У всех народов есть праздники, посвященные доблести национальных героев. Для нашей страны таковым днем является, конечно, 9 мая, когда мы празднуем победу в Великой Отечественной войне и чтим память погибших солдат.
В Сербии основным праздником национальной доблести является 28 июня – известный более как Видовдан или день святого Вита. Примечательно, что важнейшие события в истории Сербии приходились именно на 28 июня. В этот день в Сараево был убит принц Франц Фердинанд, после чего началась Первая мировая война. В день святого Вита в 1991 году в Югославии началась гражданская война. Но главное, о чем сербы вспоминают в этот день – битва на Косовом поле. 15 июня (28-го по новому стилю) 1389 года сербское воинство во главе с князем Лазарем Хребеляновичем сошлось на Косовом поле в неравной битве с турецким войском султана Мурада. Несмотря на то, что турки почти в два раза превосходили сербов по численности, победа далась турецкому воинству совсем не легко. Сербы проявили на Косовом поле поразительную отвагу и смелость.
Так, в ходе битвы один из сербских дворян по имени Милош Обилич проник в шатер султана Мурада и заколол его. Сам он тут же погиб от рук телохранителей турецкого правителя. Несмотря на гибель Мурада, турки продолжили бой. В итоге, князь Лазарь был пленен и затем казнен. Турки победили, но победа им дорого обошлась. Значительная часть их войска была уничтожена. Но и сербы понесли ужасающий урон - погиб не только князь Лазарь, но и почти все сербское дворянство. Страна была обезглавлена. Сразу же после битвы армия султана стала отступать – сын Мурада, Баязид, боялся, что ему не достанется власть его убитого отца. Он поспешил в столицу, чтобы там озвучить свои претензии на власть. Несмотря на отступление, турки, тем не менее, вскоре оккупировали сербские земли. И те на 500 лет оказались под властью Османской империи.
Косовская битва воспринимается сербами, прежде всего, как жертва, которую сербский народ принес ради своего будущего и ради спасения прочих стран от турецкого нашествия. У сербов есть легенда о том, как в ночь перед битвой князю Лазарю (который почитается сербами как православный святой) явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек». Таким образом, на Видовдан сербы прославляют подвиг своих предков, положивших жизни на Косовом поле ради будущего своей родины. Видовдан – праздник очень светлый, но и очень грустный. В этот день в Сербии не принято веселиться и петь радостные песни. Сербы говорят, что в день святого Вита даже птицы не поют – настолько велика скорбь Сербской земли.
Утром на Видовдан во всех сербских храмах совершается богослужение, в ходе которого Церковь молится об упокоении душ воинов, которые погибли на Косовом поле. Кроме того, на Видовдан все православные сербы просят Бога о том, чтобы в истории их страны не повторилось такое страшное событие как битва на Косовом поле и чтобы жертва, которая была князем Лазарем принесена, была залогом светлого будущего их страны.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер