
Хорошо быть человеком добрым, спокойным, всех прощать и любить. И хорошо это не гипотетически, а вот прямо здесь и сейчас такому человеку хорошо. На душе мир и благодать, настроение ровное, а если с погодой повезло – даже и отличное, жить вполне сносно и приятно, несмотря, на все естественные тяготы человеческого бытия.
Гораздо хуже, когда тебя мучает злоба, возмущение, ярость, гнев, раздражение. То несносный коллега опять затеял скандал и разборки на общем совещании, то пьяный сосед трезвонит в дверь ночью и просит денег, то пожилая родственница то и дело лезет в душу и в голову со своими поучениями, экспертными советами и оценками. И вычеркнуть из жизни этих людей ты не можешь, и терпеть их с любовью или, как минимум, без возмущения никак не получается.
Что же делать? Как перестать злиться и обрести душевный покой? Предложу свой вариант. Мне этот рецепт помог!
Поведал мне об этом волшебном средстве несколько лет назад один очень мудрый старый священник. Я сначала не поверила, но выхода у меня все равно другого не было, пришлось попробовать.
Помню, тогда у меня на работе полыхала настоящая междоусобная война с руководителем смежного подразделения, женщиной жесткой и авторитарной, не привыкшей уступать. Я уступать тоже не хотела, поэтому конфликт перешел уже в терминальную стадию.
Мою душу мучал яростный испепеляющий праведный, как мне тогда казалось, гнев. Конфликт длился уже несколько недель, список всего плохого, обидного, несправедливого и заслуживающего неминуемой кары по отношению к моей коллеге рос, жажда мести и желание досадить ей всеми доступными средствами – тоже.
Очнулась я однажды на исповеди, когда начала доказывать священнику, что мой гнев справедлив и морально оправдан. Проанализировав потом свое внутреннее состояние, я пришла к выводу, что больше нельзя заливать себя ядом злобы, некуда уже. У меня даже выражение лица за время этого конфликта изменилось, стало какое-то вечно недовольное, кислое и зеленоватое.
Вот в примерно таком состоянии я была, когда услышала тот важный совет. Суть его проста. Техника выполнения тоже не требует много времени и усилий. Результат у меня был практически мгновенный. Делюсь.
Итак, как только вы ощущаете приближение приступа злобы, осуждения, раздражения, гнева, делаете вдох и выдох. Выдох желательно делать чуть длиннее вдоха, но это не главное. Главное - слова. Эти слова вы произносите вслух перед иконами, или про себя. Важно, чтоб эти слова четко прозвучали у вас в голове:
«Господи, молитвами раба твоего - называете имя того, на кого направлен гнев и злоба - помилуй его и меня». И просите сначала за него: «Господи, помилуй его и меня».
Вот так, вознеся молитву за нас обеих я почувствовала, как огонь ненависти и злобы гаснет, как будто его залили водой. В моей душе стало свежо и чисто.
С коллегой той, мы, кстати, до сих пор работаем бок о бок. И отношения сейчас мирные, рабочие.
Теперь я молюсь такой молитвой ежедневно за людей, к которым есть негативные чувства. Помните, «благословляйте ненавидящих и обидящих вас…» Так просто преподнес мне эти Евангельские истины священник. И я почувствовала благодать Божью. Его помощь. Лекарство для души!
Автор: Лидия Игнатьева
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер