
Хорошо быть человеком добрым, спокойным, всех прощать и любить. И хорошо это не гипотетически, а вот прямо здесь и сейчас такому человеку хорошо. На душе мир и благодать, настроение ровное, а если с погодой повезло – даже и отличное, жить вполне сносно и приятно, несмотря, на все естественные тяготы человеческого бытия.
Гораздо хуже, когда тебя мучает злоба, возмущение, ярость, гнев, раздражение. То несносный коллега опять затеял скандал и разборки на общем совещании, то пьяный сосед трезвонит в дверь ночью и просит денег, то пожилая родственница то и дело лезет в душу и в голову со своими поучениями, экспертными советами и оценками. И вычеркнуть из жизни этих людей ты не можешь, и терпеть их с любовью или, как минимум, без возмущения никак не получается.
Что же делать? Как перестать злиться и обрести душевный покой? Предложу свой вариант. Мне этот рецепт помог!
Поведал мне об этом волшебном средстве несколько лет назад один очень мудрый старый священник. Я сначала не поверила, но выхода у меня все равно другого не было, пришлось попробовать.
Помню, тогда у меня на работе полыхала настоящая междоусобная война с руководителем смежного подразделения, женщиной жесткой и авторитарной, не привыкшей уступать. Я уступать тоже не хотела, поэтому конфликт перешел уже в терминальную стадию.
Мою душу мучал яростный испепеляющий праведный, как мне тогда казалось, гнев. Конфликт длился уже несколько недель, список всего плохого, обидного, несправедливого и заслуживающего неминуемой кары по отношению к моей коллеге рос, жажда мести и желание досадить ей всеми доступными средствами – тоже.
Очнулась я однажды на исповеди, когда начала доказывать священнику, что мой гнев справедлив и морально оправдан. Проанализировав потом свое внутреннее состояние, я пришла к выводу, что больше нельзя заливать себя ядом злобы, некуда уже. У меня даже выражение лица за время этого конфликта изменилось, стало какое-то вечно недовольное, кислое и зеленоватое.
Вот в примерно таком состоянии я была, когда услышала тот важный совет. Суть его проста. Техника выполнения тоже не требует много времени и усилий. Результат у меня был практически мгновенный. Делюсь.
Итак, как только вы ощущаете приближение приступа злобы, осуждения, раздражения, гнева, делаете вдох и выдох. Выдох желательно делать чуть длиннее вдоха, но это не главное. Главное - слова. Эти слова вы произносите вслух перед иконами, или про себя. Важно, чтоб эти слова четко прозвучали у вас в голове:
«Господи, молитвами раба твоего - называете имя того, на кого направлен гнев и злоба - помилуй его и меня». И просите сначала за него: «Господи, помилуй его и меня».
Вот так, вознеся молитву за нас обеих я почувствовала, как огонь ненависти и злобы гаснет, как будто его залили водой. В моей душе стало свежо и чисто.
С коллегой той, мы, кстати, до сих пор работаем бок о бок. И отношения сейчас мирные, рабочие.
Теперь я молюсь такой молитвой ежедневно за людей, к которым есть негативные чувства. Помните, «благословляйте ненавидящих и обидящих вас…» Так просто преподнес мне эти Евангельские истины священник. И я почувствовала благодать Божью. Его помощь. Лекарство для души!
Автор: Лидия Игнатьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)