Семья – основа общества, залог его здоровья и процветания. А чтобы она получилась крепкой и настоящей, нужно, чтобы у супругов обязательно были общие цели. Так ещё в ранней молодости решил Владимир Вернадский. В его семье так и вышло. Супруга учёного стала для него и бесценным другом, и верным помощником.
Владимиру – студенту петербургского университета было 23 года, когда он понял, какую хочет создать семью и написал об этом в письме своей невесте Наташе Старицкой. До встречи с Наташей, Володя думал, что никогда не женится, но после знакомства планы изменились. Правда, на предложение руки и сердца девушка ответила отказом. Наташа любила Володю, но была старше на два года и стеснялась этого. Четыре месяца она боролась с собой, а потом победила любовь. Через год после свадьбы у Вернадских родился сын Георгий. Роды подорвали здоровье Наташи и её отправили лечиться в Италию. По возвращении домой семья перебралась в Москву. Владимир делал блестящую научную карьеру. Но защита диссертации не обрадовала его так сильно, как рождение дочери Нины.
Вернадские – состоятельные люди, жили скромно и дружно. Как говорил Владимир: «душа в душу и мысль в мысль».
Наталья Егоровна, в совершенстве владея европейскими языками, переводила, корректировала и печатала все работы супруга: статьи, выступления, книги. Сама учила мужа английскому и французскому. Дочь Нина писала о маме: «Если бы не она, кто знает, достиг ли бы отец того, что он достиг? Она была его гением, его хранителем и его совестью».
Вернадский почти не бывал дома: работа занимала всё его время. Он даже шутил, что не успел заметить, как выросли дети. И всё же отношения с ними у него были прекрасными. Особенно с Ниной, которую отец называл маленьким нежным существом. Владимир Иванович, выросший на Украине и любивший её, писал о Георгии и Нине: «Дети вышли разные, очень дружные, но сын – православный и русский без всяких украинских симпатий, а дочка – украинка, в этой области душевно близкая мне». Когда Нина родила дочь, Вернадский с радостью говорил: «Я теперь спокоен: мой род продолжен».
А основания беспокоиться были. После революции Вернадских могли уничтожить. Они много лет переезжали из города в город, чтобы избежать арестов. В один из таких вынужденных вояжей Владимир Иванович заболел тифом. Месяц Наталья Егоровна выхаживала мужа. И смерть отступила. Потом супруге пришлось вытаскивать Вернадского из тюрьмы. Его арестовали, но в камере продержали всего два дня. Наталья Егоровна в отчаянных попытках спасти мужа дошла до Ленина. И Владимира Ивановича освободили.
Он был учёным с мировым именем и мог избежать ужасов революции, эмигрировав в Европу. Друзья устроили ему командировку во Францию, Вернадский с семьёй уехал и стал преподавателем Сорбонны. Все были уверены: в Россию он не вернётся. А он вернулся. С женой, в глазах которой были и упрёк, и понимание, но без детей. Они решились на эмиграцию.
Вернадские поселились в Ленинграде. В самые страшные годы репрессий Владимир Иванович не боялся заступаться за своих арестованных коллег. Он писал Берии письма, в которых требовал, чтобы ему дали адреса арестованных друзей. Требовал от начальников лагерей улучшения условий для заключённых. И никогда Нина Егоровна не упрекнула мужа в том, что он рискует не только собой. Напротив, она настаивала на том, чтобы Владимир Иванович, если он чувствует свою правоту, всегда шёл до конца. Компромиссов с совестью Вернадские не признавали.
Нина Егоровна умерла в 1943 году. Всегда она была бесконечно скромной, даже фотографироваться не любила. Всегда уходила на второй план, оставляя первый для мужа. Уже умирая, она беспокоилась только о его здоровье. Вернадский прожил без супруги всего два года. Одну из своих последних работ учёный посвятил жене - необыкновенной женщине, громадной силы духа и любви, которую он сумел сделать счастливой.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов