
Здравствуйте. У микрофона Павел Крючков. С вами программа «Рифмы жизни», программа о поэзии и поэтах. Мы читаем и слушаем русские стихи, созданные на протяжении последних двух столетий, — включая и начало нынешнего века.
Давайте начнём со стихотворения. Оно написано в марте 1926 года — русским поэтом Владимиром Диксоном. Написано за рубежом России, в Европе.
Молись, не смущайся, не бойся,
Туманов и гроз не страшись;
От мыслей бесчинных укройся,
Не бойся — люби и молись.
В грехе, где так больно и низко
Раскинулись дни пустоты, —
С тобою Я вечно и близко,
Я ближе, чем думаешь ты.
Я вижу тоску и страданье
В твоих беспокойных глазах —
Твое устремленье, исканье,
Твой ужас, твой сумрак, твой страх.
В равнине, в пустыне безмерной,
Где свет мимолетный потух, —
Я здесь — твой Хранитель, твой Верный,
Твой Добрый, твой Радостный Дух.
Владимир Диксон, 1926-й год, Копенгаген.
Удивительно, что эти — такие молитвенные и русские стихи — написал человек, чей отец был американским инженером-строителем (до 1917 года Вальтер Диксон строил в России Сормовские заводы), а мать — полькой немецкой крови.
Семья Диксонов уехала в США сразу после большевистского переворота, их сын за океаном с отличием окончил Гарвардский университет. А ещё через несколько лет в эмигрантских журналах стали появляться его необыкновенные стихи о Боге, о молитве, о незабвенной России. Одно стихотворение получило особую известность благодаря статье философа-изгнанника Ивана Ильина — «Россия в русской поэзии».
Это вечное слово — «Россия» —
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.
Не напрасен мой путь, не случаен;
Там — Россия, там — пламя и лёд;
Но до мудрых, безумных окраин
Серединная жизнь не дойдёт.
Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.
Глаз не видит и уши не слышат,
Запечатаны болью уста;
Там — Россия страдает и ищет,
Ищет Божьего Сына — Христа.
Владимир Диксон, Франция, июнь 1928-го года.
Через год Владимир Диксон отошел к Господу. Это и случилось во Франции. В статье «Россия в русской поэзии» Иван Ильин писал: «Как отзывается русская поэзия на настоящее и будущее России? Видит ли она её и нашу трагедию? И как мыслит она себе наше призвание? Я должен сказать, что ни у одного из современных поэтов я не находил такого глубокого и тонкого чутья этой духовной трагедии, как у скончавшегося в возрасте 29 лет Владимира Диксона. Поэт постиг до конца религиозную природу того, что совершается в России... что русский народ в муках и унижениях, в страхах и томлении — выстрадывает себе новую веру, новое христианство, новую чистую и героическую душу...» Конец цитаты.
Пользуясь случаем, поблагодарю Библиотеку Дома русского зарубежья имени Солженицына, хранящую две редких прижизненных и одну посмертную книгу Диксона, поклонюсь публицисту Валерию Богатову (автору чудесного очерка о поэте под названием «Поэзия чистого духа», написанного в 2015-м году), и закончу особенно дорогими мне строчками Владимира Вальтеровича Диксона.
Много званых, но избранных мало.
В жизни будущей меры не те.
Как бы низко ты, сердце, ни пало,
Есть надежда тебе во Христе.
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!