
У нас в гостях были родители троих детей супруги Николай и Мария Сарабьяновы.
Они рассказали, как они познакомились, как вера стала фундаментом построения их семьи, и каковы их «рецепты» семейного счастья.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
А. Леонтьева:
— Добрый «Светлый вечер». Сегодня с вами Анна Леонтьева...
К. Мацан:
— И Константин Мацан, добрый вечер.
А. Леонтьева:
— Сегодня у нас в гостях семья Николая и Марии Сарабьяновых, Николай музыкант, композитор, ребята — родители троих детей. Мы сейчас хотели бы поговорить об истории их семьи, о приходе в православие, я должна сказать, что отец Николая Сарабьянова известный историк, искусствовед Андрей Сарабьянов, а вообще в роду у Николая, я начала изучать твою родословную и поняла, что это дело очень большое, тут Карл Брюллов, Петр Соколов, и Константин Бальмонт и это тема для отдельных 10, 20, 50- примерно программ.
К. Мацан:
— Начнем с первой.
А. Леонтьева:
— Начнем с первой, с вас. Вот, Николай, у меня такой первый вопрос: тебе повезло, ты родился уже в верующей семье, я не могу себе, наверное, представить, я родилась в обычной советской семье, вот как это в детстве вообще ощущается, что ты чем-то отличаешься от других детей, ведь время было еще не такое, официально верующее?
Н. Сарабьянов:
— Да, во-первых, добрый вечер, дорогие слушатели, во-вторых, спасибо что пригласили, прекрасное место и вообще здесь очень красиво, мы зашли, так благоговейно, желтые листья, желтый храм, сфотографировали даже. Что касается вашего вопроса, для меня это было абсолютно естественно, поскольку я в этом рос изначально и для меня было всегда абсолютно естественно ходить в храм с самого детства, я просто не знаю как по-другому.
А. Леонтьева:
— Просто не знал, что другие не ходили, да?
Н. Сарабьянов:
— Нет, я жил, мои друзья, не все, конечно, ходили в храм, но большинство, все мои одноклассники, с которыми я до сих пор дружу, мы как-то все в одной канве шли и с кем-то даже в один храм ходили. Конечно, в школе большинство людей были не такими, но с кем я общался, для меня было абсолютно естественно приходить в гости к своим друзьям и видеть там иконы, встречаться в храме и встречаться на Пасху и на Рождество где-то в гостях, то есть это было как-то естественно, поэтому не могу вспомнить каких-то диссонансов, если честно. Но, конечно, бывали случаи, когда ты зайдешь просто к однокласснику в коммуналку какую-то жуткую, я помню, на Поварской тогда ходил к одному, там была другая совершенно картина, но это очень редко было, это я сейчас вспомнил, а так это было естественно.
К. Мацан:
— Вам никогда не приходилось вот так отстаивать свою веру, типа: «Ты что, в Бога веришь? В церковь ходишь? Ты что, какой-то ненормальный?»
Н. Сарабьянов:
— Такого не припомню, если честно.
К. Мацан:
— Хорошая компания у вас была.
А. Леонтьева:
— Да, какая-то гармоничная.
Н. Сарабьянов:
— Такого не было да, и то что мы летом проводили время в деревне в компании наших родительских друзей, тоже там все были многодетные семьи и все были в основном верующие, поэтому это было естественной средой.
А. Леонтьева:
— Скажи, пожалуйста, а в какой момент вошла в твою жизнь рок-музыка, не побоюсь этого слова?
Н. Сарабьянов:
— Примерно в тот момент, закончил я музыкальную школу по классическому фортепиано, моя бабушка двоюродная, родная сестра моей бабушки по маме, она была преподавателем хорового дирижирования в Гнесинской академии, в течение многих лет была долгим таким жителем и преподавателем этого вуза, и она как-то сразу в детстве заметила, что у меня есть какие-то данные музыкальные, вот она стала меня водить в музыкальную школу, я вообще всей своей музыкальной карьерой, если так можно сказать, благодарен и обязан ей, потому что она во мне увидела и стала меня водить в музыкальную школу каждый день, потому что у нас многодетная семья, нас четверо и маме было совершенно не до этого и тем более все там у нас художники и брат, он художник.
А. Леонтьева:
— Да, ты можешь два слова сказать про свою материнскую линию.
Н. Сарабьянов:
— Да, у меня по маме в роду из самых знаменитых это Федор Антонович Бруни, который был еще, из его самых знаменитых работ это фрески в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге и его знаменитая работа «Медный змий», которая висит в Русском музее и очень много всяких других работ. И, кстати, постоянно, когда ходим в музей на гастролях, я периодически своих коллег, рокеров татуированных, вожу по музеям, у нас такое времяпрепровождение, мы в каком-то городе — «Пойдем в музей? Пойдем». И часто бывает так, что в каком-то музее — О! Федор Антонович Бруни работа, я такой: «Ребята, минуточку...» И так было уже в трех городах, и они уже: «О! А это твой? — Мой!», все, идем дальше. Это я к чему: что маме было совершенно некогда заниматься мной с точки зрения развития моей музыкальной деятельности, поэтому бабушка этим занималась, и она меня отвела к каким-то своим знакомым преподавателям в музыкальную школу, то есть курировала прямо полностью меня. И когда я уже созрел и по планам было поступать вот к ней туда, на хоровое дирижирование, и я в какой-то момент, лет в четырнадцать, уже заканчивая музыкальную школу, понимал, что меня куда-то туда двигают, и я так немножко напрягся, ну я же не буду хоровым дирижированием заниматься, это немножко не мое, и стал брыкаться. А тут попалась мне гитара под руку моей сестры, она на ней не играла, она лежала просто, пылилась, ну и поскольку меня подготовили как-то к этому хоровому дирижированию, я специально ходил на сольфеджио специализированное к преподавателю, вообще я за этот год на гитаре сам научился играть просто и потом уже поставил ультиматум родителям: не пойду я по классике, хочу на гитаре играть. Ну, как-то они это мое решение приняли, и я поступил в студию при Гнесинке эстрадного отделения, там была такая подготовительная студия, и вот в тот момент, когда я туда пришел, первый год я там на фортепиано джазом занимался, и вот первый день, когда я туда зашел и увидел сидящим на полу, облокотившись на стенку сидящего гитариста и играющего не классику, фламенко он играл, что-то такое, но этот вот сам дух, этот волосатый парень красивый сидел в коридоре, я думаю: «о, я в правильное место пришел, это мое», в тот момент рок-музыка заговорила во мне. Вот с тех пор я как-то в ту сторону двигаюсь.
А. Леонтьева:
— Но ты продолжал ходить в церковь? У тебя не было этого подросткового периода?
Н. Сарабьянов:
— У меня был скорее даже не подростковый, а, наверное, когда я от родителей съехал и до момента, когда я взял себя в руки и стал нормальным человеком, когда я встретил Марию, свою будущую жену, вот этот период, лет пять, я мало ходил в храм и вел, мягко говоря, светский образ жизни, но потом Господь меня направил в ту нужную сторону, все-таки я думаю, что то, что было заложено с детства, что я жил в православной семье и ходил в храм, даже если ребенок, он не вникает в это головой, он как-то впитывает всю эту атмосферу и его Господь ведет, в какой-то момент просветление приходит.
К. Мацан:
— А то, что вы сказали: «Господь направил в правильную сторону» это вы имеете ввиду знакомство с будущей супругой?
Н. Сарабьянов:
— Да.
К. Мацан:
— Так! А теперь на арену выходит супруга.
М. Сарабьянова:
— Здравствуйте.
А. Леонтьева:
— Маша, расскажи, пожалуйста, как вы встретились и как ты направила его в нужную сторону?
М. Сарабьянова:
— Это совершенно случайно произошло. Я училась в университете в Высшей школе экономики и пошла на работу там на втором курсе на подработку, и совершенно случайно там на этой работе мы с Николаем встретились в коридоре, я даже совершенно не обратила внимания, но я была настроена на учебный процесс, на построение карьеры, у меня были большие карьерные амбиции и совершенно я на тот момент не особо интересовалась устройством своей личной жизни и тем более не думала ни о каком замужестве. Но Николай меня там увидел и стал подавать какие-то вялые и редкие сигналы в виде, был пейджер, вроде как сначала «пойдем в кино сходим» или что-то такое, но я, честно говоря, вообще не понимала, как общаться с этим человеком, потому что как раз из другого мира мои родители, я никогда в творческой среде не была и с такими людьми лично никогда не имела общения, с творческой элитой, что называется.
А. Леонтьева:
— Правильное слово какое. А можно, Николай, уточнить, что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что Мария повела тебя в нужном направлении, когда ты начал уже вялые сигналы на пейджер подавать?
Н. Сарабьянов:
— Это было только самое начало, а потом я понял, что это человек, с которым я точно не пропаду и буду строить правильную жизнь семейную и с детьми, и все будет хорошо, все будет благополучно, потому что человек верующий, надежный и все, то есть очевидно было, что если я этот шанс сейчас упущу, то непонятно что со мной на тот момент вообще будет.
А. Леонтьева:
— То есть ты на тот момент уже была верующим православным человеком и, видимо, пришла к этому каким-то своим путем, у тебя же не было такого детства церковного.
М. Сарабьянова:
— Да, у меня вообще не было церковного детства, абсолютно, я из атеистической семьи, у меня было абсолютно обычное такое советское детство. Мама уже сама, уже в сильно взрослом возрасте стала заниматься поисками ответов на некие вопросы духовные, но как-то мы с ней параллельно существовали. Я когда пошла учиться в университет, у меня не было как раз никого из окружения моего дружеского, либо родственного, кто верил бы и кто бы мог мне об этом рассказать и с мирской точки зрения сейчас, я анализирую свою жизнь, чисто с мирских позиций не было никаких предпосылок для того чтобы прийти в церковь, потому что обычно принято как: что-то случилось или совсем что-то ужасно и тогда человек обращается к Богу.
А. Леонтьева:
— Улучшить надо как-то свою жизнь, да?
М. Сарабьянова:
— Ну да, улучшить или: «за что? а почему?» таких вопросов не было, слава Богу, я пришла просто потому, что появился какой-то очень сильный внутренний запрос и ощущение бессмысленности происходящего бытия моего собственного, потому что, опять же, несмотря на то что с мирской точки зрения все прекрасно, это Высшая школа экономики, это очень модная на то время крутая тусовка, в которой я общалась, я себя там прекрасно чувствовала, но какое-то меня угнетало ощущение пустоты внутренней, что это все не совсем то и даже если будет семья и дети, они не заполнят на сто процентов вот это ощущение. И начался некий поиск смыслов для меня, и потихонечку-потихонечку какую-то литературу стала читать, и я пришла к тому, что нужно пойти учиться для того чтобы попробовать найти эти ответы на вопросы, которые у меня были: в чем смысл жизни.
К. Мацан:
— Куда вы пошли?
М. Сарабьянова:
— Я пошла в богословский такой колледж в Москве, который мне рекомендовали знакомые и я, конечно, очень благодарна этому опыту и этой учебе, и так постепенно я сама воцерковлялась. Когда я пришла к этому и стала учиться, все вопросы отпали, не на все я получила ответы, но тем не менее вот это ощущение бессмысленности и пустоты, оно абсолютно точно ушло и с тех пор у меня нет сомнения, на каком фундаменте, основании должна строиться жизнь, что прежде всего на духовном, а семья и все остальное — это такое хорошее приложение.
А. Леонтьева:
— Сегодня у нас в гостях Николай и Мария Сарабьяновы, Николай музыкант, композитор, у ребят трое детей и мы говорим о создании молодой семьи. Мария, знаешь, не всегда для женщины типичный путь — сразу пойти учиться. Я бы даже сказала, что немножко с завистью на тебя смотрю, потому что я уже тридцать лет стараюсь пребывать в лоне Православной Церкви, но у меня нет никаких богословских образований, очень часто я испытываю такие пробелы в своих знаниях, очень хотелось бы их заполнить, но никак не соберусь, это плохо. Как ты прошла сразу к знаниям, это твоя такая организованная натура?
М. Сарабьянова:
— Ну, наверное, такое устройство, такой психотип, я и к вере пришла все-таки через голову, был внутренний сердечный запрос, но тем не менее у меня были и конкретные вопросы, на которые я хотела получить ответы, а так как мне их не у кого было получить, возможно, если бы я росла в такой семье, как у Николая, я бы стала общаться с бабушками, с родителями, у меня вообще не было таких вариантов, а так — ну что еще мне оставалось делать.
К. Мацан:
— Что это были за вопросы, если вы помните? Какие вопросы вас так сильно волновали, что на них нужно было получать ответы в богословском колледже?
М. Сарабьянова:
— Вопрос, который терзает, мне кажется, миллионы: в чем смысл жизни все-таки? Что такое совесть? Христианство, оно же здесь и сегодня на самом деле, как в нынешней современной жизни правильно...так это звучит странно, с одной стороны, но для меня это естественно: как поступать? Как делать выбор? На какие точки опираться? Мне необходимо было какой-то фундамент получить такой духовных знаний и понять, принимаю я это или не принимаю и дальше уже на него встать и двигаться вперед.
К. Мацан:
— Меня очень зацепила ваша мысль, когда вы сказали, что «не на все вопросы получили ответ, но чувство бессмысленности жизни ушло» — это так точно, что нередко, мне кажется, мы все это переживаем, когда ищем какие-то более интеллектуальные рациональные ответы на вопросы, в том числе в религии, а приходим в эту религию, пытаемся с ней знакомиться и понимаем, что ответы лежат не в рациональной плоскости, а в самом прикосновении к церковной жизни, в самом опыте веры, то есть вопросы не уходят, но просто жить становится как-то лучше, и они воспринимаются, эти вопросы, просто с этим нужно разобраться, но они не главные, на самом деле.
А. Леонтьева:
— Ну наверное. У вас, видите, вы очень логически мыслите и при этом сразу как-то встали на этот путь. Я просто помню, что я когда покрестилась, я тоже это сделала для улучшения личной жизни, то есть я пошла в церковь в двадцать лет, там произвели надо мной Таинство Крещения, но личная жизнь не улучшилась и еще какое-то количество лет я не ходила в церковь, у тебя было по-другому?
Н. Сарабьянов:
— Так не работает, то есть надо самому вложиться, когда ты вот прямо постарался, как-то окунулся, вот сам какую-то энергию направил, себя куда-то двинул, вот тогда ты получаешь какой-то от Господа ответ. Ну да, Он тебя направляет и твою жизнь как-то делает другой, ты должен сам преодолеть этот барьер, мне кажется, это так работает. Мария, что ты думаешь?
М. Сарабьянова:
— Начнем с того, что у меня не было запроса на улучшение жизни в целом.
А. Леонтьева:
— И так было хорошо, да?
М. Сарабьянова:
— Ну да, потому что со стороны-то все шло логичным путем, все было в целом очень даже слава Богу и для меня были открытием многие вещи, но христианство понимаете как многие воспринимают: вот надо пойти покрестить ребенка, дескать, «амулетик» наденем, не умрет или плакать перестанет, или у него все в жизни будет хорошо, но нигде, ни в Библии, ни в Писании Христос нам не обещает, что христианство равно какая-то безболезненная счастливая жизнь в удовольствие, это просто абсурд, я и не за этим шла. Безусловно, когда появляется некое духовное зрение, я даже не про себя, я его чувствую, про себя не могу свидетельствовать вот так, с этого ракурса, но люди всерьез церковные, у них же другое видение вообще в принципе мира и ощущения себя в мире, и этой связи с Богом, ты понимаешь, что ты не один. Я такой человек, я люблю все запланировать, мне так легче, проще, психологически мне так спокойнее, а когда вдруг какие-то вещи случались незапланированные, вот про что говорят: «хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах», тут у меня наступала какая-то страшная фрустрация, вот, например, жизнь в Церкви, святоотеческая литература и прежде всего, конечно, Евангелие, огромное количество проповедей разных священников я слушаю, читаю, учит тому, для меня это было открытием и полезным улучшением в моей жизни, что я научилась доверять не только себе и полагаться не только на свои силы, мне кажется, это огромный бонус верующего всерьез человека, потому что неверующие, как мы видим, в разные трудные периоды нашей земной жизни, как люди, которые надеются только на себя и у них нет веры и нет связи с Богом, им очень тяжело, психика не выдерживает этого человеческая. Я понимаю, что нужно доверять Богу и когда ты какие-то вещи отпускаешь и я, например, научилась, вдруг это поняла, когда третий ребенок уже сейчас подрос, что ну не все от меня зависит и в судьбе моих детей, и в своей собственной, и что мы не знаем, что будет завтра, но что нужно полагаться на Бога, при этом, естественно, делать все что от тебя зависит, делая что должен и будь что будет, ты делаешь все что можешь, что совесть тебе подсказывает в твоей жизни, но а может быть все что угодно, но это положение на Бога, вот эта мера, она очень укрепляет, помогает жить.
А. Леонтьева:
— Вот когда ты сказала еще слово «фундамент», а сейчас еще сказала слово «планы» — мы в настоящее время живем в ситуации, когда строить планы очень сложно, а фундамент очень нужен, вот сейчас наконец, когда вызов брошен, в том числе и нашей вере, ощущается это как фундамент, помогает ли это?
Н. Сарабьянов:
— Только это и помогает.
М. Сарабьянова:
— Ну да, я соглашусь, не «ну да», а конечно, только это и помогает, потому что избегать каких-то панических решений, держать себя в руках, стараться вообще никак не передавать свои волнения детям, потому что я считаю, что у них должна продолжаться детская жизнь и их не нужно посвящать во взрослые какие-то тяжелые проблемы, также и с ковидом мы, мне кажется, победоносно, я первый раз себя, честно говоря, похвалила, я не привыкла себя хвалить, я к себе отношусь очень критично: мои дети не поняли, старший в принципе такой скептик, у него что называется, голова в облаках немножко, такой он не панический тип, не истеричный мальчик, а младшие, они просто маленькие, но они вообще не поняли, что, какой там ковид, как-то пару раз у меня спросили: а почему люди в масках на улице? Я что-то отшутилась и мы так легко, и я поняла, что, слава Богу, вот их психика не травмировалась, потому что, наверное, у меня тоже было устойчивое понимание, что нужно Богу доверять и будь как будет, и как-то мы спокойно выплыли из этой ситуации, но даст Бог, еще так получится.
А. Леонтьева:
— Ну да, я почему и спрашиваю, потому что на самом деле это не просто наш вопрос, это наше общее такое раздумье, потому что сейчас очень хочется смотреть на примеры какого-то укрепления в вере, потому что укрепляться нужно всем.
К. Мацан:
— Вернемся к вашему знакомству: получается, общая православная вера стала каким-то важным критерием при выборе друг друга?
Н. Сарабьянов:
— Да, для меня по крайней мере точно.
М. Сарабьянов
— Ну, Николай-то, как-то гораздо более интуитивно все это почувствовал, для меня, я настолько была незнакома с этим миром и для меня мой будущий муж был совершенно не тем принцем на белом коне, которого я себе вообще когда-то воображала, совершенно не тот тип человека.
А. Леонтьева:
— Тут Николай должен посмотреть строго на жену.
Н. Сарабьянов:
— Ну сейчас-то я уже стал таким принцем?
М. Сарабьянова:
— Абсолютно.
Н. Сарабьянов:
— Вот!
М. Сарабьянова:
— Просто он интуитивно это понял гораздо раньше для себя, а я как-то, конечно, честно говоря, кто бы мне сказал, что мы поженимся, у нас еще и дети будут, я смеялась бы просто долго и сильно, не потому что кто-то из нас лучше или хуже, мы просто как две разных планеты, я просто себе не представляла, когда уже Николай сделал предложение, потому что я себя совершенно не представляла в этой музыкальной среде, в гастролях, какая-то ночная жизнь, для меня это абсолютная дикость, я человек, который привык вставать в семь утра, активно вести свою дневную жизнь и в десять с книжечкой ложиться, да, были студенческие веселые времена, я очень любила погулять, но в меру всегда. И я это потом поняла, что, конечно, самым крепким основанием наших отношений является общий вектор этот жизненный, прежде всего духовный и потом, я считаю, что повезло, что мы одинаково смотрим на момент воспитания детей, на то, какая должна быть семья, как она должна взаимодействовать внутри себя и мы друг другу в этом помогаем, поддерживаем.
К. Мацан:
— Что это за моменты, какой должна быть семья?
Н. Сарабьянов:
— Утром подъем, зарядка, молитва и пошли по делам, как минимум так.
А. Леонтьева:
— Ты так спросил, немножко конкретизируй вопрос, вот что изменилось у Николая, перестали ночные музыкальные бдения и он стал ложиться в десять часов вечера с книжечкой или Маша научилась бдениям?
Н. Сарабьянов:
— У меня нет сейчас никаких ночных вот этих историй, максимум, бывает, я могу лететь куда-то, в ночь вылетать, но иногда, очень редко бывают какие-то поздние выступления, а так я обычно уже в двенадцать прихожу. Да, если нет работы, вечером если мы дома, мы смотрим какой-нибудь фильм познавательный, либо читаем книжки и ложимся спать.
М. Сарабьянова:
— На что наш старший сын, которому шестнадцать лет, страшно возмущается, просто какие-то мамонты-пенсионеры, говорит. Просто мы друг под друга подтесались, надо отдать должное Николаю, что он оказался человеком очень домашним, знаете, есть мужчины разного типа, я думаю, что на работе он получает другую какую-то жизнь, а в итоге все равно он довольно домашний человек. А я считаю, вот вы говорите, какая должна быть семья — семья, я уверена, должна стоять на каких-то общих основаниях и доверять друг другу, потому что я про себя тоже понимаю, что если бы я была другого типа женщина, которая очень много ревновала, приставала: «а где, а кто, а с кем?» ничего хорошего не вышло, я абсолютно доверяю Николаю и часто у меня спрашивают, особенно родственники, мама, свекровь позвонит, говорит: «А где Коля?», а я честно, я даже не знаю, в каком он городе, просто я у меня такая интенсивная жизнь с тремя детьми, которыми я бесконечно занимаюсь, у Коли бесконечные эти гастроли и я даже не знаю, все так удивляются — «Как? А ты даже не знаешь?!» Я говорю: «Ребят, ну я знаю, что завтра он приедет», и я абсолютно доверяю.
К. Мацан:
— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Николай и Мария Сарабьяновы, у микрофона моя коллега Анна Леонтьева, я Константин Мацан, не переключайтесь.
А. Леонтьева:
— С вами Анна Леонтьева, мой дорогой коллега Константин Мацан, у нас в гостях Николай и Мария Сарабьяновы. У меня такой вопрос: вообще это, конечно, все очень необычно, то есть такая организованная жена, которая занимается тремя детьми, и когда вы гостили у нас, я видела как хорошо организована жизнь этих детей, и бесконечные гастроли Николая, вот никаких не возникает противоречий в этом во всем, вот ты, Николай, не обижаешься, что жена не помнит, в каком ты городе?
Н. Сарабьянов:
— Да нет, Мария и так с географией не очень дружит, поэтому я не обижаюсь: «А где ты там, в Литве, в Латвии, Ирак, Иран?» Что-то из этой серии.
А. Леонтьева:
— Так вот корень счастья.
М. Сарабьянова:
— Нет, это говорит о максимальном доверии моем к тебе, а иначе я бы звонила каждые пятнадцать минут: «Где вы? В каком ресторане? С кем?..»
А. Леонтьева:
— Да, есть же такой стереотип, типа жена рок-музыканта...
Н. Сарабьянов:
— Да нет такого стереотипа, может, он и есть, но есть много таких, как я домашних ребят, но у них такая работа, что вот так хватает всех развлечений этих: перелета, шума, сцены, людей, каких-то движений, бесконечной дороги. Приезжаешь домой — просто кайф посидеть на диване, просто сесть, час сидеть ничего не делать, и ты дома. Я люблю по дому очень что-то поделать, вообще у меня мечта, что когда-нибудь у меня будет много свободного времени и я стану плотником, потому что я могу все руками делать, в детстве и в юности любил машины, я вообще люблю еще машины очень, я все время ими занимаюсь, разбираю, что-то чиню, верчу, кручу, если сейчас вы мне дадите «шестерку» жигули, я ее до винтика раскручу и соберу, я знаю ее наизусть всю полностью, что там и как работает, поэтому у меня интересы такие, что-то поделать руками и посидеть дома.
К. Мацан:
— Это разрушение шаблонов и стереотипов о рок-музыкантах.
Н. Сарабьянов:
— Еще я баню очень люблю. Каждый год, 31 числа мы с друзьями ходим в баню, в общем, я по понедельникам хожу в баню, хобби у меня что-то делать руками, работаю я — играю на электрогитаре на больших сценах, а еще когда у меня нет гастролей, я дома сижу, пишу музыку, у меня бывают какие-то заказы, я аранжировки для артистов делаю, либо музыку для кино, либо рекламы, могу восемь часов просидеть у себя в комнате запершись и делать музыку.
А. Леонтьева:
— Так, а я вот не услышала в этим списке: а где эти часы, где ты читаешь детям книжки?
Н. Сарабьянов:
— А вечером, когда они ложатся в девять тридцать спать, я им читаю...
А. Леонтьева:
— Эх, и тут не получилось!
Н. Сарабьянов:
— ...иногда не я, иногда няня читает, но я стараюсь максимально с детьми время проводить, всегда уделить время, полчасика поиграть, погулять с ними сходить, либо какое-то развлечение, в кафе, в кино — в кино, конечно, редко, сейчас ничего не посмотришь даже с детьми.
М. Сарабьянова:
— В театр мы ходим.
Н. Сарабьянов:
— В театр Мария все время нам вперед покупает на год билеты на все спектакли какие прогрессивные, интересные...
А. Леонтьева:
— Тоже организатор культурного пространства.
Н. Сарабьянов:
— Да, Мария, в школе у нас есть Союз матерей, они втроем там рулят всеми школьными делами.
А. Леонтьева:
— Ого!
Н. Сарабьянов:
— У Марии 85 чатов, она всеми сборами денежных средств для всех нужд школы занимается. Так вот и живем.
А. Леонтьева:
— Потрясающе. Маша, я хотела спросить: когда создалась ваша такая молодая православная семья, вот я помню период такого неофитства, когда всех хотелось обратить в свою веру, когда казалось, что молодая православная мать — это женщина с младенцем в одной руке, с тарелкой горячего супа во второй и это должно как-то перемежаться непрерывно, был у тебя такой период?
М. Сарабьянова:
— Когда я хотела всех обратить в свою веру?
А. Леонтьева:
— Да, такого горячего неофитства.
М. Сарабьянова:
— Было, оно, наверное, максимально распространялось на Николая бедного, Николай и так был верующий, вопроса даже такого не было...
Н. Сарабьянов:
— Я так глубоко не изучал, как Мария, поэтому она меня всегда поправляет и учит, и я всегда учусь. Кстати, Мария очень многих людей привела к вере надо сказать, вот она настоящий христианин в этом смысле, все время к ней тянутся какие-то люди безбожные, у которых возникают вопросы, просто сами по себе возникают где-то в непонятных местах, мы сидим где-нибудь, какая-то компания знакомая, кто-то что-то услышал и потом тянется прямо с вопросами, а Мария их всех направляет в нужную сторону.
А. Леонтьева:
— Потрясающе, тебе помогают в этом твои знания?
М. Сарабьянова:
— Знания, да, но на самом деле же главный принцип миссионера христианского, что пока у человека нет своего запроса и он к тебе сам с вопросами не подходит, не нужно ему ничего рассказывать и никуда его призывать не нужно. Ну вот все мое горячее неофитство на Николая легло, я его призывала тоже пойти учиться, но как-то он не сподобился, но дома что-то я ему подсовывала почитать, просто для того что нужно же не просто верить только сердцем, нужно понимать, дети, они уже задают вопросы: что такое литургия, что мы делаем на литургии, какие молитвы? Какие-то простые, а, казалось бы, многие люди их не знают, не знают, где это узнать, и когда ты это понимаешь, и ты со знанием идешь на ту же соборную молитву в храм и понимаешь какие-то основы вообще догматики христианской, вот я углубляюсь еще в своей вере, мой фундамент становится еще серьезнее.
А. Леонтьева:
— У меня такой вопрос к Николаю: у тебя есть какие-то воспоминания из детства, которые ты перенес в жизнь своей семьи, вот у тебя такая верующая, не побоюсь этого слова: родовитая семья, и наверняка с какими-то богатыми традициями, есть какие-то штуки, которые бы тебе хотелось чтобы были и в твоей семье?
Н. Сарабьянов:
— Безусловно. Моя мама, она, конечно, потрясающий в этом смысле человек, она на Пасху, на Рождество и свой День Ангела всегда устраивает такие пышные приемы у себя, собирает нас всех, и детей, внуков, накрывает огромный стол, она очень любит, у нее разная посуда, она так все красиво выставляет, готовит разную еду вкусную и вот эти семейные посиделки, она всегда звонит на Пасху, говорит: «Так, не опаздывайте, в 17.30 уже поем «Христос Воскресе из мертвых».
К. Мацан:
— К началу литургии опаздывать нельзя.
Н. Сарабьянов:
— Да, и все собираются, все встаем, поем и когда еще был дедушка жив, отец отца, Дмитрий Владимирович, он всегда первый кричал, после того как спели тропарь, он кричал: «Христос Воскресе!» и все внуки мелкие: «Воистину Воскресе!» и потом это шло так, пока все не накричатся, все внуки тоже: «Христос Воскресе!» и взрослые отвечают. Вот такие вещи, это я сразу вижу, наш младший Вова тоже любит такое, они же чувствуют, дети, когда вся семья встает, поет, это же прямо такое единение мощное, это я точно бы хотел перенести на нашу семью. Ну и вообще воспоминания, как мы в детстве в храме стоим, как ты приходишь на раннюю литургию в свой День Ангела в семь утра в полной темноте идешь в храм на Пресне, в Предтеченском переулке ходили в этот храм. Такие ощущение хочется передать своим детям и они передаются, потому что они тоже с самого детства ходят в храм и у них свои какие-то возникают ощущения, но главное то, что они ходят и они хотят идти. У нас такая традиция: мы после храма всегда идем где-то обедаем, и они уже ждут, привыкли к этой традиции и когда я по воскресеньям в городе, мы всегда идем в храм, мне кажется, мы передаем детям правильное вот это направление, потом они смогут на него опереться, то есть вот этот фундамент мы сейчас закладываем.
А. Леонтьева:
— Ну да, я очень тебя с радостью слушаю, потому что у меня тоже трое детей и они очень взрослые, они находятся в своих духовных поисках, но будьте любезны, чтобы на Пасху на общий сбор семьи и все что положено, понимаете, да? И я тоже так надеюсь, что они когда-нибудь уже придут и что все эти, как мы говорили: импринтинги к ним вернутся.
А. Леонтьева:
— Я напомню, что у нас в гостях Николай и Мария Сарабьяновы. Маш, скажи, пожалуйста, вот твоя семья, она сейчас тоже как-то пошла, родители, ты их тоже катехизировала, так сказать?
М. Сарабьянова:
— Нет, мама как-то самостоятельно тоже, чуть раньше меня пришла к вере, она всерьез воцерковленный человек, а папу своего родного я видела последний раз в четыре года. В общем, по факту у меня осталась одна мама, бабушка с дедушкой умерли по ее линии, а по папиной там у нас какой-то пробел получился, к сожалению, так уж вышло, как-то они так построили свои отношения, что пока не удается возобновить мое общение с папой либо отчимом, который был какое-то время в моей жизни. В общем, вот мама получается из ближайших, да, мама воцерковленный человек, но она ходит в свой храм, в смысле она живет просто в другом месте, и мы как-то параллельно с ней существуем в этим мире.
К. Мацан:
— Меня вот очень зацепили слова Коля, ваши, то, как вы сформулировали, что вот ребенок ходит с детства в храм и закладываются какие-то основы, на которые потом можно будет опереться, я тоже в этих категориях рассуждаю, хотя у меня по сравнению с вами мало, только двое и они помладше, но я даже сейчас понимаю, что они тоже с детства в храме, но это не гарантия того, что в будущем они не пройдут своими какими-то, может быть, не прямыми путями, будет ли это связано с именно верой, будет ли это отход от веры, будут ли какие-то иные жизненные испытания, нравственные какие-то искания другие, это то, о чем тоже Маша говорила, что мы не можем на это повлиять, не все в нашей власти, но родителям-то хочется же надеяться, что все-таки все будет хорошо, но это не всегда просто и все равно тревожность возникает, вот как вы это чувствуете, насколько тяжело себя заставлять, может быть, приучать к этой мысли, что не все от тебя зависит, что ты должен в какой-то момент его отпустить и положиться н Бога?
Н. Сарабьянов:
— Ну, главное его обучить, что, допустим, ты его отпускаешь, ты был спокоен, что он знает какие-то основные вещи, чтобы он умел молиться, например, чтобы он умел обращаться к Богу. Когда ребенок растет в таком состоянии, когда семья ходит в храм, у него не возникает других мыслей, когда, допустим, сложная ситуация какая-то, я по младшему нашему Вове сужу, ему пять лет, шесть сейчас будет, вот он если у него возникают какие-то вопросы, он: «Мам, я помолился», то есть он уже интуитивно сам двигается в нужном направлении, а потом, до подросткового периода у него это укрепится. Даже вот этот сложный подростковый период, он потом проходит, и дети вернутся к тому, что было заложено, главное, мне кажется, это заложить до подросткового периода, то есть самая, конечно, закладка идет с трех до семи, наверное, если ты в этот момент приучил, объяснил, показал вот это светлое направление, и чтобы он умел общаться с Богом, чтобы он понимал, что он всегда может обратиться, вот тогда он будет спокойно себя чувствовать и ты будешь за него спокоен, когда он пойдет в свое плавание.
К. Мацан:
— Маша, а вы что думаете?
М. Сарабьянова:
— Да, как научиться доверять Богу, я правильно поняла вопрос и отпустить, понять, что ты не все контролируешь? Я не знаю, как-то ко мне это пришло постепенно, потому что у старшего был довольно сильный кризис подросткового возраста, он не выражался для меня, слава Богу, никак внешне, он его не выражал в каких-то пирсингах, татуировке, потому для нас это неприемлемо...
А. Леонтьева:
— Тут я вздохнула завистливо.
М. Сарабьянова:
— Да, неприемлемо, то, о чем говорит Писание, не то что мы там запретили, сказали: «ты там ни-ни», но они знают наше отношение, но был в эмоциональном смысле очень тяжелый какой-то момент, и я общалась просто со школьным психологом, не зная, верующий она человек или нет, но она замечательный специалист и хороший человек, и как-то это постепенно прошло-прошло, и там еще третий стал подрастать, и вот это ощушение, что ты не все контролируешь, оно просто естественно стало очевидно, потому что от обратного: если пытаться контролировать все, вот такой человек, как я, он просто сойдет с ума, и я какой-то момент, когда я пыталась это делать несколько лет назад еше, когда мне казалось, что я смогу проконтролировать все практически в жизни своих детей, ну до определенного, до совершеннолетия, допустим, я себя поймала на том, что в какой-то момент я просто спать перестала, у меня начались какие-то навязчивые идеи, множество страхов: «а вот если будет так, а если он пойдет туда?» — это правда от лукавого и в страхе же нет любви, говорит нам Писание, в общем, это все как-то естественным образом, слава Богу, до меня просто дошло и как-то во мне укоренилось, что мы не можем все контролировать. А что касается детской веры — конечно, вот Николай говорит, что ходить в храм, это замечательно — ходить в храм, мы крестили по Колиному, конечно, вообще мы пошли венчаться по Колиному настоянию и детей крестили в младенчестве, хотя я настаивала на том, что они должны хотя бы какие-то вопросы первые свои задать и хотя бы в подростковом возрасте, если они захотят, то мы их крестим, но тем не менее я все-таки стараюсь слушаться мужа и доверяю его внутренней интуиции, и мы покрестили. Не только ходить в храм, но главное, они же смотрят на нас, мы же самые главные учителя для маленьких детей, да их и не обманешь, ты можешь три раза сходить в храм а в светской жизни вести себя безобразно и совершенно не в соответствии с тем, что говорится в Евангелии, тогда какой результат будет? Никакой. Мы делаем максимально, что мы считаем правильным, исходя из христианских традиций, я всегда пытаюсь объяснять, я вот, например, очень рада тому что случайно стала обнаруживать очень хорошие детские библейские издания, детские небольшие книжки о литургии, очень простым языком, очень понятным ребенку в шесть-восемь лет, и мы с ними потихонечку читаем, разбираем, не насилуем, нельзя насиловать, нет такого, что: «так, сегодня мы сели, мы должны читать», ну как-то вроде в форме игры что-то объясняешь, учишь, вот правильно Коля говорит, вот этой связи с Богом самостоятельной, я учу тоже, что не всегда молитва должна быть произнесена по написанному, даже «Отче наш», нам нужно учиться еще и своими словами молиться и опираться на Бога, и будет обязательно, скорее всего, об этом говорил, я очень люблю Антония Сурожского, много его книг читала...
А. Леонтьева:
— ...у которого Николай когда-то в детстве сидел на коленях, как мы выяснили.
Н. Сарабьянов:
— Да, есть такая фотография, моя прабабушка с ним очень дружила, но я этого не помню, но есть фотография, как я сижу у него на коленях, там вся семья стоит, он сидит, а я у него на коленях, мне три года.
М. Сарабьянова:
— Да, и вот я помню, он писал, я дословно не воспроизведу, но основная мысль, как я поняла, в том, что у детей, которые растут у верующих родителей в верующей семье, у них же есть тоже своя проблема, что как бы получается, мы им свой опыт передаем, но у каждого человека должен быть свой путь к Богу, свое вопрошание и это норма, что они в подростковом возрасте, каком-то уже сознательном они даже, может быть, и должны отойти на какой-то момент, чтобы потом вернуться, и я понимаю, что этот момент, когда будет отход и какие-то сомнения и вопрошания собственные — это вообще нормально, не надо пугаться, не надо его насиловать своей верой, своим авторитетом, это уже все-таки такие взрослые люди, я понимаю для себя, но это не мой рецепт, а святоотеческий: надо за них молиться, материнская молитва творит чудеса, чтобы Господь их вразумил, открыл сердце, чтобы они выбрали не путь смерти, а путь жизни, что есть Христос и жизнь по совести, а там уж как Бог даст, но в любом случае они наши дети и никто, даже лучшие священнические семьи не застрахованы от того, что дети могут выбрать какой-то, может, даже страшный путь, мы не знаем этого. Опять же, отталкиваемся от «делай что должно и будь что будет».
А. Леонтьева:
— Ребят, вопрос, который мы часто тут задаем, когда говорим о семье, вот мы вас слушаем и сколько времени, вы такие красивые, у вас все так хорошо, кажется, что просто идеально, можно спросить, вот какой у вас рецепт семейного счастья? У нас коллекция просто таких, какой-нибудь простой.
Н. Сарабьянов:
— Доверять друг другу, уважать.
М. Сарабьянова:
— Юмор. Нам очень повезло, что мы не только в одном направлении идем и смотрим на жизнь одинаково, разделяем одни и те же ценности, это самое основное, а так вот юмор, потому что я очень люблю пошутить, свекровь — особый почитатель моих шуточек, они бывают довольно остры и колки в какой-то момент, ну и мы с Колей друг друга понимаем с полуслова, это может быть даже смска из одного слова, но уже это смешно, это так разряжает обстановку, ну и вообще, на самом деле есть большие плюсы в Колиной работе еще, что он часто уезжает, он погружается в свой мир, у меня тоже свои интересы, и мы просто отдыхаем друг от друга, просто психологически разрядка такая симпатичная, мне кажется. Я не знаю, как живут, например, семьи, муж с женой вместе дома и, например, они коллеги по работе, то есть те, которые слеплены 24 часа в сутки, мне кажется, это тоже большое испытание как раз. И еще хорошо, сначала, когда мы поженились, я переживала, что я не из музыкального мира, я себя чувствовала не в своей тарелке, потому что когда я вошла в этот мир, там большое количество, от родственников до близких друзей, очень талантливых людей, и женщин, и девушек, от певиц, актрис до художниц, правда, потрясающие и очень симпатичные все, я очень переживала, что я вот не умею чего-то такого, петь, рисовать, у меня до какого-то комплекса это уже доходило, Коля говорил: да слава Богу, очень хорошо, что ты совершенно из другого мира, наоборот. И очень точно это подметил Колин папа, когда мы поженились, это было восемнадцать лет назад уже, он сказал: «вы, с одной стороны, очень разные, но, с другой стороны, вместе идеально получается, как пазл складывается и когда вы вместе, получается хорошо», вот такой рецепт.
А. Леонтьева:
— Я не удержусь, Коль, я прочитала где-то, что когда, прости, я не запомнила всех имен, когда Константин Бальмонт хотел войти в крепкую купеческую семью твоих предков, они были в огромном ужасе, потому что, во-первых, поэт, во-вторых, дворянин, это правда?
Н. Сарабьянов:
— Ой, это надо у моей мамы спросить, она очень подробно все это помнит и у нее есть много интервью в интернете по этому поводу...
А. Леонтьева:
— Это, видимо, я с твоей мамой интервью в интернете и прочитала, Наталья Бруни.
Н. Сарабьянов:
— Наталья Ивановна Бруни, да, она рассказывает много интересного и о философском пароходе, на котором прабабушка покидала Россию, с Бердяевым на этом корабле, там очень много интересных подробностей, до революции жила наша семья, потом в эмиграции во Франции, где моя двоюродная бабушка родилась, которая меня направила в музыку, потом они вернулись в Россию, в общем, там очень интересно.
А. Леонтьева:
— Я думаю, что это тема для новых программ.
Н. Сарабьянов:
— Я подготовлюсь, пересмотрю все мамины интервью.
А. Леонтьева:
— Дорогие, большое спасибо, что вы к нам пришли, рассказали о своей прекрасной семье.
Н. Сарабьянов:
— Спасибо.
М. Сарабьянова:
— Спасибо вам.
А. Леонтьева:
— Напомним, что с вами была Анна Леонтьева...
К. Мацан:
— Константин Мацан. Николай и Мария Сарабьяновы сегодня с нами и с вами были в программе «Светлый вечер», спасибо еще раз огромное, до новых встреч на волнах светлого радио.
Все выпуски программы Светлый вечер
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов