
«Восхождение», студия Мосфильм, Третье творческое объединение, режиссёр Лариса Шепитько
— Где отряд? Ваши связные, явки? Вам придётся обременить свою совесть. Теперь, так или иначе, придётся. Выхода-то нет. Нет.
— Я не предам. Не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры.
Предать товарищей или пойти на смерть. Перед неразрешимой, казалось бы, дилеммой оказались партизаны Рыбак и Сотников — герои отечественного художественного фильма «Восхождение», который в 1976 году сняла режиссёр Лариса Шепитько. Морозной зимней ночью Рыбака и Сотникова отправили на задание — добыть провизию для отряда. По дороге партизаны наткнулись на немцев. Завязалась перестрелка. Сотников получил ранение в ногу. Далеко уйти не удалось. В ближайшем селе товарищей взяли в плен. На допросе следователь Портнов — полицай, русский, перешедший на службу к немцам, — ясно даёт понять: выбора нет. Предать или умереть.
В основу сценария картины легла повесть белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Лариса Шепитько увидела в произведении о Великой Отечественной войне глубочайшую духовную драму. И сняла фильм, буквально пронизанный евангельскими смыслами. Лента «Восхождение» завоевала гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля 1977 года и стала лауреатом множества других кинематографических конкурсов. А вот у себя на родине, в Советском Союзе, Ларисе Шепитько пришлось приложить немало усилий, чтобы фильм вышел в прокат. Чиновники Госкино, посмотрев картину, возмущённо заявили режиссёру, что вместо истории о партизанах она сняла религиозную притчу.
Сама Лариса Шепитько в одном из интервью рассказывала о том, что своей киноработой прежде всего хотела показать: духовность является основой человеческой личности и её главной ценностью. «Духовное начало в человеке неподвластно физическому уничтожению», — говорила режиссёр. Не скрывала Шепитько и того, что в центре сюжета её картины лежит один из главных евангельских конфликтов — предательство Христа Иудой. Перед тем, как приступить к работе над «Восхождением», она попросила всех членов съёмочной группы прочесть Евангелие.
И вот на экране мы становимся свидетелями драмы невероятной напряжённости и глубины. Сотников наотрез отказывается стать предателем и не выдаёт товарищей даже под страшной пыткой и страхом смерти. Но Рыбак не хочет рисковать жизнью. Он убеждён: можно пойти на компромисс. Главное — выжить. А уж потом как-нибудь найти способ выбраться из плена. В одном из эпизодов он пытается убедить в этом и Сотникова.
— Слушай. Надо ж чего-то придумать. Подохнуть легче всего. Надо выкручиваться!
— Ничего не выйдет...
— Их надо поводить, как щуку на удочке: перетянешь — порвёшь, всё пропало. Прикинуться смирными. Мне, вон, уж в полицию предложили. Чего ты так смотришь? Я ж говорю — прикинуться...
Сработает ли такой план Рыбака? Получится ли у него обмануть врагов? Где проходит грань между добром и злом, между предательством и верностью? На эти вопросы ответит яркий и пронзительный фильм Ларисы Шепитько.
Роль Сотникова в картине «Восхождение» исполнил тогда ещё неизвестный актёр Борис Плотников. Рыбака сыграл молодой Владимир Гостюхин. Для обоих это были первые серьёзные работы в кино. Актёры признавались, что на съёмочной площадке фильма получили не только профессиональный, но и духовный опыт. Как высказался художник-постановщик картины Юрий Ракша, говоря о святых вещах, о духовности, всем участникам съёмочного процесса приходилось и к себе применять высокие критерии. «Невозможно было на площадке оставаться одним человеком, а в жизни — другим», — рассказывал он. А мне бы хотелось добавить, что духовные переживания — глубокие и преображающие — непременно испытает каждый, кто посмотрит картину Ларисы Шепитько «Восхождение».
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











