С момента первой публикации повести Веры Пановой «Серёжа» минул уже не один десяток лет, а на просторах интернета произведение известной советской писательницы и сегодня обсуждается так бурно, как если бы оно было какой-нибудь модной литературной новинкой. Столь живой интерес современного читателя к этой замечательной повести вполне можно понять: ведь Вере Пановой удался уникальный литературный эксперимент — свою книгу «Серёжа» о пятилетнем мальчике она написала ... для взрослых!
Повестью искренне восхищались Корней Чуковский и Александр Твардовский, а в тысяча девятьсот шестидесятом году режиссёр Георгий Данелия именно по ней снял свой дебютный полнометражный фильм. Каким образом история обычного мальчугана из маленького провинциального городка привела в своё время в восторг стольких мэтров от искусства, становится понятно с первых же строчек. Словно щёлкает выключатель и загорается свет — тёплый, яркий и радостный. Он не оставляет читателя до самой последней страницы, возникая где-то в самой глубине сердца.
Кстати, именно сердца касается одно из важных открытий, которые делает главный герой повести, мальчик Серёжа: оказывается, оно у него есть, и бьётся, стучит в его груди! Подобных удивительных открытий маленький Серёжа сделает ещё очень много.
Повесть «Серёжа» — настоящее, к тому же художественное пособие по детской психологии! Опровергая железную, но, как давно уже доказывают психологи, в корне ошибочную воспитательную аксиому «взрослые всегда правы», автор выстраивает ситуации, в которых несправедливость взрослых по отношению к Серёже бросается в глаза. Таков, например, ключевой конфликт повести: когда отчима Коростелёва переводят на работу в другой колхоз, за много километров от дома, мама Серёжи решает ехать с ним, а сына на первое время оставить с тёткой. Серёжа же узнаёт об этом лишь накануне их отъезда, случайно подслушав телефонный разговор... Закончится всё, конечно же, хорошо, однако настоящим и будущим родителям, читая книгу, есть над чем подумать и что проанализировать.
Вдобавок ко всему этому, Вера Панова каким-то непостижимым образом сумела нарисовать не просто жизнь ребёнка, увиденную со стороны, а преподнесла читателю как на ладони целый мир таким, каким чувствует и видит его пятилетний мальчик. Ребёнок впервые постигает то, с чем раньше ещё не сталкивался — например, смертность человека. На похоронах прабабушки Серёжа узнаёт, что после кончины люди предстают перед Господом — об этом говорят собравшиеся старушки. А отчим обещает Серёже, что он никогда не умрёт — так из уст советского колхозника звучит главная Евангельская истина!
Тётя и дядя Серёжи кормят голодного, только что вышедшего из тюрьмы совершенно незнакомого им человека, дают ему тёплую одежду и возможность заработать денег, наколов у них дрова, — и мальчик, ещё не зная ни слова «милосердие», ни его смысла, понимает: так — правильно!
Вера Панова не подталкивает читателей ни к каким выводам и не подводит морали. Но мудро приглашает нас вместе Серёжей взглянуть на многие вещи глазами ребёнка.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 




