
Хорошо быть человеком добрым, спокойным, всех прощать и любить. И хорошо это не гипотетически, а вот прямо здесь и сейчас такому человеку хорошо. На душе мир и благодать, настроение ровное, а если с погодой повезло – даже и отличное, жить вполне сносно и приятно, несмотря, на все естественные тяготы человеческого бытия.
Гораздо хуже, когда тебя мучает злоба, возмущение, ярость, гнев, раздражение. То несносный коллега опять затеял скандал и разборки на общем совещании, то пьяный сосед трезвонит в дверь ночью и просит денег, то пожилая родственница то и дело лезет в душу и в голову со своими поучениями, экспертными советами и оценками. И вычеркнуть из жизни этих людей ты не можешь, и терпеть их с любовью или, как минимум, без возмущения никак не получается.
Что же делать? Как перестать злиться и обрести душевный покой? Предложу свой вариант. Мне этот рецепт помог!
Поведал мне об этом волшебном средстве несколько лет назад один очень мудрый старый священник. Я сначала не поверила, но выхода у меня все равно другого не было, пришлось попробовать.
Помню, тогда у меня на работе полыхала настоящая междоусобная война с руководителем смежного подразделения, женщиной жесткой и авторитарной, не привыкшей уступать. Я уступать тоже не хотела, поэтому конфликт перешел уже в терминальную стадию.
Мою душу мучал яростный испепеляющий праведный, как мне тогда казалось, гнев. Конфликт длился уже несколько недель, список всего плохого, обидного, несправедливого и заслуживающего неминуемой кары по отношению к моей коллеге рос, жажда мести и желание досадить ей всеми доступными средствами – тоже.
Очнулась я однажды на исповеди, когда начала доказывать священнику, что мой гнев справедлив и морально оправдан. Проанализировав потом свое внутреннее состояние, я пришла к выводу, что больше нельзя заливать себя ядом злобы, некуда уже. У меня даже выражение лица за время этого конфликта изменилось, стало какое-то вечно недовольное, кислое и зеленоватое.
Вот в примерно таком состоянии я была, когда услышала тот важный совет. Суть его проста. Техника выполнения тоже не требует много времени и усилий. Результат у меня был практически мгновенный. Делюсь.
Итак, как только вы ощущаете приближение приступа злобы, осуждения, раздражения, гнева, делаете вдох и выдох. Выдох желательно делать чуть длиннее вдоха, но это не главное. Главное - слова. Эти слова вы произносите вслух перед иконами, или про себя. Важно, чтоб эти слова четко прозвучали у вас в голове:
«Господи, молитвами раба твоего - называете имя того, на кого направлен гнев и злоба - помилуй его и меня». И просите сначала за него: «Господи, помилуй его и меня».
Вот так, вознеся молитву за нас обеих я почувствовала, как огонь ненависти и злобы гаснет, как будто его залили водой. В моей душе стало свежо и чисто.
С коллегой той, мы, кстати, до сих пор работаем бок о бок. И отношения сейчас мирные, рабочие.
Теперь я молюсь такой молитвой ежедневно за людей, к которым есть негативные чувства. Помните, «благословляйте ненавидящих и обидящих вас…» Так просто преподнес мне эти Евангельские истины священник. И я почувствовала благодать Божью. Его помощь. Лекарство для души!
Автор: Лидия Игнатьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер