
В декабре 1965-го года корреспондент газеты «Комсомольская правда» Семён Соловейчик приехал по редакционному заданию в Барнаул. Был выходной, и он решил пройтись по городу. На глаза ему попалась афиша местного дома культуры. В тот день там выступала пианистка. Имя её корреспонденту ни о чём не говорило, а вот программа показалась необычной: Франк, Равель, Дебюсси. Редкие, сложнейшие произведения. Такое и на столичных сценах услышишь нечасто! Большой любитель и знаток классики, журналист купил билет. Тем вечером, по его признанию, он испытал удивительное ощущение радости, словно впервые в жизни услышал фортепьянную музыку. Пожилая, коротко стриженная рыжеволосая женщина скрюченными от артрита пальцами извлекала из инструмента звуки непостижимой красоты и силы. Через несколько дней в «Комсомолке» была опубликована статья Семёна Соловейчика под названием «Пианистка». Так вся страна узнала о Вере Августовне Лотар-Шевченко.
Она появилась на свет в Италии, в юности вместе с родителями перебралась во Францию. Ещё не так давно этой пианистке рукоплескал едва ли не весь мир — Париж, Нью-Йорк, Вена, Рим, Берлин, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро... Как часто говорила сама Лотар-Шевченко, она родилась с музыкой в душе. Когда ей исполнилось 12, она стала солисткой симфонического оркестра известного дирижёра Арту́ро Тоскани́ни. А в 16 окончила Парижскую консерваторию. Талантом юной Веры Лотар восхищалась и европейская публика, и старшие коллеги по сцене. Её игру называли виртуозной, а компания «Стейнвей», знаменитый американский производитель роялей, считала за честь доставить на концерт Веры в любую точку мира лучший инструмент.
В конце 30-х годов ХХ века произошло событие, которое перевернуло привычную жизнь Веры Лотар. Она познакомилась с инженером-акустиком Владимиром Шевченко. Маленьким ребёнком родители-дипломаты увезли его из России. И теперь он очень хотел вернуться на Родину. Молодые люди поженились. А вскоре Владимир получил от советских властей разрешение на въезд в страну. Вера без колебаний последовала за мужем. Крошечная комнатка в общежитии и бедность её не испугали. Мучительно было другое — ей, иностранке, не давали возможности работать. Жить без музыки, без того, чтобы дарить людям свой талант, Вера не могла.
В 1941-м пришла беда: мужа арестовали по обвинению в шпионаже. Вера обивала пороги высоких кабинетов, на ломаном русском пыталась убедить: это ошибка, её супруг — патриот своей страны. В конце концов арестовали её саму. Муж Веры Лотар-Шевченко тем временем скончался в тюрьме. А её обвинили в антисоветской деятельности, и осудили на 8 лет с отбыванием срока в исправительно-трудовом лагере Нижнего Тагила. Вера Августовна рассказывала, что соседки по лагерному бараку смастерили для неё макет фортепианной клавиатуры из дерева. Каждую ночь пианистка опускала распухшие, изуродованные тяжёлой работой руки на клавиши этого безмолвного инструмента. И женщинам из барака казалось, что они слышат прекрасную музыку! Она словно рвалась из глубины души самой Веры.
Лотар-Шевченко освободили в 1950-м. Прямо из ворот лагеря, как была — в ватнике и рваных сапогах — она прибежала к дверям нижнетагильской музыкальной школы. Обратилась к директору: «Пожалуйста, позвольте сесть за фортепиано!». Ей разрешили. Вера Августовна боялась, что всё позабыла. Но стоило ей коснуться клавиш, как полилась чудесная, неземная музыка. Вера играла несколько часов без перерыва. А когда закончила, изумлённый директор предложил ей работать в школе.
Так Вера Лотар-Шевченко вернулась к своему призванию. Долгие годы была учительницей музыки. Потом переехала в Барнаул, устроилась в местную филармонию. А после того, как о ней написала «Комсомольская правда», перед Верой Августовной открылись двери лучших залов страны. Французское правительство не раз предлагало Вере вернуться. Но она всякий раз отказывалась. Говорила: «Мне и здесь хорошо». И не держала зла на тех, по чьей вине провела 8 лет в лагерном бараке. Главное — она снова могла дарить людям счастье своей игрой. И было совсем неважно, где — в роскошном столичном театре или маленьком доме культуры на краю цивилизации. В память об этой удивительной женщине и её самозабвенном служении своему призванию в России проходит ежегодный международный конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко.
Все выпуски программы Жизнь как служение
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема