покаянием, очищением, испытанием. Но какое это может имеет отношение ко Христу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Также как пост — преддверие великого праздника и великой радости, так и пребывание Спасителя на земле в течение сорока дней — это предварение Его возвращения к Отцу. Кроме того, символически, сорок дней пасхальной радости противопоставляются сорока дням Великого поста.
Эти дни наполнены заботой о людях, приготовлением апостолов и всего человеческого рода к принятию Царства Божия. Они — продолжение Пасхи, которая празднуется все эти сорок дней. И эти сорок дней напоминают об обещанной вневременной, вечной Пасхе — втором пришествии Христа.
В соответствии со свидетельством Деяний апостолов, христианская традиция приняла в качестве места Вознесения Христа вершину горы Елеон. Уже в четвёртом веке там была поставлена часовня. В двенадцатом веке крестоносцы воздвигли на горе восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом посередине. Но уже через несколько месяцев Елеон перешёл в руки мусульман. Здание было превращено в мечеть. Но христианам открыт доступ к местным реликвиям. Среди них — камень с отпечатком ноги Христа. По преданию именно с него Спаситель сделал свой шаг к небу.
Часть 3.
Вознесение Господне произошло на сороковой день после Пасхи. В нашем календаре этот праздник всегда выпадает на четверг. Накануне, в день Отдания Пасхи верующие последний раз приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!».
Очень величественно звучит праздничное величание:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса,
С Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение."
Величание поёт всё духовенство храма. Священники и диаконы встают в самом центре церкви, перед праздничной иконой. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся.
На праздничном богослужении в честь Вознесения Господня при звоне колоколов читается два текста из Нового Завета. Это начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественный, фрагмент последней главы Евангелия от Луки.
Праздничное песнопение Вознесения Господня, — тропарь, в краткой форме отражает всю суть происходящего:
"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа,
извещённым им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира."
В переводе с церковно-славянского это значит:
"Ты вознесся во славе, Христе Боже наш,
обрадовав учеников обещанием Святого Духа,
после того, как Твоё благословение утвердило их в вере,
что Ты — Сын Божий, Искупитель мира."
С праздником Вознесения Господня связано немало наивных и трогательных народных легенд. Так русские крестьяне верили, что во время службы в день Вознесения над каждой церковью разверзаются небеса. К её куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у её основания в ожидании Христа. Как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.
Свои обычаи связывали с Вознесением земледельцы. Праздник символизировал конец весны и начало лета. Считалось, что к этому дню отцветали сады, а в само Вознесение стихало пение птиц. В России на Вознесение, по обычаю, пеклись пироги с начинкой из зеленого лука, верх которых выкладывался перекладинами в виде лесенки.
В некоторых странах, например, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Норвегии, Франции праздник Вознесения Господня официально считается нерабочим днём.
В Германии и Австрии празднование Вознесения начинается ещё в понедельник. В это время традиционно проводятся большие молебны о хорошем урожае. По городам проходят красочные процессии.
Часть 4.
Вознесение Господне — один из древнейших христианских праздников. Он был установлен уже в четвёртом веке. Творцами самых первых богословских и литературных трудов, посвященных Вознесению Господню, стали великие отцы Церкви — святые Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, блаженный Августин. Примерно в это же время начинает развиваться иконография этого праздника.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к пятому веку. На них показано, как из облаков протягивается рука Бога-Отца и ведёт молодого Христа по горе к небу.
Из византийской традиции к нам пришёл двухплановый образ: в нижней половине стоит Дева Мария с апостолами; в верхней половине в ореоле фигура Христа. Он возносится на небо в сопровождении двух ангелов. Со временем фигуры ангелов исчезли, ведь Спаситель вознёсся сам, а не был вознесён на небеса как, например, пророк Илия.
На иконах Вознесения Христос сияет в той славе и торжестве, в какой придёт судить вселенную. Его ещё называют Пантократор, то есть Вседержитель. Спаситель изображается сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, пронизанных золотыми лучами. Они символизируют божественные силы и энергии. Обе руки подняты для благословения. Образ Спасителя заключён в круг, представляющий собой небесную сферу. Она также наполнена золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным. И всё изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землёй. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы.
В «земной» группе мы без труда узнаём Богородицу. Интересно, что в Евангелиях ничего не говорится о том, присутствовала ли Матерь Божия при Вознесении. Достоверно известно, что не было в этот момент апостола Павла — его обращение случилось позднее. Однако по сложившейся традиции иконописцы помещают Богородицу в центр группы учеников. Есть там и апостол Павел. Глубокий символизм образа оправдывает их присутствие — перед нами не просто очевидцы чуда, а сама Новозаветная Апостольская Церковь. Перед Вознесением Спаситель вверил её своим ученикам и вот она с трепетом ждёт Второго Пришествия Христа.
Для русской иконописной традиции характерна такая деталь — в центре иконы изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Это отсылает молящихся к реальной реликвии, хранящейся в часовне на месте Вознесения, на Елеонской горе.
Вознесение Господне, благодаря триумфальному характеру и символизму, быстро стало популярным сюжетом монументальной храмовой живописи. Исследователи считают, что древнейшая роспись находилась в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведённой императором Константином Великим. На Руси композиция Вознесения встречается в купольных росписях храмов уже с двенадцатого века. Самые ранние изображения сохранились в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице.
На Руси любили посвящать вновь возводимые храмы и монастыри празднику Вознесения Господня. Одна из самых известных Вознесенских церквей находится в Коломенском. Этот шедевр зодчества шестнадцатого века относится к памятникам культуры и находится под охраной ЮНЕСКО. Церковь Вознесения Господня в Коломенском сама словно возносится, воспаряет над окружающим ландшафтом. Она заставляет поднять глаза ввысь, ещё раз проникнуться радостью о воскресшем и вознесшемся Спасителе. Ведь Он возвёл человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе.
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын – преподобный Александр Свирский
В 1830 году в приладожском селе Мандеры построили часовню. В ней находились образа святых — преподобных Сергия и Варвары Островских и их сына — преподобного Александра Сварского. Часовня стояла на месте, где в пятнадцатом веке был дом, в котором жили Сергий и Варвара — в миру Стефан и Васса — и где у них родился сын Амос — будущий святой Александр Свирский.
Супруги считались зажиточными людьми. Они трудились, растили детей, ни в чём не нуждались и не собирались менять вполне счастливый образ жизни. Своего третьего и последнего ребёнка — Амоса они буквально вымолили у Бога. И относились к мальчику, как к дару небес и утешению в старости. Когда Амос вырос, родители стали искать ему невесту. Но юноша мечтал только об одном: он хотел уйти в монастырь. Амос строго соблюдал посты и посвящал ночи молитвам.
Однажды он познакомился с монахами из Валаамского монастыря, пришедшими в село по хозяйственным нуждам. Узнав про отдалённую обитель, расположенную на Ладожском озере, Амос был заворожён рассказами о подвижнической жизни иноков и решился уйти на Валаам. Понимая, что родители его не отпустят, юноша пошёл на хитрость: сказал отцу и матери, что идёт по делам в соседнюю деревню и просил не беспокоиться, если ему придётся задержаться. А сам преодолел 180 километров и, явившись в Валаамский монастырь, принял постриг с именем Александр.
Три года Стефан и Васса искали сына. Ходили по городам и сёлам, опрашивали людей, обещали щедрое вознаграждение тому, кто сообщит им о местонахождении Амоса. Всё было безуспешно. Но родители не теряли надежды. Никто не видел их сына живым, но ведь и мёртвым не видели тоже. Когда же до супругов дошла весть о том, где живёт Амос, Стефан собрался и отправился на Валаам. Александр не хотел выходить к отцу, понимая, что тот будет уговаривать его вернуться. И согласился поговорить только после того, как Стефан пригрозил, что убьёт себя. Сын выслушал отца, и хоть ему было нестерпимо видеть его слёзы, ответил: «Одно тебе хочу сказать: придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, больше лица моего не увидишь». Стефан в гневе ушёл, но любовь к сыну заставила его вернуться и пообещать Александру сделать так, как он хочет.
Стефан сдержал слово. Он продал свой дом, раздал имущество бедным и вместе с женой ушёл в Введенский монастырь, где они приняли монашество. Стефан постригся с именем Сергий, а Васса с именем Варвара. К тому времени они были уже пожилыми людьми. И прожили совсем недолго, скончавшись в своей тихой обители. Александр, никогда не забывавший об отце с матерью и опекавший их монастырь, так и называл его: «монастырь моих родителей». И царь Фёдор Иоаннович говорил о нём: «Введенский монастырь, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго». Супруги были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных.
Сам Александр покинул Валаам и построив хижину на берегу Рощинского озера, несколько лет жил там в одиночестве. Слух о том, что у озера живёт святой, распространился по окрестностям, к Александру стали приезжать паломники. Жить им было негде, и Александр основал на берегу монастырь Живоначальной Троицы, а чуть позже недалеко от него — Александро-Свирскую обитель, игуменом которой и стал. Он прожил 85 лет и умер в августе 1533 года. Церковь канонизировала его спустя 14 лет после кончины.
Сегодня великое множество людей молится Александру Свирскому о рождении ребёнка, как когда-то молились о том же святые Сергий и Варвара. За помощью к Преподобному обращаются и родители, чьи дети решили посвятить свою жизнь Богу. Сразу и безоговорочно принять это могут далеко не все. Но молясь Александру Свирскому матери и отцы, так же как Сергий и Варвара, учатся уважать жизненный выбор своих детей.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Васильев и Нелли Корниенко
Курортный сезон 1959 года был в разгаре. Южное солнце стояло высоко в безмятежном голубом небе. Пляж с утра был полон желающих окунуться в прохладные морские волны. Худенькая темноволосая девушка озабоченно потрогала плечи — не обгорела ли? Девушку звали Нелли Корниенко. На отдых в Геленджик студентка Щепкинского театрального училища приехала из Москвы. Вдруг прямо перед нею из воды вышел молодой человек — высокий статный шатен. На несколько секунд их взгляды встретились. Осторожно ступая по нагретой солнцем гальке, парень прошёл мимо. И Нелли забыла про полуденный зной, про обгоревшие плечи... «Меня словно громом поразило», — вспоминала она спустя годы. Это была любовь с первого взгляда.
Оказалось, что незнакомец вместе с друзьями расположился неподалёку. Ребята шумно и весело играли в домино. Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам!» Тот самый красавец махал ей рукой. Нелли смутилась, но приглашение приняла. Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Познакомились. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! — тоже будущий актёр, студент ГИТИСа! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. «Между нами очень быстро возникло настоящее глубокое чувство», — вспоминала Нелли Ивановна. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Юрия! Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! «Не хотел тебе говорить, пока не утвердят», — сказал Васильев. В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». «Это просто невероятно! Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко.
Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. «Построю сам», — решительно сказал Юрий. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи.
В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! «Юра жил семьёй, бесконечно любил нас с дочкой», — говорила Нелли Ивановна.
...Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу. Муж долго не вставал, и Нелли Ивановна пошла его будить. Наклонившись, поняла: Юрий Николаевич скончался. И вспомнила, как накануне он вдруг взял её за руку, долго смотрел в глаза и повторял: «Родная, любимая!» Пережив мужа на 20 лет, Нелли Ивановна больше не вышла замуж. Оставшиеся годы она прожила, вспоминая любимого супруга. А когда пришла пора воссоединиться с ним в вечности, коллеги по Малому театру написали в некрологе: «Там, на Небесах, Юра и Нелли теперь снова вместе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен