«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин

* Поделиться

Мы беседовали с настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиереем Федором Бородиным.

Разговор шел об особенностях богослужения в ближайшее Вербное воскресенье, а также о смыслах и значении служб Страстной Седмицы.

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Протоиерей Федор Бородин:

— Добрый вечер. Здравствуйте.

Марина Борисова:

— И с его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждет нас в церкви завтра, в Вербное Воскресенье и на наступающей Страстной седмице. У нас в нашей передаче сложилась традиция начинать разговор с отрывков из апостольских чтений и Евангелия, которые мы слышим на воскресной литургии. Но я предложила бы на этот раз, учитывая, что очень много будет по этому поводу проповедей и сказано и прочитано, обратить внимание на особенности самого богослужения. Оно абсолютно уникальное, и если мы пропустим удивительный цикл Страстной седмицы и Пасхи, мы до следующего года уже не сможем прочувствовать все, что сложилось за многовековую историю Церкви именно с точки зрения богослужения. Начнем с того, что сегодня у нас Лазарева суббота. Мы сегодня вечером уже, накануне Вербного воскресенья, освятили наши вербы, наши ветви, с которыми мы готовимся встретить Христа. Но почему у нас богослужебно, если судить по текстам, Лазарева суббота и Вербное воскресенье стоят как бы особняком и вместе? У них единый тропарь, они уже не часть Великого поста и в то же время еще не Страстной цикл, не Страстная седмица. Что это за такой симбиоз двух праздников?

Протоиерей Федор Бородин:

— Действительно, Великий пост закончился в пятницу накануне Лазаревой субботы. Объединены, мне кажется, богослужебно единым тропарем эти два дня потому, что встреча Христа как царя стала возможна благодаря, что слава об этом чуде распространилась повсюду. Разумеется, никто не мог никогда предположить, что человек может воскресить человека, который четыре дня был во гробе. Если учесть температуру, которая в Святой Земле, и время разложения телесного состава человека, то, о чем говорит сестра Лазаря «уже смердит», то, конечно, это было чудо, которое не мог совершить ни один из пророков до Христа. Были воскресения и Ильей, и Елисеем, но такого не было.

Марина Борисова:

— И сам Христос тоже воскрешал.

Протоиерей Федор Бородин:

— И сам Христос воскрешал. Но такое чудо, которое совершилось при огромном количестве свидетелей, такое чудо, которое было прямо недалеко от Иерусалима, и поэтому его нельзя было никак сгладить, замолчать или о нем не говорить, привело к тому, что Христа встречали так, как принято встречать царя, постилая Ему ветви деревьев срезанные и даже одежды. То есть, конечно, Христа ожидали как того, кто решит, в том числе, и земные проблемы Израиля. Может быть, большинство людей так Его и встречало.

Марина Борисова:

— С чем связано то, что Великим постом по воскресеньям совершается литургия Василия Великого, а на Вербное воскресенье совершается литургия Иоанна Златоуста?

Протоиерей Федор Бородин:

— Скажем так, Иоанна Златоуста, в этом вопроса нет, потому что это стандартная ситуация совершения литургии. А вот Василия Великого по традиции нашего Устава совершается не так много раз в году, в том числе, все воскресные дни Великого поста. Потому что это, может быть, я употреблю в каком-то смысле странное слово, это такая роскошь. Божественная литургия Василия Великого значительно полнее, чем Иоанна Златоуста. Но, к сожалению, для большинства молящихся, то есть для мирян, эта разница скрыта. Только несколько расширены возгласы, «Рече своим учеником и апостолам, рек», добавлено, вот и все. Если бы слова анафоры, которая читается в алтаре, слышали миряне, конечно, они почувствовали бы эту разницу. А так разница для мирян только в том, что дольше совершается богослужение минут на десять примерно.

Марина Борисова:

— Ну и начинается у нас с понедельника... Первые три дня Страстной седмицы тоже как бы объединены в единый цикл, хотя бы потому, что у них тоже единый тропарь: «Се Жених грядет в полунощи». В эти дни по традиции прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие, кроме тех отрывков, которые касаются непосредственно Страстей Христовых. Еще смысловой отличительной особенностью этих дней является обилие Евангельских притч. Давайте остановимся на этих притчах и напомним нашим радиослушателям, какие из них в какой день прочитываются, и почему это важно именно на Страстной седмице.

Протоиерей Федор Бородин:

— Действительно, Страстная седмица начинается для нас как совершенно особое время. Мне кажется, что прекрасным эпиграфом могли бы звучать слова Бориса Пастернака: «Но книга жизни подошла к странице, которая дороже всех святынь». И действительно каждый день нам бесконечно дорог, потому что мы этот день проживаем не просто как воспоминание, а мы как бы присутствуем со Христом и его учениками там тогда, но одновременно здесь и сейчас в Иерусалиме. Когда Церковь поет: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый». Это «днесь», это как раз об этой тайне врастания во время, которого у Бога, как известно, нет, в котором только мы ограничены. Поэтому мы становимся не просто зрителями, мы как бы соучаствуем во всем, что происходит. Те притчи о неразумных и мудрых девах, о талантах, об отделении овец от козлищ, о двух сыновьях, злых виноградарях — эти все притчи, главной из которых для Церкви стала притча о десяти девах, это притчи о том, что человек совершает выбор, и его выбор может привести к тому, что Бог его отвергнет. Интересно, что притча о десяти девах, которая в тропаре «Се жених грядет в полунощи» нам напоминается, до сих пор каждое утро, за исключением, может, воскресного дня и праздничных, напоминают себе все монашествующие на полунощнице. Например, в Троице-Сергиевой лавре после утренних молитв все монахи поют так, как мы поем это на первых трех днях Страстной седмицы «Се жених грядет в полунощи и блажен раб, его же обрящет бдящим». То есть напоминают себе, что кончина мира, о которой скажет Христос, а Он, по-моему, во вторник будет говорить... Священник будет читать текст о том, как Христос, в ответ на призыв учеников восхититься Иерусалимским храмом, его красотой, будет говорить о том, что не останется камня на камне. Его беседа о судьбе Иерусалима таинственным образом будет переходить в беседу о кончине мира. Будет как бы одновременно Христос предвозвещать и апокалипсис полный и кончину Израиля 70-го года от императора будущего Тита. Эти притчи все эсхатологичны, но интересно, что они эсхатологичны в личном измерении: я умру, и для меня начнется некое время, непонятное, не знаемое мне, которое закончится Страшным судом, который будет при кончине мира. Христианин любой живет в этой эсхатологии. И то, о чем слушающие Христа, Его притчу о злых виноградарях законники говорят «да не будет», когда они понимают, что это о них, что Христос говорит, вы можете погибнуть, или эта засохшая смоковница, инжирное дерево, что так может произойти с любым человеком, который не приносит плода, что любой человек выбирает, идет он на пир или нет — это, конечно, страшное напоминание. Эта притча о званных на пир, особенно. Ведь «много званных мало избранных». Нам кажется, что избирает тот, кто зовет. А оказывается из этой притчи, что нет, избирает, быть избранным или нет, тот, кто откликается или не откликается. Позвал Господь всех, а придешь ты туда или нет, зависит от тебя. Как в таинстве крещения священник говорит, что «Ты, Господи, дал человеку власть вечной жизни». То есть вечная жизнь как дар от Бога, а взять или нет, власть у тебя. И притчи об этом. Христос обличал тех, кто слушал три года Его проповеди и не уверовал. Он им рассказывал, чем это может для них кончиться. И такое напоминание всем нам, которые тоже эти притчи слушают в эти три дня.

Марина Борисова:

— В эти три дня есть еще особенность, все эти три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров. Тут иногда возникает вопрос. Большинство прихожан старается подготовиться к причастию либо в Великий Четверг, либо в Великую Субботу, и уж конечно, в Пасхальную ночь. А здесь эти три Преждеосвященные литургии, для многих смысл их совершения в эти три дня не очень понятен. Если человек не причащается в эти три дня, то зачем тогда литургия Преждеосвященных Даров?

Протоиерей Федор Бородин:

— А я думаю, что любой человек, который может прийти на эти службы, должен причащаться, конечно. Вообще в практике приходской мы пришли к следующему выводу, мы просим всех, кто готовится причащаться на Страстной и Пасхальной седмице, исповедоваться в Лазареву субботу или в Вербное воскресенье, и потом приступать к Телу и Крови Христовых в любую литургию, которую ты будешь. Конечно, в Великий Четверг, постараться в Великую Субботу, постараться в Пасхальное богослужение. Но в понедельник, вторник, среда тоже. Ведь Церковь предлагает литургию Преждеосвященых Даров для укрепления, чтобы человек напитался этой благодатью. Тогда все тексты, которые читаются, все те великие молитвы, которые мы услышим, будут действовать совершенно по-другому в нас. Мы будем причастны вечной жизни, о которой они говорят. Они все ведь говорят, куда пять дев входят? Они входят в Царство Небесное, которое уподоблено браку в этой притчи. То есть радости свадебного торжества. И вот нам это предлагается. Мы читаем о званных на вечери, и мы говорим, нет, я сегодня не буду причащаться. Мне кажется, что человек, не причащающийся, но молящийся, имеющий эту возможность на богослужении, тоже больше похож на человека, который говорит: «имей мя отречена», то есть, я не пойду, потому что.... Не надо читать три канона в это время, достаточно прочитать само последование ко святому причащению, постимся мы и так строго в эти дни, строже чем во все остальные. Поэтому, мне кажется, Церковь призывает всех причащаться, если есть возможность прийти на богослужение.

Марина Борисова:

— То есть без предварительной исповеди.

Протоиерей Федор Бородин:

— Я думаю, что чем скорее мы все поймем, что литургия служится для причастия человека, прежде всего, тем скорее мы решим вопрос с исповедью. Тем более что документ об участии верных в Евхаристии, который принят соборным разумом нашей Церкви, говорит о том, что можно разделить исповедь и причастие конкретно в Страстную и Светлую седмицу. Нам дана эта возможность.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня как всегда по субботам в эфире Радио ВЕРА, программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Как всегда по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей Страстной седмицы. Начинается сам, как принято его называть, Страстной цикл с четверга. Великий Четверг — день, когда мы вспоминаем Тайную вечерю и установление Евхаристии. Богослужение сложносоставное, что ли, и мне кажется, тут нужно напомнить нашим радиослушателям, а кому-то и в первый раз рассказать, из чего оно состоит. Если брать полный цикл патриаршей службы, там и чин омовения ног, и освящение мира и много-много всего. Давайте напомним, из чего состоит богослужебный цикл этого великого дня.

Протоиерей Федор Бородин:

— Тайная вечеря была совершена Господом Нашим Иисусом Христом в четверг вечером в Сионской горнице. По уставу литургия Василия Великого, которая служится в соединении с вечерней и должна уже относиться к службе пятницы по делению дня, в котором вечер и утро день един по библейскому и византийскому, совершается сейчас утром. Тем не менее, это погружение в ту самую божественную литургию, в ту самую Тайную вечерю, мы опять слышим слово «Днесь причастника мя прими», которую совершает Господь Наш Иисус Христос. Это кратчайший и величайший путь обожения человека. И я бы хотел заострить внимание на словах одного тропаря из канона Великого Четверга. «Аз глаголю, во Царствии Моем, Христос другом, пию, якоже бо Бог с вами боги буду, рекл еси». По-славянски не очень понятно, но это обещание Христа, что я как Бог с вами как богами буду пить Евхаристию, причащаться в Царствии Божием. Первый раз Бог с большой буквы, а второй раз бог с маленькой буквы. Напоминает нам о том, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, прежде всего, совершается как реальность и как Дар Божий в Евхаристии. Конечно, Тело и Кровь Христовы такие же, как и все литургии, но переживания совершенно другие. Потому что мы действительно как будто с Господом нашим Иисусом Христом там, и мы понимаем, что предваряет Божественную литургию. А предваряет омовение ног. И даже если чин омовения ног совершается только по желанию архиерея на архиерейском богослужении, то это ведь символ. Христос сказал: «Что я вам сделал? Я вам умыл ноги». А я напомню, это должен был делать раб или слуга. «Хотя вы называете меня учителем и господом и правильно называете. Так и вы должны умывать ноги друг другу». Это непосредственное повеление перед Евхаристией каждому из нас. Мы не должны спорить и ссориться, кто из нас старше, кто из нас главнее, кто из нас важнее, не должны превозноситься. Мы должны служить друг другу. И Христос поясняет: «Ибо и Сын человеческий пришел, не чтобы Ему послужили, но чтобы служить и отдать душу для спасения многих». Прежде всего, это открывается в служении Божественной литургии.

Марина Борисова:

— А что это за чин варения и благословения мира?

Протоиерей Федор Бородин:

— Мы с вами помним из книги «Деяний», что святые апостолы после крещения возлагали руки на новокрещенных, и на них сходил Святой Дух. Единожды было не так, сначала сходил Святой Дух, когда Господь призвал апостола Петра крестить дом Корнилия, но в основном во всех остальных случаях именно так. Когда апостолы отходили ко Господу постепенно, это священнодействие стали совершать рукоположенные ими епископы. Когда крестить пришлось огромное количество людей, епископы физически, тем более в эпоху гонений, не могли это совершать, Церковь, движимая Духом Святым, начала совершать это через помазание святым миром, особым благовонным удивительным составом, который изготавливается на специальном богослужении, которое совершается раз в год, и освящается патриархом Поместной Церкви. У нас есть традиция, в Великий Четверг святейший патриарх варит миро — я, к сожалению, ни разу не был на этом богослужении — которое потом раздается по всем храмам Русской Православной Церкви. И Дух Святой низводится на каждого из нас, принимающего святое крещение, через помазание этим миром. Напомню, священник, помазуя, произносит слова «Дар Духа Святого». А новокрещенный или его крестный говорят «аминь». Это не дар, как что-то, что дает Дух Святой, а Сам Дух Святой дарит Себя и нисходит и помечает человека, как Свою собственность, скажем так, как Свою принадлежность. Мы все имеем печать, на нас поставлена печать Духа Святого. Кому интересно, можно сходить в мироваренную палату, которая находится в Кремле, там храм, насколько помню, Двенадцати апостолов, там сохранился огромный чан 17-го века и вся эта обстановка, и посмотреть, как это совершается. Сейчас, насколько я знаю, святое миро варится в Донском монастыре.

Марина Борисова:

— Есть еще одна особенность, которая не только ускользает зачастую от внимания, но и чисто эмоционально вызывает некоторое недоумение. Дело в том, что начиная с Великого Четверга не только перестает читаться Псалтирь, но и отменяются земные поклоны вплоть до Фоминой недели. По всему настрою, чем дальше, чем ближе непосредственно к воспоминанию о распятии, тем более хочется встать на колени, от того, что сама атмосфера, сами переживания коленопреклоненные. Почему Церковь отменяет?

Протоиерей Федор Бородин:

— Коленопреклонения отменяются с Пасхальной службы и до Пятидесятницы по одной причине. Коленопреклонения есть изображения телом покаянного труда, а Пасха при памяти о том, что мы спасены и это Божий Дар, при памяти о покаянии, это все-таки акцентация на другом. Это о том, что мы воскресли со Христом. И поэтому в любой воскресный день, согласно постановлениям Первого, Шестого Вселенского Собора, земные поклоны неуместны никогда в богослужении. И то, что мы их не совершаем в Пасхальный период, мы воспринимаем нормально, а то, что каждое воскресенье — это малая Пасха, и поэтому в воскресный день не делают земных поклонов, мы об этом забыли, к сожалению, в нашей богослужебной практике. А вот несовершение земных поклонов с Великого Четверга по Субботу, за исключением поклонов перед тем, как мы прикладываемся к Плащанице, мне кажется, совсем по другой причине. Если вы откроете Часослов, то киноварные указания перед шестопсалмием скажут вам, что на «алилуйа» между тремя и тремя псалмами мы не делаем поклонов. Почему? Потому что поклон будет отвлекать стоящих вокруг людей от молитв шестопсалмия. Это вовсе не перерыв в богослужении, когда можно о чем-то подумать, это самая главная часть утрени. Она настолько важна, в эти слова так надо погрузиться, что даже если ты крестишься на «аллилуйа», ты не должен кланяться, чтобы никого не отвлекать и самому не отвлекаться. Мне кажется, такое указание связано с предельной концентрацией человека на том, что происходит, с каким-то таким врастанием в эти тексты и переживанием их очень лично. Я бы снова привел пример Бориса Леонидовича Пастернака. У него есть цикл Страстной седмицы знаменитый. Может быть, это лучшие стихи о Страстной седмице, которые есть. И там есть два стихотворения о Марии Магдалине, то есть о той, которая на Страстную седмицу помазала ноги и главу Христа драгоценным миром, что вызвало желание Иуды предать, который был сребролюбив, как Иоанн Богослов говорит. «Осталось несколько минут, И тишь наступит гробовая, Но, раньше чем они пройдут, Я жизнь свою, дойдя до края, Как алавастровый сосуд, Перед тобою разбиваю». Здесь нет возможности читать все это великое стихотворение. Но как Борис Леонидович проживал и переживал этих персонажей Страстной седмицы, этих великих людей, оттуда можно почерпнуть. Вся жизнь моя, Господи, в этом жесте разбивается перед Тобой. Это и есть великое покаяние этой грешницы.

Марина Борисова:

— Если уж вспоминать Пастернака и его Страстной цикл, то и по поводу вечерней службы Великого Четверга, которая называется у нас традиционно служба Двенадцати Евангелий, где читаются двенадцать отрывков из Евангелий всех четырех евангелистов, непосредственно описывающие страдания и крестную смерть Спасителя, по настроению тоже очень тонко передающие то, что мы переживаем во время этого богослужения. «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел».

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, «Туда, где молча Мать стояла», мне кажется, это вы совершенно правы, это о богослужении уже Страстной Пятницы. О службе Двенадцати Евангелий тоже надо сказать, которая служится в четверг вечером всегда, относится уже к пятнице. Эта традиция связана с возможностью жителей-христиан Иерусалима во главе со своим патриархом пройти по всем местам, где все это совершалось, дойдя до каждого места, прочитать Евангелие о том, что там совершилось. Из Иерусалимского устава она, таким образом, перекочевала к нам, мы с ней срослись. А то, что вы процитировали, наверное, больше относится к чину изнесения святой Плащаницы, которое совершается обычно в два часа в пятницу и заканчивается чтением канона на Плач Пресвятой Богородицы.

Марина Борисова:

— Мы поговорим об этом в следующей части. А сейчас я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы прервемся буквально на несколько секунд и снова вернемся к вам. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы по традиции говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы заговорили уже о службе Страстной Пятницы. Мне кажется, что сама служба многосоставная, что есть смысл напомнить нашим радиослушателям, из чего состоит служба Страстной Великой Пятницы.

Протоиерей Федор Бородин:

— Прежде всего, с утра читаются Царские часы. Царскими они называются потому, что на них присутствовал исторически Византийский император, затем Великие князья и цари. Такие часы служатся еще два раза, в Навечерие Рождества Христова и Крещения, в сочельник. Отличаются они другими псалмами, чтением Евангельских отрывков, рассказывающих о Страстях Христовых. Эти часы не разрешаются, не заканчиваются Божественной литургией. В Страстную Пятницу, день строжайшего поста, молитвы, воздержания, не служится Божественная литургия, и это очень важно. Во-первых, потому что Иисус Христос по человечеству в этот день был мертв, Он умер за наши грехи. И литургии как торжество воскресшего Христа, а я напомню, что после причастия священнослужители в алтаре даже Великим постом все равно читают пасхальные стихи «Воскресение Христово видевшее... Пасха Велия и священнейшая, Христе...». Так вот это неуместно. Эта великая радость приобщения Христу через Его Тело и Кровь в день, когда Он мертв, неуместна. И поэтому литургия Божественная не служится. В два часа и в девять часов по иудейскому древнему Византийскому времени, когда Христос и умер на Кресте, служится вечерня, которая уже относится к Великой Субботе, когда выносится из алтаря Плащаница, большая икона, изображающая бездыханное Тело Господа Нашего Иисуса Христа, мы совершаем ей поклонение, лобызаем ее и читаем удивительный дерзновенный канон на Плач Пресвятой Богородицы, когда Церковь как бы дает нам услышать те страшные терзания и переживания, которые Пресвятая Богородица могла испытывать. В тех стихах, простите, не Бориса Пастернака, а Анны Андреевны Ахматовой из Реквиема, которые вы процитировали...

Марина Борисова:

— Да простит меня Борис Леонидович.

Протоиерей Федор Бородин:

— Они очень близки. Те стихи она написала, когда стояла в очередях чтобы передать передачу своему сыну в Кресты, не зная, расстрелян он или нет, и что будет за приговор. И тогда она в своем материнском горе обращается в молитвах к Пресвятой Богородице и говорит, что «Магдалина бьется и рыдает», так принято встречать горе на Востоке для женщин, этот плач громкий, крик. Иоанн Богослов просто окаменел, это другой вид переживания горя. А то, что испытала Пресвятая Богородица, так никто взглянуть и не посмел, потому что это закрыто от человека. В текстах этого канона есть удивительные слова. Богородица говорит: «Где благовещенье древнее?» И напоминает Богу о том, что Архангел Гавриил говорил о Христе: «Он будет велик, наречется Сыном Всевышнего, даст ему Давид престол Отца Его, и Царству Его не будет конца». И вдруг Он мертв, абсолютно незаслуженно. Сбывается то, о чем говорил Симеон, оружие проходит Ее душу, страшно проходит, и Она находится в этом борении, как оставаться в этой вере? Канон заканчивается словами, которые мы потом будем слышать еще в Великую Субботу: «Восстану бо и прославлюся». То есть Церковь верит, что Господь утешил Свою Пречистую Матерь, обещав Ей Свое Воскресение. Но вот эти удивительные тропари, которые как бы делают нас свидетелями молитв и плача Пресвятой Богородицы, такое удивительное дерзновение Церкви, каждый раз читаем с трепетом этот канон.

Марина Борисова:

— И еще одна служба этого Великого поистине дня, это утреня Великой Субботы с чином погребения Плащаницы, когда крестным ходом Плащаница обносится вокруг храма. Давайте вспомним поподробнее, как происходит эта служба, потому что в Великую Пятницу очень много служб, и далеко не на все человек сегодня имеет возможность попасть. И обычно люди выбирают либо днем на вынос Плащаницы, либо на погребение. Тем, кто пока ни разу не был на службе погребения, что мы можем самого главного об этой службе сказать?

Протоиерей Федор Бородин:

— Это утреня, в которой читается 17-я кафизма, которая будет читаться, дай Бог, на погребении и отпевании каждого из нас, между стихами, особые стихи на погребение Господа, на Его смерть. Это тоже все богословие о схождении Христа во ад. Служба в народе называется служба погребения и считается, что обнесение Святой Плащаницы вокруг храма это шествие и положение Христа во гроб. Это один из смыслов. Все-таки, мне кажется, что несение Плащаницы в более древнем понимании, это символическое изображение схождения Христа во ад. Когда Плащаница возвращается в храм после обхождения вокруг храма, пения всеми «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», она подносится к закрытым Царским Вратам, возглашается «Премудрость. Просте», и она полагается на специальный аналой, и начинаются уже читаться практически Пасхальные тексты. Поэтому, я думаю, что все-таки это размышления о погребении Христа как о тайне схождения во ад. Читается знаменитый отрывок из пророка Иезекииля, где описывается, как кости срастаются в скелеты, как они обрастают плотью и кожей, и как по повелению Бога Иезекииль возвращает им дух жизни, они становятся людьми. Потом читается отрывок из апостола Павла, после которого в Аллилуиарии впервые звучат эти пасхальные слова «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его». Причем в древней, например, московской традиции дореволюционной эти стихи уже пелись на Пасхальный распев пятого гласа, и это была как бы открывающаяся заря приближающегося Воскресения. Служба Святой Субботы это служба, которую мы традиционно толкуем как службу покоя Божьего, шаббат, как известно, это покой. Когда согласно книги Моисея «Бытие» в седьмой день Бог почил от Своих трудов, и Христос почил от Своих трудов по спасению человека. И Он пребывает в некой тайне, для нас недоступной. Вообще не очень понятно, где Он сейчас. «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, неописанный». То есть тот, которого нельзя понять. Ты и в аду Твоей душой человеческой, Ты и в раю как Ты обещал, «завтра будешь со Мной в раю», и Ты неразделен со Отцом и Ты вне времени, вне пространства. Это такое погружение в Богочеловечество Христа как в абсолютную тайну. Не в загадку, которую надо разгадать как предмет интеллектуального труда, а в тайну, с которой надо просто жить.

Марина Борисова:

— Мне хочется еще напомнить нашим радиослушателям об удивительном песнопении, которое мы слышим именно в Великую Пятницу: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного». Об Иосифе Аримафейском и о Никодиме мы вспоминаем, как правило, именно на Страстной седмице и именно в Великую Пятницу. Как-то маловато.

Протоиерей Федор Бородин:

— О Никодиме есть еще его знаменитая ночная беседа из Евангелия от Иоанна. Известно нам и о том, что он восстает против того, чтобы судить Христа, не выслушав Его на Синедрионе. А Иосиф действительно, появляется один раз. Но много есть персонажей в Евангелии, которые появляются всего один раз. И, наверное, о всех них можно вспомнить слова Христа, где ни будет проповедано Евангелие, будет сказано об этом человеке, которые Он о Марии сказал, омывшей ноги Его и приготовившей Его к погребению. Почему Иосиф очень важен нам для нашего духовного пути? Потому что Иосиф и Никодим, жены-мироносицы и Иоанн Богослов — это символы мужества веры. Когда апостолы разбежались, и никто из них не дерзнул, ну, наверное, никто из апостолов и не был бы допущен к Пилату попросить Тело, но Иосиф имел такое дерзновение, он был все-таки знатным вельможей. И вот он просит, понимая прекрасно, чем для него это обернется. Полной обструкцией, осуждением и, может, даже смертью. По крайней мере, он уже будет нерукопожатен для всех тех, кто составляет его круг. А Христос уже умер, и никто о Воскресении пока не знает. Но для Иосифа это неважно, для него важна преданность своему любимому учителю, а там будь что будет. И эта преданность как и у жен-мироносиц, удивительна, и поэтому он упоминается в Евангелии нам в назидание.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня как всегда по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы, наконец, подошли к кульминации Страстной седмицы, к Великой субботе. День величайшей тишины, который мы, как правило, редко соблюдаем, потому что у нас этот день наполнен всевозможными приготовлениями к празднованию Пасхи. А по сути, он настраивает, наоборот, на полное сосредоточение внутри себя. Много особенностей богослужения этого дня, который начинается с того, что все меняет облачение, и священники, и иконы, и все завесы в храме, великопостные черные убираются и вокруг все белым-бело.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Сначала читаются шестнадцать паремий, потом читается апостол, и после чтения апостола поются стихи «Воскресни Боже, суди земли». На это время по традиции закрываются Царские Врата. Престол, жертвенник и все священнослужители снимают великопостные темные облачения. Напомню, черное облачение это очень поздняя европейская традиция, Русская Православная Церковь не знала черного цвета в богослужебном употреблении, это были всегда темно-вишневые ли темно-малиновые ткани. Надевается все белое. Для многих городов, где Пасха служится в белом, в Санкт-Петербурге, например, это только московская традиция служит в красном и других городов, это уже пасхальный цвет облачения. Евангелие уже возвращает нас к возможному Воскресению, сами тексты паремий, которые только что прочитаны, в них очень много пророчеств о Воскресении Иисуса Христа. И еще потому что за время чтения этих паремий в древней Церкви совершалось крещение тех оглашенных, которые готовились в течение Великого поста или даже нескольких месяцев. В белых ризах они приходили в храм ко всей остальной христианской общине для того, чтобы причаститься на этой литургии Тела и Крови Христовой впервые в жизни. И если они пришли в белом, то и все остальные должны быть в белом. Потому что самое главное облачение на нашей душе — это облачение крещальной ризы, отсылающей нас к притче о блудном сыне, это самая первая риза, белая, светлая, чистая, незапятнанная. Отсюда этот свет облачений Великой Субботы.

Марина Борисова:

— Давайте немножечко напомним нашим радиослушателям, что это за паремии. Я думаю, что, конечно, все вряд ли мы сможем упомянуть, их слишком много, но хотя бы наиболее для вас значимые.

Протоиерей Федор Бородин:

— Для меня, конечно, третья паремия, это Исход, 12-я глава, где говорится о правилах празднования ветхозаветной Пасхи, о жертвах, которые должны быть принесены, и о агнцах, которые заколаются и кровью которых помазывается косяк двери для того, чтобы ангел смерти, который поражает всякого первенца в Египте, не коснулся первенцев израильских. И когда Иоанн Предтеча видит выходящего на проповедь Христа, тот момент, который мы видим в великой картине Иванова из Третьяковки, он говорит: «Вот агнец Божий, берущий на Себя грех мира», и все понимают, о чем речь. Эта паремия показывает нам смысл, что невиновный страдает за виновных, и поэтому виновные живы. Четвертая паремия — это целиком книга пророка Ионы, которая открывает нам заботу Бога вообще о всех. Как мы помним, жители Ниневии услышали пророчество о гибели от Ионы, покаялись, гибель не состоялась, и он расстроился. Вышел, сел под большое растение тыкву, под палящим зноем оно высохло, он совсем огорчился и сказал, что лучше бы мне умереть, пришел в такое состояние, и говорит Богу, я поэтому и не хотел плыть туда, потому что знал, что ты не исполнишь этого, и я окажусь лжецом. А Господь ему говорит: ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? Ниневия во времена Ионы пророка и дальше — это символ жестокости, греха, разврата и какой-то бесчеловечности абсолютной. Не только потому, что израильское царство было разорено Ашшурбанипалом, ассирийским царем, а еще и потому что жестокость возводилась в принцип покорения остальных народов. Можно почитать историю, как созидалось это государство, это отвратительно, даже для древнего мира это что-то из ряда вон. Оказывается, Господь милует и хочет помиловать и таких людей и даже животных, которые в этом городе живут. Конечно, это десятая паремия, в которой напоминается жертвоприношение Авраама, когда Господь является Аврааму и говорит ему принести в жертву единственного сына, зачатия которого он ждал после обетования двадцать лет. Я напомню, который составлял весь смысл его жизни, как ему казалось. И вдруг Господь говорит принести его в жертву, и Авраам слушается. Он настолько любит Бога, что он заносит нож над своим сыном. В безмолвном принятии этого пути самим Исааком Церковь всегда видела прообраз того, как Христос пойдет на Голгофу, полная преданность Богу-Отцу, «Не моя воля, но Твоя, Отче, да будет», — когда Христос молится в Гефсиманском саду и предает Себя в волю Отца.

Марина Борисова:

— Еще есть одна удивительная особенность литургии Василия Великого, которая совершается в Великую Субботу. Это то, что вместо Херувимской песни поется гимн «Да молчит всякая плоть человеча». Почему Херувимская песнь заменена?

Протоиерей Федор Бородин:

— Не бывает глубокой молитвенной практики без молчания. Молчание вообще превозносится святыми отцами, многие святые отцы говорят, что немотствование чад Божиих иногда Богу значительно ближе, чем многословные молитвы. Мы знаем из практики, например, перед началом всенощного бдения каждение алтаря в молчании совершается. Мы знаем советы из молитвослова, что постой мало молча, дондеже утишатся вся чувствия твоя. Великая Суббота, день покоя Христа, должна быть в полном молчании встречена душой человека. И поэтому вместо Херувимской песни этот древний текст и поется «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельские со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрылатии Серафими, лица закрывающие, — даже херувимы закрывают лица, это ведь тоже образ молчания и немоты перед величием совершаемого, — и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Марина Борисова:

— То, что диссонирует в нашей церковной традиции, как это ни печально, которая не такая уж давняя, это то, что именно в Великую Субботу большинство из нас приносят в Церковь освящать куличи и пасхи, чем создает много суеты в этот день, который по смыслу своему суеты не терпит.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, это, конечно, диссонанс для нас, для церковных людей. Я напомню, что освящение должно совершаться после пасхальной службы.

Марина Борисова:

— Когда освящается артос, тогда освящаются и куличи.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. В течение, видимо, воскресного дня всего люди приносили эту пищу для освящения. Кстати, мясо в храм не вносилось принципиально, оно освящалось у дома священника, как сказано в требнике, который всегда стоял рядом с храмом. Почему? Потому что по древней канонической традиции мясо вообще не может вноситься в храм, чтобы обезопасить верующих людей от желания продолжить приносить ветхозаветные жертвы. Что, например, сохранилось, насколько я знаю, в армянской церкви, когда священник после литургии по просьбе прихожан может зарезать барашка и отдать им на трапезу. Вот этого быть не должно. Почему? Потому что жертва Христова принесена, вот Агнец Божий, Который взял на Себя грех мира, и все остальные жертвы теперь бессмысленны. Они обрели смысл, все жертвы, которые были, в жертве Христа, они на Него указывали и подводили. А освящение яств для того, чтобы разговеться, это настолько мало и настолько ничтожно по сравнению с тем, что совершается в этот день, что этой суеты в храме быть не должно. Священник, который после окончания службы, когда он слышал «да умолчит всяка плоть человеча», погружается в эти бесконечные очереди людей, которые совершенно не готовы ни прийти на Пасху, ни прочитать Евангелие, ни подумать о том, что совершается. Конечно, этот человек борется, чтобы суеты не пустить в себя и раздражение. А он устал. А еще есть традиция, когда архиерей в эти дни объезжает приходы города, и в любой момент на пороге может появиться правящий архиерей с тем, чтобы проверить, как храм готов к Пасхе, а тут куча народу, все стоят, у всех работают мобильники. И это, конечно, тяжело, если так к этому относиться. А если понять, что это люди, которые пока ничего не знают, им ничего не открыто, но для них принести на освящение куличи, яйца и пасхи это все-таки шаг в сторону Христа, то надо использовать эту возможность для проповеди. Надо освятить и сказать, что, братья и сестры, это совсем маленькая часть той великой традиции, к которой мы принадлежим богослужебной, и пригласить их хотя бы на крестный ход, приходите хотя бы на эти пять минут, постойте в храме хотя бы первые десять минут. Если не можете, прочитайте конец любого Евангелия, Воскресение Христа, встретьте этот день как полагается. И многие люди с удивлением слыша такое доброжелательное предложение священника, действительно, становятся ближе ко Христу.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программ «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы F

Протоиерей Федор Бородин:

— До свиданья.

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем