В современном мире христианство существует в виде множества разделенных между собой конфессий. Порвав с Православием, эти конфессии все же имеют возможность с православием соприкоснуться. Ведь есть на земле место, которое эти сообщества в какой-то мере с нами соединяет. Речь, конечно, идет об Иерусалиме.
Именно в этом городе Христос Спаситель проповедовал и отдал Свою жизнь за всех людей. А потому Иерусалим все христиане считают своей духовной родиной. Почти все значимые места в Иерусалиме связаны с событиями жизни и смерти Христа. И нет такого паломника, который бы приехав в этот город, не посетил бы улицы «Виа Долороза» (в переводе с итальянского – “путь скорби”). Так называется маршрут с востока на запад Иерусалима, обозначающий путь, пройденный Христом от резиденции Пилата до места Распятия на Голгофе.
“Виа Долороза” состоит из девяти памятных мест, связанных с крестным путем Спасителя. Первые два места - это места, где Пилат озвучивал смертный приговор над Христом. Три пункта на Виа Долороза обозначают места, где Спаситель падал под тяжестью креста, который Ему приказали нести.
Еще четыре указателя на “Виа Долороза” стоят в местах, где Христос встретился со Своей Матерью, Симоном Киринейским, помогавшим ему нести крест, и другими сочувствовавшими Ему людьми.
История “Виа Долороза” - настоящий археологический детектив. Дело в том, что в первом веке нашей эры Иерусалим после восстания евреев был уничтожен римской армией.
Почти сто лет развалины города находились в запустении. Потом на месте города римляне построили новое поселение под названием “Элия Капитолина”. Фактически единственным объектом, который римляне оставили от прежнего Иерусалима, была стена храма Соломона - центра еврейской цивилизации. И то – только, чтобы евреи и прочие народы помнили, как Рим поступает с городами бунтарей. Оставшаяся в целости стена храма Соломона стала именоваться “Стеной плача”. Она существует до сих пор и послужила и до сих пор служит ориентиром для многих археологических реконструкций.
В частности, для Виа Долороза. Улица “Пути страданий” появилась в Иерусалиме благодаря западным монахам исследователям в 14 веке. Со временем вдоль нее были построены значимые христианские храмы, а завершением ее стал Храм воскресения Господня.
Современные археологи утверждают, что расчеты их коллег из 14 века были не совсем верны. И “Виа Долороза” должна была пройти, на самом деле, в стороне от ее нынешнего расположения. Но, по большому счету, это не так уж и важно. Ведь главную свою функцию улица по-прежнему исполняет - напоминает людям, ценой каких великих страданий им было дано спасение.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова