— Андрей Борисович, а вы не знаете, как оказался здесь, в Тульском областном художественном музее, портрет князя Григория Семёновича Волконского?
— Знаю, Маргарита Константиновна. Полотно поступило сюда из усадьбы Урусово Венёвского уезда Тульской губернии. Это имение принадлежало Зинаиде Белосельской-Белозерской, которая вышла замуж за сына Волконского, Никиту Григорьевича. Портрет старого князя был частью семейной галереи.
— Удивительный портрет — живой, говорящий.
— Ещё бы, это же работа Владимира Боровиковского! Потому он и был одним из самых востребованных художников в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века, что умел тонко передать внутренний мир человека.
— Волконский на этом портрете — кроткий старец с добрыми глазами.
— И Боровиковский не слукавил, когда так изобразил князя. Этот образ подтверждают воспоминания современников о Григории Семёновиче.
— Князь был военным? Он представлен на портрете в мундире и с наградами на груди.
— Ещё и со знакомой всем нам георгиевской лентой на шее. В роду Волконских мужчины с незапамятных времён служили Отечеству, и Григорий Семёнович не был исключением. Он участвовал в нескольких русско-турецких войнах, за что получил тот орден Георгия Победоносца четвёртой степени, который мы видим у него на мундире.
— Но на груди князя две награды. Вторая тоже за ратные подвиги?
— Нет. К ордену Андрея Первозванного император Александр Первый представил князя Волконского в 1806 году. Григорий Семёнович в то время уже давно был в отставке по возрасту. А награду он получил как губернатор Оренбургского края. Хотя многие скептики сомневались, что Волконский справится с этой должностью.
— А почему люди сомневались, что Волконский справится?
— В высшем свете Григорий Семенович слыл чудаком. Он очень любил своего командира, фельдмаршала Александра Суворова, и во всём старался подражать ему. Каждый день обливался холодной водой, зимой ходил без верхней одежды. Предпочитал пешие прогулки выездам в карете, не любил светского шика и лоска. В своей религиозности был настолько открыт и искренен, что многие называли его юродивым.
— Юродивым?
— Да. Он мог, идя по улице, опуститься на колени перед храмом и долго молиться с земными поклонами. Или нагружал телегу продуктами и ездил по городу, раздавая их нуждающимся. А я вот думаю — пожалуй, горячая вера в Бога и помогла князю стать не просто, как сейчас говорят, эффективным менеджером, но отцом и хранителем города.
— Портрет был написан как раз в те годы, когда князь управлял Оренбургом?
— Да, Волконский заказал его в 1806 году по случаю получения ордена Андрея Первозванного.
— В этой картине Владимир Боровиковский смог засвидетельствовать, что Григорий Семенович был достойным губернатором. Художник показал нам человека, который жил в мире с собой, людьми и Богом.
«Портрет князя Григория Семеновича Волконского кисти Владимира Боровиковского можно увидеть в Тульском областном художественном музее».
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема







