
В декабре 1965-го года корреспондент газеты «Комсомольская правда» Семён Соловейчик приехал по редакционному заданию в Барнаул. Был выходной, и он решил пройтись по городу. На глаза ему попалась афиша местного дома культуры. В тот день там выступала пианистка. Имя её корреспонденту ни о чём не говорило, а вот программа показалась необычной: Франк, Равель, Дебюсси. Редкие, сложнейшие произведения. Такое и на столичных сценах услышишь нечасто! Большой любитель и знаток классики, журналист купил билет. Тем вечером, по его признанию, он испытал удивительное ощущение радости, словно впервые в жизни услышал фортепьянную музыку. Пожилая, коротко стриженная рыжеволосая женщина скрюченными от артрита пальцами извлекала из инструмента звуки непостижимой красоты и силы. Через несколько дней в «Комсомолке» была опубликована статья Семёна Соловейчика под названием «Пианистка». Так вся страна узнала о Вере Августовне Лотар-Шевченко.
Она появилась на свет в Италии, в юности вместе с родителями перебралась во Францию. Ещё не так давно этой пианистке рукоплескал едва ли не весь мир — Париж, Нью-Йорк, Вена, Рим, Берлин, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро... Как часто говорила сама Лотар-Шевченко, она родилась с музыкой в душе. Когда ей исполнилось 12, она стала солисткой симфонического оркестра известного дирижёра Арту́ро Тоскани́ни. А в 16 окончила Парижскую консерваторию. Талантом юной Веры Лотар восхищалась и европейская публика, и старшие коллеги по сцене. Её игру называли виртуозной, а компания «Стейнвей», знаменитый американский производитель роялей, считала за честь доставить на концерт Веры в любую точку мира лучший инструмент.
В конце 30-х годов ХХ века произошло событие, которое перевернуло привычную жизнь Веры Лотар. Она познакомилась с инженером-акустиком Владимиром Шевченко. Маленьким ребёнком родители-дипломаты увезли его из России. И теперь он очень хотел вернуться на Родину. Молодые люди поженились. А вскоре Владимир получил от советских властей разрешение на въезд в страну. Вера без колебаний последовала за мужем. Крошечная комнатка в общежитии и бедность её не испугали. Мучительно было другое — ей, иностранке, не давали возможности работать. Жить без музыки, без того, чтобы дарить людям свой талант, Вера не могла.
В 1941-м пришла беда: мужа арестовали по обвинению в шпионаже. Вера обивала пороги высоких кабинетов, на ломаном русском пыталась убедить: это ошибка, её супруг — патриот своей страны. В конце концов арестовали её саму. Муж Веры Лотар-Шевченко тем временем скончался в тюрьме. А её обвинили в антисоветской деятельности, и осудили на 8 лет с отбыванием срока в исправительно-трудовом лагере Нижнего Тагила. Вера Августовна рассказывала, что соседки по лагерному бараку смастерили для неё макет фортепианной клавиатуры из дерева. Каждую ночь пианистка опускала распухшие, изуродованные тяжёлой работой руки на клавиши этого безмолвного инструмента. И женщинам из барака казалось, что они слышат прекрасную музыку! Она словно рвалась из глубины души самой Веры.
Лотар-Шевченко освободили в 1950-м. Прямо из ворот лагеря, как была — в ватнике и рваных сапогах — она прибежала к дверям нижнетагильской музыкальной школы. Обратилась к директору: «Пожалуйста, позвольте сесть за фортепиано!». Ей разрешили. Вера Августовна боялась, что всё позабыла. Но стоило ей коснуться клавиш, как полилась чудесная, неземная музыка. Вера играла несколько часов без перерыва. А когда закончила, изумлённый директор предложил ей работать в школе.
Так Вера Лотар-Шевченко вернулась к своему призванию. Долгие годы была учительницей музыки. Потом переехала в Барнаул, устроилась в местную филармонию. А после того, как о ней написала «Комсомольская правда», перед Верой Августовной открылись двери лучших залов страны. Французское правительство не раз предлагало Вере вернуться. Но она всякий раз отказывалась. Говорила: «Мне и здесь хорошо». И не держала зла на тех, по чьей вине провела 8 лет в лагерном бараке. Главное — она снова могла дарить людям счастье своей игрой. И было совсем неважно, где — в роскошном столичном театре или маленьком доме культуры на краю цивилизации. В память об этой удивительной женщине и её самозабвенном служении своему призванию в России проходит ежегодный международный конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер