
В декабре 1965-го года корреспондент газеты «Комсомольская правда» Семён Соловейчик приехал по редакционному заданию в Барнаул. Был выходной, и он решил пройтись по городу. На глаза ему попалась афиша местного дома культуры. В тот день там выступала пианистка. Имя её корреспонденту ни о чём не говорило, а вот программа показалась необычной: Франк, Равель, Дебюсси. Редкие, сложнейшие произведения. Такое и на столичных сценах услышишь нечасто! Большой любитель и знаток классики, журналист купил билет. Тем вечером, по его признанию, он испытал удивительное ощущение радости, словно впервые в жизни услышал фортепьянную музыку. Пожилая, коротко стриженная рыжеволосая женщина скрюченными от артрита пальцами извлекала из инструмента звуки непостижимой красоты и силы. Через несколько дней в «Комсомолке» была опубликована статья Семёна Соловейчика под названием «Пианистка». Так вся страна узнала о Вере Августовне Лотар-Шевченко.
Она появилась на свет в Италии, в юности вместе с родителями перебралась во Францию. Ещё не так давно этой пианистке рукоплескал едва ли не весь мир — Париж, Нью-Йорк, Вена, Рим, Берлин, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро... Как часто говорила сама Лотар-Шевченко, она родилась с музыкой в душе. Когда ей исполнилось 12, она стала солисткой симфонического оркестра известного дирижёра Арту́ро Тоскани́ни. А в 16 окончила Парижскую консерваторию. Талантом юной Веры Лотар восхищалась и европейская публика, и старшие коллеги по сцене. Её игру называли виртуозной, а компания «Стейнвей», знаменитый американский производитель роялей, считала за честь доставить на концерт Веры в любую точку мира лучший инструмент.
В конце 30-х годов ХХ века произошло событие, которое перевернуло привычную жизнь Веры Лотар. Она познакомилась с инженером-акустиком Владимиром Шевченко. Маленьким ребёнком родители-дипломаты увезли его из России. И теперь он очень хотел вернуться на Родину. Молодые люди поженились. А вскоре Владимир получил от советских властей разрешение на въезд в страну. Вера без колебаний последовала за мужем. Крошечная комнатка в общежитии и бедность её не испугали. Мучительно было другое — ей, иностранке, не давали возможности работать. Жить без музыки, без того, чтобы дарить людям свой талант, Вера не могла.
В 1941-м пришла беда: мужа арестовали по обвинению в шпионаже. Вера обивала пороги высоких кабинетов, на ломаном русском пыталась убедить: это ошибка, её супруг — патриот своей страны. В конце концов арестовали её саму. Муж Веры Лотар-Шевченко тем временем скончался в тюрьме. А её обвинили в антисоветской деятельности, и осудили на 8 лет с отбыванием срока в исправительно-трудовом лагере Нижнего Тагила. Вера Августовна рассказывала, что соседки по лагерному бараку смастерили для неё макет фортепианной клавиатуры из дерева. Каждую ночь пианистка опускала распухшие, изуродованные тяжёлой работой руки на клавиши этого безмолвного инструмента. И женщинам из барака казалось, что они слышат прекрасную музыку! Она словно рвалась из глубины души самой Веры.
Лотар-Шевченко освободили в 1950-м. Прямо из ворот лагеря, как была — в ватнике и рваных сапогах — она прибежала к дверям нижнетагильской музыкальной школы. Обратилась к директору: «Пожалуйста, позвольте сесть за фортепиано!». Ей разрешили. Вера Августовна боялась, что всё позабыла. Но стоило ей коснуться клавиш, как полилась чудесная, неземная музыка. Вера играла несколько часов без перерыва. А когда закончила, изумлённый директор предложил ей работать в школе.
Так Вера Лотар-Шевченко вернулась к своему призванию. Долгие годы была учительницей музыки. Потом переехала в Барнаул, устроилась в местную филармонию. А после того, как о ней написала «Комсомольская правда», перед Верой Августовной открылись двери лучших залов страны. Французское правительство не раз предлагало Вере вернуться. Но она всякий раз отказывалась. Говорила: «Мне и здесь хорошо». И не держала зла на тех, по чьей вине провела 8 лет в лагерном бараке. Главное — она снова могла дарить людям счастье своей игрой. И было совсем неважно, где — в роскошном столичном театре или маленьком доме культуры на краю цивилизации. В память об этой удивительной женщине и её самозабвенном служении своему призванию в России проходит ежегодный международный конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко.
Все выпуски программы Жизнь как служение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема