С конца 1990-х годов века прошлого, — поэт, переводчик, драматург и филолог Владимир Александров трудится шеф-редактором Студии познавательных программ телевизионного канала «Культура». За спиной — десятки телепроектов, издавна полюбившихся зрителям: «Цитаты из жизни», «Очевидное-невероятное», «Романтика романса»... Вспоминаю, что в упомянутых «Цитатах из жизни» одним из героев оказался однажды и митрополит Антоний Сурожский. Многие зрители тогда и узнали впервые об этом пастыре и проповеднике.
Оригинальная поэзия Владимира Александрова для него самого, думаю, есть заветная, особая «линия жизни».
Откроем его третий поэтический сборник «Моё небольшое ненастье», выпущенный в 2019-м году. Вот — стихи о древнерусском писателе Данииле Заточнике, предположительно, авторе хрестоматийного «Моления...» (то есть — обращения заточённого узника — к могущественному князю).
Стихотворение Владимира Александрова о Данииле Заточнике открывается строкой из 44-го Псалма Царя Давида:
«Бысть язык мой трость книжника»
И душа моя ижица,
И ковыль не колышется,
И досада не движется,
До скончания паперти
Всё мое многосложие,
Я ору Божьей Матери:
Умали мне безбожие,
Пощади мне бескожие,
Подари мне отточие,
Пожалей, Матерь Божия,
Даниила Заточника.
Владимир Александров — поэт религиозный, в особенном, эстетическом смысле этого слова, — пишет в послесловии к сборнику старший собрат-филолог Александрова — Владимир Новиков. И продолжает: «...Дело не только в том, что он свежо и совсем не музейно пишет о Данииле Заточнике или о Сергии Радонежском:
Он в лес вошел. И лес лежал как скатерть,
И свет сиял как мед и молоко.
Ему уже явилась Божья Матерь,
И было ослепительно легко.
За эту вышину простых оврагов,
За прямоту корней, изгиб реки,
За «решето хлебов гнилых посмагов»,
За непрерывность плотницкой строки,
За целый век покоя исступленья,
За схимы грубый и веселый крой,
Он пережил уже свое успенье,
И, значит, был чуть легче, чем живой.
Владимир Александров, «Сергий». Из стихов 2010-х годов.
«Решето хлебов гнилых посмагов» — это цитата из жития Преподобного Сергия Радонежского, когда за плотницкую работу, дабы не умереть с голоду, смиренный Игумен Земли Русской взял с работодателя лишь куски почти негодного для еды хлеба.
«У поэта есть и смелость сложности, и смелость простоты. Сочетание этих двух импульсов и создает неповторимый поэтический почерк. Владимир Александров из тех, кто начинает двадцать первый век, забирая с собой в стиховой путь всё живое из нашего культурного прошлого». Это я снова цитирую из статьи филолога Владимира Новикова о поэзии Владимира Александрова.
Смелость сложности и смелость простоты — веские, ёмкие слова. Думая о них, я решил закончить сегодняшний выпуск наших «Рифм...» совсем небольшим, но, думается, очень важным для Владимира Александрова поэтическим этюдом:
Наравне с равнинами,
Наравне со всхолмиями,
Я живу с Россией,
Как с своею ровнею.
Всей своей надеждой,
Всей своею болью
Я хочу изведать
Веру семихолмий.
Владимир Александров, «Наравне с равнинами». Из стихов 2010-х годов.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.