В январе 2016-го года, на Урале, в екатеринбургском музее Владимира Высоцкого (там есть такой) открылась новая экспозиция, в которую вошли некоторые личные вещи поэта, приобретенные уральским меценатом Андреем Гавриловским на аукционе в Париже. «...Самым дорогим и ценным стал оригинал последнего стихотворения Высоцкого „И снизу лед и сверху — маюсь между“, которое он написал за полтора месяца до своей смерти и посвятил Марине Влади», — рассказывали тогда журналистам музейщики.
Когда на сайте «Российской газеты» появился репортаж из музея, оснащённый соответствующими фотографиями, я, помню, долго и жадно вглядывался в автограф этого знаменитого стихотворения.
Передо мной — черновик, Высоцкий записывает строку и тут же рядом — её вариант: «...я чист и прост, хоть я не от сохи...», «...я весь в поту, как пахарь от сохи...». И ещё, в самом финале, в опосредованном обращении к Создателю: «...мне есть, чем оправдаться перед Ним...» — и — «...мне будет чем ответить перед Ним...»
О мотивах богоискательства в песенной поэзии Высоцкого, о христианских темах и образах в его стихах — написано много. Издавна ведутся (в том числе и в некоторых воспоминаниях) разговоры о том, каким был — и был ли вообще — его путь к вере, насколько волновали его Христианство и Православие...
Владимира Высоцкого не стоит считать воцерковлённым человеком, ни в какой мере. И это объяснимо, учитывая ту среду, в которой он возрос и складывался, и тот мир, в котором он работал и жил. Тем не менее, я думаю, драгоценны редкие свидетельства, когда мы узнаём, что его видели и молящимся, когда читаем список книг из его личной рабочей библиотеки (а там — и Библия, и творения Святых отцов, — совсем не антикварные издания...)
Но безбожником он ни в коем случае не был.
Вообще, из всего сказанного на эту трудную тему, мне более всего дорого сердечное исследование священника Павла Гумерова «Владимир Высоцкий. Трагедия русской души», написанное в феврале 2012-го года.
С очень точно подобранным эпиграфом из Пушкина: «...И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал...»
...Давайте прочитаем едва ли не самое последнее стихотворение Высоцкого.
И снизу лёд, и сверху — маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там — за дело в ожиданьи виз.
Лёд надо мною — надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека — сорок с лишним, —
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.Владимир Высоцкий, 11 июня 1980-го года
Своё объемное и глубокое исследование о Высоцком уже упоминавшийся мной священник Павел Гумеров закончил самыми простыми и опять-таки самыми точными словами: «...А Владимир Семенович сам просил молитв о себе и верил, что за него „кто-то поставит свечу“. Вечная память рабу Божию Владимиру и низкий поклон за все, что он для нас сделал».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»