У всех народов есть праздники, посвященные доблести национальных героев. Для нашей страны таковым днем является, конечно, 9 мая, когда мы празднуем победу в Великой Отечественной войне и чтим память погибших солдат.
В Сербии основным праздником национальной доблести является 28 июня – известный более как Видовдан или день святого Вита. Примечательно, что важнейшие события в истории Сербии приходились именно на 28 июня. В этот день в Сараево был убит принц Франц Фердинанд, после чего началась Первая мировая война. В день святого Вита в 1991 году в Югославии началась гражданская война. Но главное, о чем сербы вспоминают в этот день – битва на Косовом поле. 15 июня (28-го по новому стилю) 1389 года сербское воинство во главе с князем Лазарем Хребеляновичем сошлось на Косовом поле в неравной битве с турецким войском султана Мурада. Несмотря на то, что турки почти в два раза превосходили сербов по численности, победа далась турецкому воинству совсем не легко. Сербы проявили на Косовом поле поразительную отвагу и смелость.
Так, в ходе битвы один из сербских дворян по имени Милош Обилич проник в шатер султана Мурада и заколол его. Сам он тут же погиб от рук телохранителей турецкого правителя. Несмотря на гибель Мурада, турки продолжили бой. В итоге, князь Лазарь был пленен и затем казнен. Турки победили, но победа им дорого обошлась. Значительная часть их войска была уничтожена. Но и сербы понесли ужасающий урон - погиб не только князь Лазарь, но и почти все сербское дворянство. Страна была обезглавлена. Сразу же после битвы армия султана стала отступать – сын Мурада, Баязид, боялся, что ему не достанется власть его убитого отца. Он поспешил в столицу, чтобы там озвучить свои претензии на власть. Несмотря на отступление, турки, тем не менее, вскоре оккупировали сербские земли. И те на 500 лет оказались под властью Османской империи.
Косовская битва воспринимается сербами, прежде всего, как жертва, которую сербский народ принес ради своего будущего и ради спасения прочих стран от турецкого нашествия. У сербов есть легенда о том, как в ночь перед битвой князю Лазарю (который почитается сербами как православный святой) явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек». Таким образом, на Видовдан сербы прославляют подвиг своих предков, положивших жизни на Косовом поле ради будущего своей родины. Видовдан – праздник очень светлый, но и очень грустный. В этот день в Сербии не принято веселиться и петь радостные песни. Сербы говорят, что в день святого Вита даже птицы не поют – настолько велика скорбь Сербской земли.
Утром на Видовдан во всех сербских храмах совершается богослужение, в ходе которого Церковь молится об упокоении душ воинов, которые погибли на Косовом поле. Кроме того, на Видовдан все православные сербы просят Бога о том, чтобы в истории их страны не повторилось такое страшное событие как битва на Косовом поле и чтобы жертва, которая была князем Лазарем принесена, была залогом светлого будущего их страны.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди