
Село Багдади – один из красивейших уголков Грузии. Здесь катит свои прозрачные воды речка Ханис-Цхали, над виноградниками висит синее небо, стены домов горячи от солнца, а с балконов видны заснеженные горы. На одном из таких балконов в конце 19-ого века любила собираться семья Владимира и Александры Маяковских.
Владимир родился в Грузии. Он прекрасно знал грузинский, армянский и татарский языки, но высшего образования не имел – не было денег на обучение. Старший брат помог Владимиру овладеть искусством ведения лесного хозяйства и в Багдади Маяковский, получивший должность лесничего, приехал в 1889 году. Не один, а с женой Сашей и двумя дочками.
Александра до замужества жила в Армении. Девочка рано осталась без отца и окончила только четыре класса гимназии: из-за отсутствия средств учёбу пришлось бросить. В армянском городе Караклис 26-летний Владимир и познакомился с Сашей. Ей было всего 16 лет и на предложение стать женой Маяковского она ответила согласием. «Я как-то сразу поверила, что у нас будет хорошая семья», - говорила Саша. В 1883 году Владимир и Александра обвенчались.
Друзья Маяковских чаще всего произносили в их отношении одно слово «дружные». Семья была большой, после дочерей Люды и Оли, в первый же год проживания в Багдади, появился на свет сын Володя. Чтобы прокормить детей Владимиру Константиновичу приходилось много работать. Хозяйство лежало на плечах Александры Алексеевны, и она с ним успешно справлялась.
Маяковские считали воспитание детей своей главной обязанностью. К дочерям и сыну относились с уважением, а в ответ получали абсолютное доверие. Спокойствие и такт – на этом держалась атмосфера дома. Родители знали, к чему лежит душа каждого ребёнка и развивая их способности, приучали детей к труду. О том, что каждый человек должен трудиться Люда, Оля и Володя знали едва ли не с пелёнок.
Маяковские были небогаты, но поставив себе цель дать детям образование, всеми силами старались её достигнуть. Например, им хотелось, чтобы дочери играли на пианино. А купить инструмент они не могли. Позже, ставший знаменитым поэтом, Владимир Маяковский вспоминал, как родители не спали, подсчитывая, смогут ли взять пианино в рассрочку. Так - в рассрочку – в доме приобретались мебель, одежда, книги. И всё же Маяковские жили, не жалуясь на бедность, а с достоинством преодолевая трудности. Супруги были людьми хлебосольными, праздники в доме устраивали постоянно. Особенно весело проходили Пасха, Рождество и дни рождения. Однажды Владимиру Константиновичу всё его семейство подарило фотоаппарат. Маяковский был так счастлив, а глядя на него, счастьем светилась и жена, что Володя-маленький тут же выдал экспромт: «Мама рада, папа рад, что купили аппарат».
Каждое лето Маяковские отправлялись на минеральные воды. Это были так называемые «семейные выезды». Снимали дешёвые комнаты и отдыхали. Ходили в лес, устраивали пикники, а потом, уже в темноте возвращалась с факелами в руках. Самое счастливое время в жизни Маяковских.
Беда пришла внезапно. Уколовшись иголкой, 48-летний Владимир Константинович умер от заражения крови. Спустя полгода Александра Алексеевна перевезла детей в Москву. Володе Маяковскому тогда было всего 13 лет, но он сразу почувствовал себя взрослым – главой семьи. Таким, каким его воспитывали отец и мама – сильным, целеустремлённым, мужественным. И очень радовался, когда родные и знакомые говорили, что он похож на родителей – лицом на Александру Алексеевну, а фигурой и голосом на Владимира Константиновича.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер