«Воспитание детей и творчество». Светлана Феодулова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Воспитание детей и творчество». Светлана Феодулова

* Поделиться

У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.

Наша гостья поделилась, на что стоит обращать внимание родителям, воспитывая детей и приобщая их к искусству. Также Светлана рассказала о своих новых проектах и планах на будущее.

Ведущая: Анна Леонтьева


А.Леонтьева:

— Добрый светлый вечер!

Сегодня с вами — Анна Леонтьева.

У нас в гостях Светлана Феодулова — оперная дива, обладательница самого высокого голоса в мире, мама восьмерых детей.

Добрый вечер!

С. Феодулова:

— Добрый вечер!

А. Леонтьева:

— Ну... всё остальное — то, что мы о Вас хотим рассказать — мы, в процессе программы, выясним.

Светлана, сегодня хотелось поговорить о воспитании детей — поскольку, программа у нас семейная. О том, как научить их любить музыку и родную культуру, и, конечно, о Вашем проекте: Кремлёвская сказка «Рождество в Музыколандии».

Давайте, начнём с того, что... У Вас — восемь детей. Какой диапазон возрастов?

С. Феодулова:

— Ой... самому маленькому — два годика и два месяца, а старшему — 15 лет, уже взрослый.

А. Леонтьева:

— Ничего себе... большой, такой, разрыв!

С. Феодулова:

— Да. Наверное, сейчас, вот, есть все возраста, практически... поэтому... опыт получаем по каждому возрасту!

А. Леонтьева:

— Светлана, вопрос может прозвучать немножко общо, но он меня, действительно, очень волнует.

В наше время, когда дети, с самого раннего детства, получают огромное количество информации — совершенно разной, с разных сторон — с чего Вы посоветуете начинать... не то, чтобы приобщение к культуре, а, просто вот... как-то направлять ребёнка, чтобы он двигался в правильном направлении... извините за тавтологию... как, вот, его ввести в нашу культуру?

С. Феодулова:

— Вот... Вы правильно сказали: как направлять? И очень важно сейчас, действительно, серьёзно задуматься каждому взрослому, каждому родителю о том, что детей очень важно сейчас и отвлекать, ограждать, и направлять — потому, что, иначе, действительно, огромное количество валится информации, которая не всегда созидательная, а очень часто — разрушительная...

А. Леонтьева:

— В том-то и дело!

С. Феодулова:

— ... и душу разрушает, и... вообще, в принципе, она развращает, и... очень много всего происходит.

Поэтому... ну, это нельзя оставлять... вот, так... на самотёк! Мы с нашими детками договорились о том, допустим, что телефоны им сейчас не нужны.

А. Леонтьева:

— Ничего себе!

С. Феодулова:

— Да, мы договорились. И, действительно, показали какие-то определённые примеры.

А. Леонтьева:

— Какие?

С. Феодулова:

— Детей, которые... вот, приезжают иногда в гости с родителями, и они — не общаются, они сидят в телефоне. Они, в какой-то степени, даже замкнутые — у них интерес только в этой коробочке.

И я обращаю их внимание, говорю: «Смотрите, ребята — это неправильно. Вы сейчас развиваетесь, у вас детство — вы должны жить в радости, вы должны развивать не только мозг, но и умение коммуникабельно общаться с этим миром и с людьми, и моторику, в том числе, и физически развиваться... а, вот, это, вот, сидение в телефоне — это, во-первых, портит глаза... во-вторых...» — ну, очень много таких, вот, минусов-нюансов... мы с ними очень много бесед провели. Прям, вот, садились, и общались на эту тему.

Плюс ко всему, у нас, там, у одного мальчика зрение не очень хорошее. Я говорю: «Ну, как мы сейчас поступим? Нас много в семье. Ему — нельзя смотреть в телефон, а вам — можно. И... как, вот? У него — не будет, у вас — будет... Ну, давайте, мы будем тогда толерантны друг ко другу, давайте, как-то тактично... вот, мы сейчас находимся в таких условиях.

Да, вы — взрослые, это — полезный инструмент, он вам пригодится. Он вам пригодится, но — для определённых функций. Сейчас, когда в вас идёт формирование, развитие — это не нужно. Это будет отвлекать и мешать. Поверьте мне — это будет не в плюс, это будет в минус...» — и мы не разных, всевозможных примерах им это объяснили. И, более того — убедили. И они даже сейчас уже сами так считают. И смотрят иногда: «Мам, представляешь... мы приехали на экскурсию, а там пришёл ребёнок — он только в этом телефоне и телефоне... и, вот, действительно — как ты была права!» — то есть, я это слышу от них, обратную связь.

Главное — детей направить и обратить на это внимание. Да, это труд родителей. Нужно, действительно, найти слова, нужно объяснять. Но я, допустим, абсолютно чётко понимаю и вижу, что телефоны детям — не нужны сейчас. Либо — в совсем узком, ограниченном количестве.

Действительно — портит зрение, действительно — очень сильно влияет на психику. Психологами уже, во многом, доказано, что мелькающие картинки — это тоже влияет на нервную систему. Ну, много разных моментов... То, что они слушают музыку в очень урезанном диапазоне в наушниках — это влияет на слух. А потом мы удивляемся — почему у нас поколение сейчас родилось, которое мы ведём к логопеду, и, практически, уже ни один ребёнок без логопеда не может нормально заговорить? А, вот, раньше — шли... там... палками ковыряли землю и играли в футбол дети... и у них всё было в развитии другое — этого не было, и речь развивалась, и всё.

Поэтому... моё мнение такое — и с детьми мы это применили, и, действительно, сделали так, и я сейчас смотрю — и у меня душа радуется. Потому, что они — играют в шахматы, они играют в шашки, у них интересные очень развлечения, они играют в футбол, им интересны, действительно, какие-то игры. Они... там... пишут письма своим друзьям в другие города, как раньше...

А. Леонтьева:

— Письма?

С. Феодулова:

— Письма, да! Вручную отправляем! Вот... у нас есть мальчик... ему нравится девочка... и там уже — семейный совет, со всеми детьми: они рисуют... вместе составляют ей эти письма с ромашками... ещё что-то... Вы понимаете, сколько творчества, как это сплочает их, объединяет? Это — общение, живое... а не, вот, эта сокращённая смс, которая: «Ок... пон... прив...» — как бы, вот, такие... но это же всё ограничивает наш мозг, в том числе! Это — деградирует, на самом деле... это, вот, моё мнение. Я просто, вот, наблюдаю. Я, может быть, не могу дать такое заключение... там... экспертное — я наблюдаю, как мама. Вот. И мои наблюдения — они приводят к таким выводам.

Собственно говоря, мы также предложили альтернативу детям. Вот... если уж говорить... это как совет. Детям нельзя сказать: «Давайте, вот, этого у вас не будет — и всё, сидите...» — нет.

Мы им предложили разные интересы: «Хорошо... давайте, мы вам лучше купим абонемент в бассейн... абонемент на какие-то интересные занятия...» — то есть, не просто купим потому, что мы это должны сделать, а мы им предложили это, как альтернативу. Вот... «А, давайте, мы лучше будем раз в месяц куда-то ездить... там... батутный центр посещать...» — или ещё, там, какие-то интересные развлечение, о которых они нас просили. Но я эти развлечения выстраиваю на их развитие — что это принесёт им пользу. Я говорю: «Смотрите, как будет здорово, прекрасно: давайте, мы этот ресурс, который сейчас у нас ушёл бы... там... в оплату интернета... этого телефона... мы его задействуем, смотрите, как здорово...»

Это — общение с родителями. Вот, у меня, кстати, дети — они очень ценят общение с нами. То есть, им... это ещё, учитывая, что у нас есть опыт приёмного родительства... и мне очень нравится, что у них это сформировалось. Они, действительно, расставляют сейчас приоритеты, и им общение в семье с родителями и проведение времени вместе — намного интереснее, нежели просидеть это время... там... за телевизором или в телефоне. И это... ну, это, как бы, тоже — выстроено, это тоже — мы объясняли. Мы сами ставим акцент на этом. Мы проговариваем с ними: «Смотрите, как здорово мы проводим время!» И я иногда делаю заметочку: «А сейчас могли бы сидеть в телефоне в комнате!» — и они, такие: «Да-а... действительно... вот это — интересней!» — но это надо проговаривать, это надо объяснять. Ну, как... детей надо воспитывать!

Это не то, чтобы мы сидели целыми днями и с ними ведём беседы. Это — просто, вот, едем в машине, в школу, есть время... там... 15 минут... и я с ними что-то проговорила — это отложилось. Потом, через какое-то время — опять. Но, периодически — я стараюсь сама ловить эти моменты, и обязательно с детьми общаться.

А. Леонтьева:

— Но время в машине с детьми — это, вообще, бесценное время! Потому, что это — то время, когда никто никуда не денется, и... ты очень много узнаёшь про своих детей!

Но, я так понимаю, что родителям, если они так построили жизнь детей, тоже приходится, наверное, в телефоне не сидеть...

С. Феодулова:

— Вы знаете, нет.

А. Леонтьева:

— Нет?

С. Феодулова:

— Я объясняю то, что... ну, у меня же... Ну, конечно, не сидеть и не играть в игры, конечно! Мы не можем сами, там, сидеть и играть в игры, и сказать им, что это плохо — нет, конечно, мы этого не делаем.

Но у меня телефон всё время присутствует в моей жизни — потому, что мне звонят по работе, мне постоянно... тем более, сейчас большие проекты — и в общественной деятельности, и в творчестве... по рабочим делам... и дети это знают. Я им показываю, объясняю.

То есть, я говорю: «Вот, смотрите... телефон — да, это сейчас такой очень удобный инструмент, который может облегчить коммуникацию с сотрудниками, и, конечно же, он присутствует в нашей жизни полноценно...» — но они знают, что я там сижу по работе, исключительно. То есть, они не видят меня, что я там сижу — сериальчик смотрю, ещё что-то... да, конечно, этого нет в нашей жизни — ну, некогда!

И — вовлечение детей тоже в деятельность. Вот, мы занимаемся общественной деятельностью. Я попробовала однажды... я думала — интересно... ну, я, вообще, такой, экспериментатор. Я экспериментирую со своей жизнью, экспериментирую с жизнью семьи, наблюдаю, пробую... потом делаю выводы... и, с удовольствием, могла бы поделиться сегодня со слушателями, вот, таким интересным опытом.

Однажды мы деток взяли с собой... ну, я думала, что они рядышком постоят, и просто увидят наши труды, и... в общем-то... поймут значимость этих проектов... отправлять гуманитарную помощь в Дивеево. Там нужно было загрузить целую «газель» вещей, которые здесь были собраны — в Сергиевом Посаде. И так случилось, что мы, по определённым причинам... вовремя, там, не сказали... волонтёры не смогли приехать.

И у нас получилось — я... муж поехал — ещё надо было вещи дособрать с другого монастыря... и трое старших детей — 10, 11 и 13 лет, и маленький Понтик, которому 3 годика. А машина приехала, у нас уже — время, мы оплачиваем... как бы, вот... этот простой, и ждать уже никого нет возможности.

И мы с детьми... я поговорила: «Ну, что, ребят... придётся самим сейчас грузить все эти, вот, мешки». Нет, ну, там вещи... в принципе, не то, чтобы это очень сложно. Но они — придумали, как это можно всё перекатывать, как это всё туда... там, водитель тоже... мы с ним договорились — он тоже помог, откликнулся, всё это загружать в «газель», а мы это всё переносили из помещения... Вы знаете, мы за час погрузили целую огромную «газель»!

И это было так как-то... на одном дыхании! Я точно знаю... я точно чувствовала, что Господь был с нами — видимо, нужно было, вот, именно нам потрудиться в этой области.

Но, вы знаете, я приехала... я такая была уставшая за всю неделю — я думала, что у меня не было сил. А после этого — я, прям, летала! И, самое главное — то, что я видела, как дети... у них глаза горели! Они были... с такой радостью! Они говорят: «Мама, а это, вот, вещи — это...» — «Это — в семьи, у кого нет возможности купить, кому надо помочь...» — я им всё это тоже проговорила: почему мы это делаем, зачем, для кого. И я смотрела, что они уже... знаете... с такими ликующими сердцами, с такой великой радостью, с любовью это всё делали, что у них тоже, прям, вот — огромное количество и энергии, и сил... и радость от этого всего! И это всё — вместе с мамой!

Потом папа приехал — мы уже всё погрузили. Он, такой: «Ничего себе...»

И маленький Понтик — он тоже там... ну, естественно, маленькие пакетики... естественно, мы там распределяли по силе... он тоже — маленькие пакетики переносил... ну, там... игрушечки носил... но тоже, по лестнице, туда-сюда, ходил — такой важный!

И потом смотрю — одна машинка ему понравилась... и он, прям, стоит, смотрит на неё... ну, как-то, вот, любуется...

А. Леонтьева:

— Искушение, да?

С. Феодулова:

— Ну... нет, нет, не то, что искушение... нет, почему? Он нёс её... но, просто, я вижу, что она ему понравилась. И... там матушка была с нами из монастыря... она говорит: «Ой, Пантелеимон, ты такой молодец... сегодня такой труд сделал... вот, как поощрение, может быть — возьми её себе поиграть». Я думала: «Ой, сейчас обрадуется! Ну, знаете, как... всё равно — поощрение, подарок...

А. Леонтьева:

— Ну, да...

С. Феодулова:

— ... вот, за труд...» И я так не ожидала от него услышать, знаете, какие слова? Он так удивился: «Нет, мама — ты, что? Это же для детей, у которых нет игрушек! Нет, пусть они играют... пусть они лучше поиграют...» — и он с радостью... понимаете?.. не то, что, там, от сердца оторвал... а он, прям, знаете, вот, принял это решение — и с радостью положил её в «газель» — прям, вот, чтобы она точно доехала туда, так хорошо упаковал всё...

И я думаю: «Господи... 3 года ребёнку, а у него уже сердце работает на любовь, на помощь ближнему — осознанно, понимает... Это, во-первых, ему останется на всю жизнь... и, вот, это надо развивать в детях».

Надо, всё-таки, вот... ну, как... это — наша задача: родителей, взрослых, общества — воспитывать, создавать ситуации, в которых они могут... Вот, они могли бы сидеть в телефонах, да?... или, вот, как-то иначе провести это время — а, вот, мы получили огромную радость! Мы уехали все — счастливые невозможно, и ещё ходили... а потом — ещё более счастливые, когда нам прислали материалы... когда, вот... приходили семьи и получали... когда писали письма благодарности. Я это детям показывала — я не к тому, что это делалось для этого, но, просто, я...

А. Леонтьева:

— Ну, это важно, конечно...

С. Феодулова:

— ... но, просто, я это показала детям — и Вы не представляете, какие они были счастливые. И потом говорили: «Мам, а, давайте, ещё сделаем какие-то добрые дела!»

А как мы куличи тоже, вот, в Дивеево отправляли! У нас были накопленные средства, и мы с детьми целый совет устроили. Мы говорим: «Вот, ребят... там нету куличей для детей, которые не имеют возможности сейчас... а, давайте, мы то, что накопили, сейчас вложим — и купим?» — и это было совместное решение, и... Вы не представляете... дети были счастливы! И потом спрашивали: «А как — они получили?» — радость... вот... вот... это... тогда... нужно обязательно в воспитании.

А. Леонтьева:

— Напомню, что у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная певица, мама восьмерых детей.

Вот, это очень трогательно, как Вы это всё рассказываете — действительно, как дети могут участвовать в жизни родителей, в благотворительности... но... не могу не задать вопрос, Светлана... у меня с самого начала вертится...

С. Феодулова:

— Да...

А. Леонтьева:

— ... что... всё это — все Ваши проекты... у вас же — Союз многодетных семей, да?.. Вы пишете сказки... Вы — певица... у Вас — восемь детей...

Как совмещать все эти виды деятельности? Вот, расскажите мне...

Ваш день начинается в 4 часа утра, Вы встаёте, обливаетесь холодной водой, наверное... готовите завтрак для всей семьи... как, вот, это вместить — в один день?

С. Феодулова:

— Ох... Вы знаете... как-то... с детства всегда всё старалась объединять и совмещать.

А. Леонтьева:

— С детства?

С. Феодулова:

— Да. Вот... и мне всегда интересно было совместить... даже можно сказать, несовместимое — много-много разных направлений. И, как-то, вот... моя всегда задача была — научиться совмещать, именно.

А сейчас... вот... меня иногда спрашивают: «А как, вот, Вы в семье... и как Вы успеваете в творчестве, в общественной деятельности, и ещё, там, где-то — и всё это...» — у меня это всё, как Вы уже поняли по предыдущему блоку разговоров — всё это объединено. То есть, мы вместе, как правило, принимаем участие во всём.

То есть, для меня это всё — одна единая жизнь, а не раздельно — вот, здесь... вот, там... И дети знают. Вот, мама на работе — они не в курсе... они в курсе — что у нас происходит за день. Мы вечером иногда приезжаем и делимся с ними, рассказываем, как у нас прошёл день — тоже для них это важно, для опыта. Они очень часто с нами ездят на гастроли — мы берём... там... по два... по три ребёнка с собой. Они там помогают, они тоже видят эти внутренние рабочие процессы — для них это очень важно, я считаю. Это тоже... знаете... как такое развитие... и, в моём случае, мера воспитания.

Ну, например, вот, я тоже их приучаю к тому, чтобы они качественно делали свою работу — качество, вообще, в принципе. Работу — я имею в виду даже обучение сейчас, поведение в школе... да... если ты взялся за какое-то дело, нужно доводить его до конца, и делать это качественно. Потому, что, если делать некачественно, от этого могут пострадать другие люди. Ведь, любое дело — это для людей. Для чего ты это делаешь? Для того, чтобы это принесло пользу. Это должно быть направлено на благо, на пользу... сделать это — с отношением... а, самое главное, с любовью.

И тогда, кстати говоря, уже ты от этого... ну... не испытываешь такое: «Вот, опять мыть посуду мне...» А когда ты понимаешь: «Ой... я сейчас вымою посуду... мама, папа придут — им будет приятно видеть на кухне... ой, как здорово!» И, вот, когда ты делаешь с любовью для кого-то — нет от этого усталости. И от этого ещё очень много радости! Вот, уже стихами заговорила!

Поэтому, это очень важно. И мы привлекаем к нашим тоже проектам детей, и я им объясняю. Допустим, иногда — раз, кто-то опоздал... там... Света-инженер, или ещё кто-то — у нас задержалась репетиция, у нас всё сдвинулось. Я не успела из-за этого пообедать. Потом — выхожу на концерт. Потому, что у нас всё это сдвинулось. И я детям иногда потом — подытоговое: «Вот, видите, как? Человек отнёсся безответственно — опоздал, и подвёл всю команду. Вот, нельзя так делать. Всё-таки, это неправильно — вот, посмотрите, как пострадала вся труппа театра!» — и я им обязательно эти примеры показываю. Они это видят изнутри, они видят нас — мы их родители, они любят нас, и они видят, как это наносит такие, вот, травмы и ущерб. И проекту, и... там... может быть, убытки...

Мы им проговариваем достаточно, такие, взрослые вещи. Но... я сейчас просто вижу, что, допустим, двух детей, которым 11 и 13 лет — их назначили старостами в школе. Мне позвонила учительница, и говорит: «У Вас дети — с повышенным уровнем ответственности. Они всегда всё делают быстро, и умеют организованно всё... Можно, вот этот — старостой будет?» Я говорю: «Ой... приятно! Конечно!» За два года, вот, у нас возникла такая коммуникация.

Поэтому, не надо бояться с детьми по-взрослому, может быть, какие-то вещи раскрывать — это на мой взгляд, мой опыт вот это показал. В творчество их обязательно вовлекать — потому, что это всё очень здорово развивает — и фантазию, и креатив. И на будущее тоже — они придут в компанию, а они умеют разносторонне... вот... сделать какие-то функции в этой компании, и, фактически, такие будут — универсалы, и это — здорово! Потому, что и в семье — тоже творчество. Я смотрю, что, всё-таки, традиции семьи — они передаются. И моя задача сейчас — воспитать детей... вот... в рамках моей семьи, например... это — чтобы они стали, всё-таки, хорошими мужьями, жёнами, всё умели по дому. Вот, я их научила уже и суп варить, и по дому следить за всем, и стол накрывать... если гости придут, сервировать красиво... всё... и им это нравится, самое главное! Они же... им же — мама доверяет, мама с любовью... не то, чтобы: «Вот, иди!» — «О-о... опять меня заставили...» А был бы телефон — было бы так. Потому, что они в это погружаются — им уже ничего не хочется.

А здесь, понимаете — это такая, вот... тоже единение такое. И для меня это важно — это, всё-таки, сплочает семью. Потому, что... я, вот, детям тоже всегда говорю: «Дорогие мои, любимые мои, мы — команда. Мы — команда! Мы должны быть — друг за друга. Если у нас какие-то там проекты, и мы несколько дней где-то отсутствуем в семье — помогите нам. Поддержите нас, пожалуйста. Значит, вы должны быть максимально организованы. Значит, не должно происходить каких-то там хулиганств и эксцессов — потому, что ваша помощь, именно, в вашем послушании, в ваших чётких исполнениях каких-то обязанностей в семье, в вашем выполнении вовремя домашней работы, чтобы не было проблем потом оттого, что... поддержите нас своим, вот, этим, вот... благоразумием!

А мы, в свою очередь, возвращаясь, допустим, с гастролей, или когда заканчиваются какие-то проекты — мы, конечно же, они знают... мы потом едем вместе в какой-нибудь Дом отдыха, или куда-нибудь, там... играть в какие-нибудь... в футбол папа с ними гоняет! Мы обязательно всегда тоже даём обратную связь, и, так сказать: «Ну, что вы хотите? Вот, вы такие молодцы, когда вы вместе с нами трудились ( потому, что я тоже замечаю — это их тоже труд )...

А. Леонтьева:

— Конечно, конечно...

С. Феодулова:

— Вы нам очень помогли своим поведением — нам теперь хочется сделать приятное для вас! Вот, давайте подумаем — куда мы вместе сходим?» — и дети это знают, что будет такое, вот, поощрение, что мы это увидим. Им важно нас не расстроить — это важно воспитывать в детях! Не подвести — потому, что, когда у нас происходят какие-то ситуации... ну, там... в школе где-то напортачили... я всегда говорю: «Вы подводите семью! Вы подводите не только, вот, сам, там, что-то... подводите наше имя, нашу репутацию, вообще — репутацию всех! Ведь, другие братья и сёстры — тоже здесь учатся. А что про них подумают?» — то есть, это всё, конечно, очень важно... знаете... чтоб было чувство стыда. Чтоб была совесть. Чтобы было, вот, ощущение, что... ответственность за ближнего своего — не только в рамках семьи, но и в рамках других.

Ну... собственно говоря, вот — такая позиция.

А. Леонтьева:

— Светлана, то, что Вы говорите — это... я не могу сказать, чтобы это сейчас было очень популярно. Вот, эта строгость в воспитании детей, о которой Вы рассказываете...

С. Феодулова:

— Это не строгость. Это, может быть, такие правила... да, правила, которые мы создаём, и они должны исполняться. Но... это, ведь, видите... всё-таки... основа в этом — не строгость, и не наказание, а любовь.

А если они нас, так сказать, подводят в какой-то степени — я же не иду их... там... бить палкой, или ещё, там, что-то... да? Нет. Я расстраиваюсь. Я расстраиваюсь, и говорю... вот, представь себе... Я прихожу, и беру этого ребёнка, и, чуть ли не со слезами на глазах, я говорю: «Вот, у меня сегодня — вот, это... вот, это... вот, это... вот, это... Я пришла домой, и, вместо того, чтобы отдохнуть — мне ещё и, вот, это добавилось! И я сижу — расстроенная... и как, вот, с этим быть? Ну, вот, зачем ты... Вот, представляешь себе: я сейчас здесь, нужно звонить... там... урегулировать этот вопрос. Вот, у нас ещё, к этой куче, ещё сейчас сюда и вот это...» — я обязательно это объясняю, чтобы они видели, что это наносит нам... создаёт проблемы для всей семьи. Чтобы они это чувствовали.

И тогда у меня дети, вы знаете... вот, честно... они уходят потом в свою комнату, приходят через 15 минут, и, прям: «Мамочка, прости, пожалуйста... я не хотел. Я, вот... ну, да... я не подумал...» — и, вы знаете, я вижу, что они, действительно, искренне это осознают. Это очень важно!

Вот... Поэтому, мы... всё-таки, знаете, вот... на любви. Воспитание — оно... прежде всего, воспитываю... мне хочется воспитать в детях любовь к ближнему... любовь к родителям... уважение... уважение и любовь к воспитателям, и ко всем людям, которые их окружают. И, в принципе, это — не строгость.

Да, если ты проявил, так сказать... подвёл — тебе должно быть стыдно за это. Ну, как — стыдно? В том плане — ты должен тогда извиниться подойти, как-то урегулировать эту ситуацию... значит, может быть, сделать, предложить что-то, чтобы как-то выровнять это. И репутацию свою тоже, вот... я приучаю детей — создавать хорошую... и, всё-таки, ценить эту репутацию.

У нас же сейчас как, в принципе, наше общество устроено? Сейчас очень много фрилансеров... да... и так далее... которые... людей, которые работают по интернету... которые, вот, здесь — подвели, подставили, сроки не выполнили, или ещё, там, что-то — раз: «Ну, и ладно... всё...» — переступили, так сказать, и не важно, что они подвели, что там проект обрушился, что там убытки люди терпят, или ещё что-то... они — раз, взяли другой проект! А не этот, так ладно — другой проект! Знаете, сейчас таких «бегунков»... очень много.

И это, вот, неправильно... это... конечно, вот... я, просто, как работодатель, как человек, который руководит какими-то уже определёнными процессами, это чувствую сейчас, вижу — и меня это тоже расстраивает. Вообще, в принципе, такое, вот, общество.

Поэтому, нужно, конечно, ответственность прививать. И обязательно воспитывать. И про это — наши проекты, в том числе, теперь! Потому, что, знаете... вот, все наши проекты — только о наболевшем. Мы пытаемся это всё теперь применить уже даже и в творчестве.

А. Леонтьева:

— Я хотела предупредить радиослушателей, что во второй части программы не уходите от нас — мы будем говорить о проекте Светланы — Кремлёвская сказка «Рождество в Музыколандии».

А сейчас Светлана принесла нам небольшой музыкальный подарок... какой, Светланочка?

С. Феодулова:

— Ох... Ну, что ж... тогда — пусть всё начнётся с праздника! И волшебная музыка Иоганна Штрауса унесёт наше воображение, и... просто соприкоснёмся с Прекрасным!

Я предлагаю послушать Штрауса — вальс, который я восстановила в уникальном исполнении. Потому, что именно в таком формате он задумывался у автора. И на это ушло достаточно много времени — чтобы восстановить именно эту партитуру. Поэтому, приятного прослушивания! Хорошего настроения!

А. Леонтьева:

— С вами — Анна Леонтьева. У нас в гостях — Светлана Феодулова, оперная певица, мама восьмерых детей.

Вернёмся к вам — через несколько минут. Слушаем.

А. Леонтьева:

— Напомню, что сегодня с вами — Анна Леонтьева.

У нас в гостях — Светлана Феодулова, оперная певица, мама восьмерых детей.

И, наконец, мы переходим к созданию Светланы — к кремлёвской сказке «Рождество в Музыколандии», которая пройдёт 22 и 31 декабря в Кремлёвском Государственном Дворце, а также 2 и 7 января — ну, в общем-то, в каникулы будет идти эта сказка.

Светлана, расскажите, как она пришла Вам в голову, и как всё начиналось — с чего?

С. Феодулова:

— Ох... это, на самом деле, длинный путь... но буду — кратко.

Когда я участвовала в проекте «Голос», была там в команде Александра Борисовича Градского, я пришла туда тоже с некоторой миссией. Это была моя задумка, идея — нести культуру людям, и хотелось — пусть они, хоть через проект, послушают... ну, вот... оперную арию... влюбятся в это искусство, и в этот жанр, и, может быть, потом пойдут в оперный театр, или дома будут прослушивать, ставить детям замечательную классическую музыку. Ну, я — влюблённая в классику, и, конечно, с радостью, с открытым сердцем делюсь этим со зрителями.

А... собственно говоря, всё сложилось, я участвовала в проекте во 2 сезоне, и в 1 туре исполняла арию Царицы ночи. И так случилось, что... ну... видимо, мой образ... я не знаю... ну, вот... дети среагировали больше всего — для меня это было неожиданно. На тот момент, я думала, что я буду петь в театре, строит такую карьеру... ну... стандартную, достаточно. А тут всё пошло совершенно по другому пути, и мне это, знаете, тоже пришлось по душе.

400 писем в день я стала получать — от детей!..

А. Леонтьева:

— Ничего себе...

С. Феодулова:

— ... которые у меня до сих пор... целая коллекция — выложена, кстати, тоже в интернете, в социальных сетях, в группе.

И дети — рисовали... они присылали арию эту... они писали, что они, вот, слушали эту песню в других исполнениях... то есть, дети начали исследовать — дети, подростки! Родители мне писали о том, что: «Вы знаете, у меня ребёнок просится к Вам на концерт... Она говорит... мы пришли на концерт — вчера были — я думала, что это... даже не вникала... ну, просится — купила билет... и для меня — такое удивление, что у меня ребёнок захотел пойти на концерт классической музыки! С оркестром, всё... и, более того, сидел, хлопал, так понравилось! Никогда не думала... никогда бы мы туда не пошли...»

А. Леонтьева:

— Это не просто удивление — это достижение! Я считаю...

С. Феодулова:

— Вы знаете... конечно же, я сразу это взяла во внимание и подумала, что раз в моём образе... вот, они меня воспринимают, как принцессу — у меня платье красивое... не без этого... всегда очень красочно делаю все концерты... много переодеваний — удивляю, так сказать, красивыми нарядами... классическое искусство — оно красивое должно быть... и детям это нравится, это нравится взрослым, очень многие открывают для себя этот жанр, когда думали, что это, вообще, искусство не для них, для них это очень сложно...

Может быть, ещё — подача. Всегда... вот, как вы сейчас прослушивали Иоганна Штрауса... я не люблю петь так, чтобы... знаете... так, прям, прогрузить зрителя, чтобы... прям... вот... «И-о-о-о-о-о-о!» — нет. Мне очень нравится петь легко. Само по себе, колоратурное сопрано — это лёгкое исполнение, виртуозное, такое, филигранное пение, которое может поражать, удивлять, вот, этой техникой. И, в принципе, это... я к этому стремилась. Мне очень нравились старые певицы — уже ушедшего поколения. Сто лет назад исполнялось именно так... колоратурное пение — оно очень ценилось. Потому, что это было, такое, прям, сверхискусство... высший пилотаж! В общем-то, сейчас... я это тоже, в какой-то степени, старалась восстановить, и сейчас восстанавливаю отношение к этому жанру. Ну, и, в общем-то, колоратурное сопрано — в той форме, в которой оно должно звучать.

И это поражает — детей. Высокие ноты, оказывается... психологи тут сделали исследование, и выяснилось то, что высокие звуки для детей даже приятно прослушивать...

А. Леонтьева:

— Как интересно...

С. Феодулова:

— ... и это тоже есть некоторый эффект — поэтому, детям это нравится.

Представляете себе — вы приходите на классический концерт. Вот, высокий голос, колоратурное сопрано — а ваш ребёнок с удовольствием слушает классическую музыку! Казалось бы, мечта!

А. Леонтьева:

— Мечта!

С. Феодулова:

— Многие родители думают: «Ой, это...» — нет, это действительно работает!

Вы знаете, экспериментов было много. В прошлом году мы сыграли три спектакля по 5000 зрителей, тоже в Кремлёвском Дворце. И были дети... я, когда вышла на сцену, видела двухлетних детей — вот, они выбежали в проход, и стояли... значит... ну, все восхитились платьем — оно у меня, там, всё горит камнями... и я думаю: «Ну, всё... сейчас до конца спектакля будут крики... ещё что-то...» — ну, потому, что маленькие дети... два года... у нас такого опыта ещё не было.

Вы не представляете... мы сейчас делали монтаж видео — ни разу не пикнул ни один ребёнок!

А. Леонтьева:

— Ничего себе...

С. Феодулова:

— Все, с открытым ртом, заворожённые, слушали с удовольствием! Когда у нас был вальс Штрауса, Чайковский замечательный — дети танцевали в проходе! Там уже девочки — принцессы, танцуют в своих красивых платьицах... мальчики стоят... вальсируют... они уже... представляете, как они напитались традиционным, вообще, в принципе, началом... как это должно быть.... Красотой!

Ну, конечно, мы вкладываем в это огромные смыслы, чтобы это было всё красиво... и декорации... и футажи... и всё то, что на экранах... что не должно всё отвлекать...

Я, вот, слава Богу, сложилось так, два года работала режиссёром в театре, преподавала актёрское мастерство, и... у меня были очень хорошие педагоги, которые научили выстраивать программы. Поэтому, вот, сейчас все сказки я пишу сама, и выстраиваю всё это, учитывая психологию детей.

Дело в том, что, допустим, 15 минут они могут только слушать, или... там... погружаться в текст, и обязательно нужен, там, интерактив, или ещё какие-то моменты — это всё учтено... к сожалению, не все учитывают, поэтому, дети начинают уставать...

А. Леонтьева:

— ... уставать... совершенно верно...

С. Феодулова:

— ... либо идёт перегруз... там... по декорациям... очень много всего, и оно мелькает, и уже глаз... и ты уже устал... даже взрослый уже устал на это смотреть... тоже, вот...

Я стараюсь выстроить так, чтобы учитывать и психологию — и взрослых, и детей... чтобы и глазки не устали... чтоб концентрация была. Вот, здесь послушали текст, вникли в ситуацию — теперь нужно... вот... балет вышел, потанцевали... дальше — попели... дальше — интерактив, мы огромные шары будем выкатывать в зал... это будут ноты, которые будут... в зале дети будут с этим играть... то есть, разбавляем... и двигательная система... ну, в принципе, как это... мы, на самом деле, ничего нового не придумали — это делали раньше, это всё уже, так сказать, испытано, и это работало — поэтому, было всегда очень интересно, и, с удовольствием, высиживали. Поэтому, в общем-то, мы применяем те технологии, которые, в общем-то, уже были созданы, учитывая... раньше, просто, учитывалась всегда психология ребёнка, когда создавались разные детские мероприятия. Вот, этому огромное мы уделяем внимание.

Ну, и, конечно же, это всё родилось из семьи! Почему, вот... опера и мыльные пузыри, представляете? Вот, я, как и говорила — с детства хотела всегда совместить несовместимое, создать что-то уникальное, впервые в мире! Такого формата, действительно, нет нигде, никогда! Вот. И в этом году у нас — тридцать спектаклей, и мы такой огромный объём играем... Мне хочется, чтоб как можно больше детей и зрителей увидели это, напитались... это как прививка, знаете... потому, что детское впечатление очень важно.

Мыльная опера... ой... опера и мыльные пузыри!.. ха-ха-ха!.. интересно получилось, да?

А. Леонтьева:

— Да-да-да! Само...

С. Феодулова:

— ... это родилось из семьи. Я дома как-то думаю: как мне детям включить... научить их слушать классическую музыку?

Я попробовала — включила Чайковского, замечательного нашего красивого «Щелкунчика»... просто, вот, фоном... и наполнила комнату мыльными пузырями.

Вы не представляете! Дети, в восторге, с этими мыльными пузырями, с шариками... бегали, прыгали! А всё это — под фон классической музыки.

А. Леонтьева:

— Потрясающе!

С. Феодулова:

— Что дальше? На следующий день они меня сами попросили — это были каникулы, лето — они сами попросили: «Мам, а давайте ещё раз так сделаем?» — я ещё раз так сделала. А через какое-то время — уже, там, 2-3 дня — они уже стали просить просто включить им классическую музыку — Чайковского, Вивальди... они стали исследовать... попросили поставить им магнитофон, диски, и теперь слушают это сами.

Почему? Объясню: у них первое впечатление о прослушивании музыки появилось не так, что «меня привели в театр, я там просидел полтора часа, я устал...» — и появился уже негатив...

А. Леонтьева:

— Да, часто, к сожалению, случается...

С. Феодулова:

— Действительно, сложное искусство — это, правда, непростое искусство — и это нужно преподносить детям сейчас именно в таком формате — в формате, наверное, игры, радости.

А здесь, представляете... они приходят... сейчас Новогодний концерт — они уже пришли на праздник! Сказку видят... и в этой праздничной обстановке, когда с ними и Волшебник играл, и Кролик, и Искорка, и Шляпа появился... Господи, сколько прекрасных впечатлений... и всё это ещё и с классической музыкой — да они это, конечно, полюбят!

И дома, вот, у меня это тоже произошло. И, вот, этот эксперимент я теперь делаю, представляете, в таких массах, в таком объёме!

А. Леонтьева:

— В огромном масштабе!

А. Леонтьева:

— Напомню, что у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная певица и мама восьмерых детей.

Светлана, а кто зритель Вашей Кремлёвской сказки «Рождество в Музыколандии»?

С. Феодулова:

— Ну, мы пишем 6+, как всё-таки принято на балет «Щелкунчик» звать... но, вот, видите, был опыт и 2 года, и дети, на самом деле, высиживают. Меньше — не надо, конечно. Уже могут мешать и другим зрителям, и маме будет сложно. Наверное, от 2 лет я приглашаю, и 60+. То есть, возраст не ограничен!

Мы построили сказки по принципу сказок Роу, по принципу сказок Пушкина, когда в любом возрасте, согласитесь, это интересно читать, это интересно пересматривать, потому, что заложено очень много смыслов, да?.. заложено там очень много философии, мудрости. И это, как и детям полезно, так и для взрослых интересно всегда.

Поэтому, в прошлом году у нас были прям группы паломнические, приезжали уже с, такой, возрастной категорией, и потом подходили ко мне, фотографировались, и говорят: «Ах, мы не ожидали... мы погрузились в детство! Мы погрузились в сказку!»

Ну, конечно же, любому взрослому будет интересно посмотреть балета «Щелкунчик» элементы — фея Драже любимая... адажио... конечно же, послушать классические произведения красивые — вальс Штрауса... вот, тоже он будет... который мы сейчас прослушали, не так давно... конечно же... вообще, насытиться этой красотой! И... Вы знаете... вот, честно... когда у меня, даже на моих спектаклях, там... в других программах... вылетают в зал шарики в конце — взрослые испытывают... я не знаю... даже, может быть, больший восторг! Вот, я вижу их глаза... ну, надо погружаться в детство! И испытать ещё раз, вот, эту детскую радость... восторг... счастье... в наше время — оно, всё-таки, тоже нужно.

Нужно набраться сил, эмоций на следующий год! Это — Новый год, это — Рождество... это... всё-таки, такой праздник, который всегда наполнен чем-то, таким, необыкновенным... да? Я не говорю «волшебством», потому, что... всё...

И самое главное — то, что мы очень долго этого добивались. Впервые, наверное, за огромный... семьдесят лет... я не знаю, какой период... в Кремлёвском Дворце — Рождество! Потому, что заканчиваем мы нашу сказку — историей.

У нас девочка — из многодетной семьи — она засыпает, и ей снится, вот, этот сон, где она попадает в страну Музыколандию... принц Мажор... принц Минор... Какофон приходит, владыка беспорядка, убийца музыки! Его коварный план — разрушить музыки звучанье. И, чтоб всё было гладко, сперва пойдёт он на обман... знаете, какой слог! Мне хочется, чтобы дети слушали красивый великолепный русский язык! А не сленг: «Чё... где... как...» — это же их тоже окружает сейчас везде, и мне очень обидно за это. Поэтому, создавая сценарий, мы этому уделили огромное внимание, и очень много труда было в это вложено, чтобы добиться именно пушкинского стиля, такого, красивого, насыщенного... И, на самом деле, дети очень хорошо воспринимают — это им не сложно.

Вот, они читают сказки Пушкина уже в 6 лет... там... в 4 года... им это, согласитесь, не сложно. А почему здесь будет сложно? Давайте... ну, мы же не можем отменить Пушкина теперь — потому, что дети уже привыкли к сленгу и сокращённости... Я, наоборот, считаю — нужно предлагать новые им альтернативы, чтобы они хотя бы в театр, как минимум, приходили и сталкивались, действительно, не с подменой, а, действительно, с настоящим искусством. Ведь, это — как храм искусства... храм для воспитания детей, где заложено... каждый вынесет оттуда некоторые мысли, понимаете, а не просто уйдёт...

Вот, он увидел там картинку красивую... и сейчас есть такие направления... поэтому, вот, мы говорим... знаете, я очень много сейчас запроса от родителей: «Вот, мы, конечно, расстраиваемся... сейчас наших детей очень много всего негативного...» Ну, а вы — куда ведёте своих детей тоже?

Вот, я смотрю — битком залы, и в некоторых случаях стоят там, где... игрушки с кривыми ртами. Какие игрушки мы покупаем детям, какие мультики мы им ставим просматривать сами — это тоже очень большой повод задуматься, и выбирать, всё-таки, продукт, который мы детям... вот... показываем. И — куда мы детей приводим, в конце концов. И... всё-таки... если детей приводим — это должен быть вклад в их развитие, это должен быть ещё один шажочек к чему-то новому.

А что касается детского впечатления... вы знаете, это очень важно, чтобы именно дети могли, вот... почему я сказала ранее: это как прививка... вот... увидеть, соприкоснуться с этой красотой.

Я, в своё время, когда была маленькая — всё из детства! — впервые попала на сцену, когда мне было 8 лет, и меня за ручку вывел Михаил Плетнёв... Александра Пахмутова была за роялем... вот, такой, вот, уровень. Я увидела, услышала живой оркестр — как он прекрасно играл, я услышала пение Александра Борисовича Градского, других исполнителей в таком качестве... потом выступала «Берёзка», понимаете?... я увидела этот ансамбль, с этим невероятным качеством исполнения, с такой точностью... это всё меня так поразило, что сейчас я уже не могу смотреть на другое!

