Страстная Суббота, или как её ещё называют в церковной традиции, Великая Суббота, — скорбный и великий день. Он посвящён воспоминаниям о погребении и оплакивании Господа нашего Иисуса Христа, умершего на кресте. Согласно Евангелию, телом Христос пребывал во гробе, а душою — спустился в ад, чтобы освободить заключённых в нём праведников. Песнопения Страстной Субботы наполнены скорбью, и тем не менее в них читается приближающаяся радость скорого Воскресения Христова.
В середине вечерней службы накануне Пасхи поётся канон — особое многочастное богослужебное произведение, состоящее из нескольких песен. Каждая песнь в свою очередь состоит из так называемого ирмоса — или запева — и нескольких тропарей, то есть молитв. Ирмос первой песни канона Великой Субботы называется «Волною морскою» и нередко исполняется как отдельное произведение. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. По-русски молитва звучит так: «Бога, скрывшего прежде морской волной преследователя-палача, под землёй скрыли дети Им спасённых, но мы, как юные девы, поём Господу, ибо славно Он прославился».
Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися».
Давайте послушаем это песнопение:
Текст этого песнопения довольно необычный, не правда ли? Его автор — монахиня Кассия, поэтесса, которая жила в Константинополе в 9-м веке. Но вернёмся к тексту. Кто же такой гонитель-мучитель? О каких отроках идёт речь? Что за юные девы упоминаются в конце молитвы? Давайте обо всём по порядку. Первая строчка песнопения отсылает нас к событиям Ветхого Завета, когда пророк Моисей увёл евреев из египетского плена. Фараон, узнав об этом, отправил в погоню своё войско. Он-то как раз и назван в песнопении «гонителем-мучителем». По велению Божьему воды Красного моря расступились и народ израильский смог уйти от преследователей по сухому дну. И стоило последнему из евреев выйти на противоположный берег, как «волною морскою скрыло» воинов египетских, как сказано в песнопении. Дальше текст возвращает нас к событиям евангельским, когда дети Богом спасённых евреев Его же, Бога, «скрыли под землёй», то есть распяли, погубили.
Последняя строчка ирмоса «но мы, яко отроковицы, Господеви поим...» отсылает нас к истории о том, как после чудесного спасения евреев сестра пророка Моисея, Мариам и другие израильтянки вышли на улицы, ликовали и славили Бога за оказанную милость, за спасение евреев.
Так автор текста ирмоса предвосхищает историю о жёнах-мироносицах, которые первыми узнают о Воскресении Христовом и прославят это чудо.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «Волною морскою» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.