
В начале сентября 2019-го года я оказался на юбилейном вечере в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Кстати, никто из присутствующих так и не смог поверить, что известному историку Виктору Леонидову, автору сотен статей, десятка книг и множества песен, связанных с драматичной темой русской эмиграции 20-го века — исполнилось шестьдесят лет.
...И впрямь, глядя на этого моложавого, энергичного, всегда излучающего какую-то солнечную, созидательную, я бы даже сказал мальчишескую энергию человека, — поверить в шесть десятков прожитых лет не получалось.
Уходя с трехчасового и светлого юбилейного действа, я обзавёлся свежеизданной книгой под названием «...Стране, оставшейся в названьях», посвящённой Виктору Владимировичу Леонидову. В неё вошли статьи, рецензии, интервью Леонидова и полтора десятка текстов, посвященных его благородной работе.
В этот сборник я и захотел положить свою закладку.
...Ну а поскольку книга открывается песнями и стихами Леонидова, годами работающего в архивах русского зарубежья, с прошлого века участвующего в возвращении славных имён и текстов, — мой взгляд сразу упал на его чудесную песню «Я улетаю из Парижа». Пусть строфы из неё и станут нынче Закладкой.
...Я улетаю из Парижа,
Из Мекки русского изгнания,
Где, мне, конечно, было ближе
К стране, оставшейся в названиях.
Той золотой и многозвонной,
И до сих пор до слёз манящей,
Той старой, дореволюционной,
Придуманной и настоящей.
Я наслаждался старой речью,
Конечно, нашей, но другою,
И в разговорах трогал вечность
Своею собственной рукою.
И я вернусь к любимым ликам,
Я в это не теряю веры.
В Версаль, к Марине Грей-Деникин,
В Сен-Клю, к Ирине Touroveroff
Прозвучал фрагмент песни Виктора Леонидова «Я улетаю из Парижа» — в исполнении автора.
Вы услышали? Рядом с «околопарижскими» географическими названиями — имена дочери белого генерала Деникина (её не стало осенью 2005-го) и вдовы брата казачьего поэта Туроверова (автора знаменитого стихотворения «Уходили мы из Крыма...»).
...Николай Туроверов, Раиса Блох, Иван Савин — самые первые в России книги этих поэтов-изгнанников (их стихи звучат в нашей программе «Рифмы жизни») готовил к печати именно Виктор Леонидов — историк, библиограф и архивист.
Живой пример классического подвижничества.
«...Та жизнь, что шла на моих глазах, — пишет в приветствии к сборнику о Леонидове Наталия Дмитриевна Солженицына, — была Вами преданно отдана нашей истории и культуре, пронзительным судьбам русских мальчиков, заброшенных на чужбину, а ныне светло воскресающих в Ваших стихах и песнях...»
...К окну, где тянутся каштаны,
Немыслимым пылая светом,
Где над архивом я, как пьяный,
Читал забытого поэта.
Что столько воевал, но выжил
В песках Сахары и Херсона.
Да, вышло так, писал в Париже
Боян станиц родного Дона.
Среди крестов и обелисков
Сен-Женевьевского предместья
Он лег под кроною ветвистой
На Пантеоне нашей чести.
Мне б задержаться лет на двадцать,
Могилы навещать святые,
Но только надо возвращаться —
Лететь в Россию из России.
Я улетаю из Парижа..
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема