У всех народов есть праздники, посвященные доблести национальных героев. Для нашей страны таковым днем является, конечно, 9 мая, когда мы празднуем победу в Великой Отечественной войне и чтим память погибших солдат.
В Сербии основным праздником национальной доблести является 28 июня – известный более как Видовдан или день святого Вита. Примечательно, что важнейшие события в истории Сербии приходились именно на 28 июня. В этот день в Сараево был убит принц Франц Фердинанд, после чего началась Первая мировая война. В день святого Вита в 1991 году в Югославии началась гражданская война. Но главное, о чем сербы вспоминают в этот день – битва на Косовом поле. 15 июня (28-го по новому стилю) 1389 года сербское воинство во главе с князем Лазарем Хребеляновичем сошлось на Косовом поле в неравной битве с турецким войском султана Мурада. Несмотря на то, что турки почти в два раза превосходили сербов по численности, победа далась турецкому воинству совсем не легко. Сербы проявили на Косовом поле поразительную отвагу и смелость.
Так, в ходе битвы один из сербских дворян по имени Милош Обилич проник в шатер султана Мурада и заколол его. Сам он тут же погиб от рук телохранителей турецкого правителя. Несмотря на гибель Мурада, турки продолжили бой. В итоге, князь Лазарь был пленен и затем казнен. Турки победили, но победа им дорого обошлась. Значительная часть их войска была уничтожена. Но и сербы понесли ужасающий урон - погиб не только князь Лазарь, но и почти все сербское дворянство. Страна была обезглавлена. Сразу же после битвы армия султана стала отступать – сын Мурада, Баязид, боялся, что ему не достанется власть его убитого отца. Он поспешил в столицу, чтобы там озвучить свои претензии на власть. Несмотря на отступление, турки, тем не менее, вскоре оккупировали сербские земли. И те на 500 лет оказались под властью Османской империи.
Косовская битва воспринимается сербами, прежде всего, как жертва, которую сербский народ принес ради своего будущего и ради спасения прочих стран от турецкого нашествия. У сербов есть легенда о том, как в ночь перед битвой князю Лазарю (который почитается сербами как православный святой) явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек». Таким образом, на Видовдан сербы прославляют подвиг своих предков, положивших жизни на Косовом поле ради будущего своей родины. Видовдан – праздник очень светлый, но и очень грустный. В этот день в Сербии не принято веселиться и петь радостные песни. Сербы говорят, что в день святого Вита даже птицы не поют – настолько велика скорбь Сербской земли.
Утром на Видовдан во всех сербских храмах совершается богослужение, в ходе которого Церковь молится об упокоении душ воинов, которые погибли на Косовом поле. Кроме того, на Видовдан все православные сербы просят Бога о том, чтобы в истории их страны не повторилось такое страшное событие как битва на Косовом поле и чтобы жертва, которая была князем Лазарем принесена, была залогом светлого будущего их страны.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема