Художник Виктор Васнецов считал, что не уделяет своей семье должного внимания. Слишком трудно ему оторваться от картин. Но жена Васнецова – Александра Рязанцева - всегда была рядом: и в жизни и в творчестве.
Виктор Васнецов родился в семье сельского священника. Дед и прадед тоже были священниками. По семейной традиции Витю отдали в Вятское духовное училище. Но мальчик прекрасно рисовал и за год до выпуска уехал в Петербург. Поступать в Академию художеств. Витя легко сдал экзамены. Но от застенчивости не пошёл искать в себя в списках поступивших. А когда явился на повторные экзамены, выяснил, что уже год числится студентом.
Будущая жена Васнецова - Александра Рязанцева тоже училась в Петербурге. Девушка из купеческой семьи, окончив гимназию, покинула отчий дом в Вятке и уехала в столицу. Поступила на медицинские курсы. Познакомились Виктор и Саша в библиотеке. Его поразили её глаза – строгие и необыкновенно добрые. Стеснительный Васнецов неожиданно для себя рассказал Саше всю свою жизнь. Девушка оказалась замечательной слушательницей. Он к тому времени уже был известным художником. Правда, его картин не покупали. Но Виктор не унывал. И собирался ехать в Париж.
Перед отъездом Васнецов сделал Саше предложение. Спросил: составит ли она его счастье? Саша ответила утвердительно и тут же предупредила, что хоть она из купеческого рода, состояния у неё нет. Фраза: «Перед вами бесприданница» вызвала улыбку у Виктора. «Бог поможет. И мы умеем работать», - успокоил он Сашу.
Вернувшись из Парижа Васнецов обвенчался с невестой. Их первый совместный капитал составил всего 48 рублей. Придумали план: снять комнату поскромнее и жить в режиме строгой экономии. Через несколько дней к Васнецовым заглянули друзья-художники Репин и Поленов. Принесли конверт, как они выразились «на обзаведеньице». Деньги разошлись быстро, а работы у Васнецова всё не было и он без устали бегал в поисках заказов. На всю жизнь запомнил художник один из первых семейных завтраков. Саша намазала маслом булочку и отдала её Виктору. А себе масла не взяла, сказав, что ей не хочется. Булка застряла у Виктора в горле. Но вместе с тем он понял: с такой женой ничего не страшно. И с утроенной энергией принялся искать работу. Решив, что Петербург не хочет его принимать, Васнецовы перебрались в Москву. В новом городе началась новая жизнь. Появились заказы и неплохие гонорары. Когда Виктор принёс Саше первые деньги, приятно удивлённая жена пошутила, что он ограбил извозчика. И радовалась деньгам прежде всего потому, что Витя теперь сможет купить краски.
Друзья Васнецова по-хорошему ему завидовали: семья у Виктора получилась замечательная. Умница и красавица жена. К тому же необыкновенно терпеливая. Весёлые дети. Их у Васнецовых было пятеро. Днём в квартире шумно от смеха и гомона. Вечерами – тишина: Александра Владимировна читала вслух Библию или Виктор Михайлович приобщал наследников к литературе: Шекспиру, Гоголю, Пушкину. Атмосфера в доме Васнецовых всегда была творческой. Каждое Рождество они устраивали спектакли. Дети писали пьесы, шили костюмы. Васнецов бросал работу и тоже присоединялся к предпраздничной кутерьме: помогал с декорациями и гримировал актёров.
Для полного счастья Васнецову не хватало только собственного дома. Он был мечтой художника. Виктор Михайлович хотел, чтобы дом походил на сказочный терем. И эта мечта сбылась. На каменный терем, правда, денег не хватило. Но и то, что выстроили из дерева, да ещё и практически в центре Москвы, заставляло знакомых ахать от восхищения. На втором этаже Васнецов устроил мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив: можно было работать, не расставаясь с семьёй. Рисовать, прислушиваясь к шуму с первого этажа, где хозяйничала Александра Владимировна и собирались любимые дети.
«Только в семье найдёт успокоение современный страдающий человек», - говорил Васнецов. Виктор и Александра Васнецовы прожили вместе 49 лет. Прожили в счастливом семейном согласии. Она – потому, что обладала удивительным даром быть преданной женой. А он – потому что был настоящим мужчиной, надёжным, ответственным и сильным духом.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.