Село Багдади – один из красивейших уголков Грузии. Здесь катит свои прозрачные воды речка Ханис-Цхали, над виноградниками висит синее небо, стены домов горячи от солнца, а с балконов видны заснеженные горы. На одном из таких балконов в конце 19-ого века любила собираться семья Владимира и Александры Маяковских.
Владимир родился в Грузии. Он прекрасно знал грузинский, армянский и татарский языки, но высшего образования не имел – не было денег на обучение. Старший брат помог Владимиру овладеть искусством ведения лесного хозяйства и в Багдади Маяковский, получивший должность лесничего, приехал в 1889 году. Не один, а с женой Сашей и двумя дочками.
Александра до замужества жила в Армении. Девочка рано осталась без отца и окончила только четыре класса гимназии: из-за отсутствия средств учёбу пришлось бросить. В армянском городе Караклис 26-летний Владимир и познакомился с Сашей. Ей было всего 16 лет и на предложение стать женой Маяковского она ответила согласием. «Я как-то сразу поверила, что у нас будет хорошая семья», - говорила Саша. В 1883 году Владимир и Александра обвенчались.
Друзья Маяковских чаще всего произносили в их отношении одно слово «дружные». Семья была большой, после дочерей Люды и Оли, в первый же год проживания в Багдади, появился на свет сын Володя. Чтобы прокормить детей Владимиру Константиновичу приходилось много работать. Хозяйство лежало на плечах Александры Алексеевны, и она с ним успешно справлялась.
Маяковские считали воспитание детей своей главной обязанностью. К дочерям и сыну относились с уважением, а в ответ получали абсолютное доверие. Спокойствие и такт – на этом держалась атмосфера дома. Родители знали, к чему лежит душа каждого ребёнка и развивая их способности, приучали детей к труду. О том, что каждый человек должен трудиться Люда, Оля и Володя знали едва ли не с пелёнок.
Маяковские были небогаты, но поставив себе цель дать детям образование, всеми силами старались её достигнуть. Например, им хотелось, чтобы дочери играли на пианино. А купить инструмент они не могли. Позже, ставший знаменитым поэтом, Владимир Маяковский вспоминал, как родители не спали, подсчитывая, смогут ли взять пианино в рассрочку. Так - в рассрочку – в доме приобретались мебель, одежда, книги. И всё же Маяковские жили, не жалуясь на бедность, а с достоинством преодолевая трудности. Супруги были людьми хлебосольными, праздники в доме устраивали постоянно. Особенно весело проходили Пасха, Рождество и дни рождения. Однажды Владимиру Константиновичу всё его семейство подарило фотоаппарат. Маяковский был так счастлив, а глядя на него, счастьем светилась и жена, что Володя-маленький тут же выдал экспромт: «Мама рада, папа рад, что купили аппарат».
Каждое лето Маяковские отправлялись на минеральные воды. Это были так называемые «семейные выезды». Снимали дешёвые комнаты и отдыхали. Ходили в лес, устраивали пикники, а потом, уже в темноте возвращалась с факелами в руках. Самое счастливое время в жизни Маяковских.
Беда пришла внезапно. Уколовшись иголкой, 48-летний Владимир Константинович умер от заражения крови. Спустя полгода Александра Алексеевна перевезла детей в Москву. Володе Маяковскому тогда было всего 13 лет, но он сразу почувствовал себя взрослым – главой семьи. Таким, каким его воспитывали отец и мама – сильным, целеустремлённым, мужественным. И очень радовался, когда родные и знакомые говорили, что он похож на родителей – лицом на Александру Алексеевну, а фигурой и голосом на Владимира Константиновича.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение