С момента первой публикации повести Веры Пановой «Серёжа» минул уже не один десяток лет, а на просторах интернета произведение известной советской писательницы и сегодня обсуждается так бурно, как если бы оно было какой-нибудь модной литературной новинкой. Столь живой интерес современного читателя к этой замечательной повести вполне можно понять: ведь Вере Пановой удался уникальный литературный эксперимент — свою книгу «Серёжа» о пятилетнем мальчике она написала ... для взрослых!
Повестью искренне восхищались Корней Чуковский и Александр Твардовский, а в тысяча девятьсот шестидесятом году режиссёр Георгий Данелия именно по ней снял свой дебютный полнометражный фильм. Каким образом история обычного мальчугана из маленького провинциального городка привела в своё время в восторг стольких мэтров от искусства, становится понятно с первых же строчек. Словно щёлкает выключатель и загорается свет — тёплый, яркий и радостный. Он не оставляет читателя до самой последней страницы, возникая где-то в самой глубине сердца.
Кстати, именно сердца касается одно из важных открытий, которые делает главный герой повести, мальчик Серёжа: оказывается, оно у него есть, и бьётся, стучит в его груди! Подобных удивительных открытий маленький Серёжа сделает ещё очень много.
Повесть «Серёжа» — настоящее, к тому же художественное пособие по детской психологии! Опровергая железную, но, как давно уже доказывают психологи, в корне ошибочную воспитательную аксиому «взрослые всегда правы», автор выстраивает ситуации, в которых несправедливость взрослых по отношению к Серёже бросается в глаза. Таков, например, ключевой конфликт повести: когда отчима Коростелёва переводят на работу в другой колхоз, за много километров от дома, мама Серёжи решает ехать с ним, а сына на первое время оставить с тёткой. Серёжа же узнаёт об этом лишь накануне их отъезда, случайно подслушав телефонный разговор... Закончится всё, конечно же, хорошо, однако настоящим и будущим родителям, читая книгу, есть над чем подумать и что проанализировать.
Вдобавок ко всему этому, Вера Панова каким-то непостижимым образом сумела нарисовать не просто жизнь ребёнка, увиденную со стороны, а преподнесла читателю как на ладони целый мир таким, каким чувствует и видит его пятилетний мальчик. Ребёнок впервые постигает то, с чем раньше ещё не сталкивался — например, смертность человека. На похоронах прабабушки Серёжа узнаёт, что после кончины люди предстают перед Господом — об этом говорят собравшиеся старушки. А отчим обещает Серёже, что он никогда не умрёт — так из уст советского колхозника звучит главная Евангельская истина!
Тётя и дядя Серёжи кормят голодного, только что вышедшего из тюрьмы совершенно незнакомого им человека, дают ему тёплую одежду и возможность заработать денег, наколов у них дрова, — и мальчик, ещё не зная ни слова «милосердие», ни его смысла, понимает: так — правильно!
Вера Панова не подталкивает читателей ни к каким выводам и не подводит морали. Но мудро приглашает нас вместе Серёжей взглянуть на многие вещи глазами ребёнка.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема