Жизнь Винсента де-Поля – французского священника и благотворителя порой напоминала приключенческий роман. Де-Поля захватывали в плен пираты, он был продан в рабство, бежал, выполнял секретные поручения при королевском дворе и ни в грош не ставил собственную славу. Главным для него было другое – помощь бедным.
Родился Винсент в Гасконии, в семье крестьянина. Заметив в сыне тягу к знаниям, отец отдал мальчика учиться гуманитарным наукам и теологии. В 1600 году двадцатилетний де-Поль принял священство. А через пять лет с ним случилась знаменитая история с продажей в рабство в Тунисе. За два года, проведённых в неволе, де-Поль так расположил к себе своего хозяина, что тот принял христианство и бежал во Францию вместе с Винсентом.
Вернувшегося домой де-Поля назначили ответственным за раздачу милостыни при дворе королевы. Но из Парижа Винсент уехал по собственной воле. Он бежал от славы, объектом которой стал, благодаря своим проповедям. В провинции де-Поль основал первое во Франции общество милосердия в поддержку бедноты. С тех пор в каждом городе, где священник читал свои проповеди, создавались такие общества.
Не меньше чем бедняков, де-Поль жалел заключённых-каторжников. Их держали на цепях в казематах. Почти не кормили, не допускали к ним врачей. Винсент решил исправить положение. Он стал навещать заключённых. Первый опыт общения с озлобленными людьми результата не принёс. Священника и слушать не захотели. Но постепенно ему удалось покорить сердца осуждённых. Винсент не ограничивался одними разговорами по душам, он сумел открыть в Париже больницу для заключённых.
Де-Поль мечтал о том, чтобы привлечь к благотворительной работе девушек и женщин из светского общества. Желающих помогать неимущим было много. Но состоятельные француженки часто не знали, чем, кроме денег, они ещё могут быть полезны. И де-Поль основал общества Дочерей и Дам милосердия. В них вступали женщины, желающие навещать заключённых в тюрьмах и быть сиделками при больных. Каждый год в общества записывалось до двадцати пяти тысяч добровольных помощниц, вдохновлённых де-Полем.
С неменьшим усердием Винсент заботился о детях-сиротах. Холодными зимами он ходил по улицам Парижа и подбирал малышей. Де-Поль купил дом и разместил в нём для начала двенадцать ребят. Уже через год в приюте проживало четыре тысячи детей и пожертвования текли рекой. А де-Поль, воодушевлённый успехом дела, получив от неизвестного дарителя десять тысяч ливров, открыл на эти деньги госпиталь для неизлечимых больных.
Но главным по значимости делом де-Поля французы считают создание большого приюта-больницы для бедных в Париже. Этот проект называют величайшим делом благотворительности 17-ого века. Сорок тысяч бедняков обрели тогда крышу над головой и работу.
Де-Поль помогал и французской провинции. Во время Тридцатилетней войны он собирал средства для пострадавших жителей городов и деревень. Когда деньги заканчивались, объявлял новый сбор. Заметив, что жертвователи не торопятся на помощь, решился на действенную меру: напечатал в прессе счета от людей, попавших в беду. Пристыженные богачи тут же поспешили на помощь. А Винсет продолжал подбирать беженцев по дорогам Франции, привозил их в Париж, находил всем жильё. И помня о собственном плене в молодости, до конца жизни выкупал из турецкого рабства узников.
Благотворителя уважали, с ним считались сильные мира сего: кардиналы, короли, королевы. Но настоящими друзьями де-Поля были простые люди, которые называли своего благодетеля «уполномоченным Провидения». Через 80 лет после смерти де-Поля Церковь канонизировала его. С тех пор 27-ое сентября во Франции празднуется как день святого Винсента де-Поля.
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема