
Фото: PxHere
Страстная Суббота, или как её ещё называют в церковной традиции, Великая Суббота, — скорбный и великий день. Он посвящён воспоминаниям о погребении и оплакивании Господа нашего Иисуса Христа, умершего на кресте. Согласно Евангелию, телом Христос пребывал во гробе, а душою — спустился в ад, чтобы освободить заключённых в нём праведников. Песнопения Страстной Субботы наполнены скорбью, и тем не менее в них читается приближающаяся радость скорого Воскресения Христова.
В середине вечерней службы накануне Пасхи поётся канон — особое многочастное богослужебное произведение, состоящее из нескольких песен. Каждая песнь в свою очередь состоит из так называемого ирмоса — или запева — и нескольких тропарей, то есть молитв. Ирмос первой песни канона Великой Субботы называется «Волною морскою» и нередко исполняется как отдельное произведение. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. По-русски молитва звучит так: «Бога, скрывшего прежде морской волной преследователя-палача, под землёй скрыли дети Им спасённых, но мы, как юные девы, поём Господу, ибо славно Он прославился».
Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися».
Давайте послушаем это песнопение:
Текст этого песнопения довольно необычный, не правда ли? Его автор — монахиня Кассия, поэтесса, которая жила в Константинополе в 9-м веке. Но вернёмся к тексту. Кто же такой гонитель-мучитель? О каких отроках идёт речь? Что за юные девы упоминаются в конце молитвы? Давайте обо всём по порядку. Первая строчка песнопения отсылает нас к событиям Ветхого Завета, когда пророк Моисей увёл евреев из египетского плена. Фараон, узнав об этом, отправил в погоню своё войско. Он-то как раз и назван в песнопении «гонителем-мучителем». По велению Божьему воды Красного моря расступились и народ израильский смог уйти от преследователей по сухому дну. И стоило последнему из евреев выйти на противоположный берег, как «волною морскою скрыло» воинов египетских, как сказано в песнопении. Дальше текст возвращает нас к событиям евангельским, когда дети Богом спасённых евреев Его же, Бога, «скрыли под землёй», то есть распяли, погубили.
Последняя строчка ирмоса «но мы, яко отроковицы, Господеви поим...» отсылает нас к истории о том, как после чудесного спасения евреев сестра пророка Моисея, Мариам и другие израильтянки вышли на улицы, ликовали и славили Бога за оказанную милость, за спасение евреев.
Так автор текста ирмоса предвосхищает историю о жёнах-мироносицах, которые первыми узнают о Воскресении Христовом и прославят это чудо.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «Волною морскою» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