Ну, то есть, уже какой-то другой формат... у меня уже сейчас... вот, понимаете, я сейчас — сама делаю выбор. И очень важно в детстве детей всё-таки... детям показать — уровень.

Вот, не просто так в нашей сказке — Кремлёвский балет танцует. Потому, что это — высший пилотаж. Мы не просто так делаем это на Кремлёвской сцене — сцене № 1, действительно. Мы не просто так приглашаем народных артистов, заслуженных артистов — у нас Мариинский театр поёт, Большой театр поёт — солисты этих театров. Это — самый высокий уровень. Мне хочется детям показать сразу... вот... то высокое искусство в высочайшем его исполнении.

Да, это всё — такой непростой проект для нас. Было бы проще, может быть, легче сделать другого уровня его, но мне важно показать, действительно, именно этот уровень, чтобы дети потом, в дальнейшем, могли тоже иметь такое... некоторое различие. Потому, что они уже соприкоснулись и видели, как это может быть — вот, так!

Это, вот, мой личный опыт. И опыт, также проверенный и на моих детях, конечно! Они... я не знаю... я сейчас, вот, чувствую, что они — как подопытные кролики, в этом плане... да? Нет, это — просто жизнь, мои наблюдения. И... я, действительно, случайно так, наблюдала... когда первый раз со мной дети поехали на гастроли... они просто с нами были на концертах, напитались, вот, этим тоже... добротой, которая идёт от зала... да... в обратном направлении... этими эмоциями... этой радостью, которая нас объединяет эмоционально со зрителем...

И они увидели совершенно другое... Потом, я помню, мы обратно возвращаемся, мы садимся где-то покушать... да, там, на заправке сделали остановку — ездили на машине. И, я помню, на экранах — стоит какая-то женщина... чёрная... с рогами... чё-то такое, вот, поёт... И я вижу... я просто, вот, сижу, кушаю, и смотрю на лица моих детей: их, прямо, перекорёжило... они, прям, с таким отвращением на это смотрят!

И я задаю вопрос: «Ну, как вам современное искусство? А когда-то, ведь, наверное, слушали!» Они говорят: «Ой, мам... ужасно! Как некрасиво! Да... ты представляешь, нам когда-то, может быть, это даже и нравилось... ой, нет... как это некрасиво...»

Понимаете? Они сами... не я им навязала, не я им говорю, что, вот, «слушайте»... заставила их... нет! Они уже сами делают выбор. То, что это, вот, им, действительно, нравится — здесь, вот, такой эмоциональный объём... они с этим — соприкоснулись!

Поэтому, надо детей, всё-таки, в это вовлекать, и приводить — чтобы они соприкоснулись. Если они не соприкоснутся, конечно — у них нету выбора и альтернативы, и они, вот, будут слушать песни с матом. Я извиняюсь, но сейчас это, действительно, тоже есть, это модно, популярно... и это страшно! Поэтому... не запрещать, может быть, а — предложить другой формат.

И, следовательно... ну, вот, моё мнение, на самом деле, что сейчас — это дело каждого. И каждый человек может внести вклад в нашу страну, в развитие, в будущее — это важно. Потому, что это — тот мир, в котором будут жить наши дети. Это — то общество, которое будет их в будущем окружать. Врачи, педагоги... вообще, любые профессии... если это общество не воспитать на каких-то моральных, таких, вот, устоях, то — что ждёт наших детей? Мы не вечные.

Поэтому, нельзя здесь оставаться в стороне, нельзя ждать, что когда-то кто-то, там, что-то предложит! Я считаю, что сейчас нужны инициативы, и нужно каждому сейчас что-то сделать — на разном уровне.

Вот, у нас есть возможность в Кремлёвском Дворце... вот, мы занимаемся культурой, искусством, и я в этой области... это моя профессия, и я её применяю сейчас, вот, так, чтобы внести вклад в наших детей — приводите! Это всё делается для вас с любовью!

И, я так думаю, что каждый может, даже на своём маленьком уровне... взять, и поделиться пакетом гречки с соседом, которому, может быть, это сейчас, действительно, будет нужно и важно. Иногда это тоже — очень большое и важное дело, когда его сердце тоже испытает такую искреннюю радость и любовь.

Поэтому, если позволите, ещё раз: 22 декабря мы начинаем играть сказки в Кремлёвском Дворце — до 7 января. Все каникулы, по два спектакля в день. Мы предлагаем окунуться в мир прекрасного, в мир искусства, в мир доброты. В конце — всё закончится Рождеством. Под колокола живой звонницы мы споём финальную песню, и с великой радостью вы уйдёте домой и будете нести этот свет своим семьям и близким. И, самое главное, приводите детей — это сейчас, действительно, очень важно и нужно. Это будет, действительно, большой вклад. Не просто посмотреть какое-то развлечение, но, действительно, вклад в их развитие — музыкальный вкус прививать нужно, и, также — образовательная сказка.

Поэтому, «Рождество в Музыколандии» в Кремлёвском Дворце — с конца декабря до начала января. Я вас с радостью жду, приглашаю, с любовью готовим мы эту сказку — для вас, дорогие мои!

А. Леонтьева:

— Я хочу сказать, что я слушаю Вас, и понимаю, насколько в нашем мире не хватает этой красоты, не хватает этой радости, не хватает этой классики и вот этого высокого уровня искусства!

Поэтому, я благодарю Вас за этот разговор!

Напомню, что сегодня у нас в гостях была Светлана Феодулова — оперная дива, мама восьмерых детей.

И, Светлана, давайте, подарим ещё один музыкальный подарок нашим радиослушателям... какой?

С. Феодулова:

— Мне бы хотелось предложить сейчас прослушать песню, которая прозвучит, как раз, в финале, в исполнении всех артистов нашей сказки. Это, как раз, Светлая ночь — мы заканчиваем Рождеством, этой великой радостью. Поэтому... «Светлая ночь».

А. Леонтьева:

— Слушаем, дорогие радиослушатели!

Светлана, спасибо огромное!

Я с Вами прощаюсь. Спасибо за очень радостный и яркий разговор!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем