
У нас в гостях были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о верности в семейных отношениях, какое разрушительное действие на семью и душу человека оказывают измены и как покаяние и помощь Божья могут спасти отношения супругов.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Добрый вечер, дорогие.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв и Н. Кузьмичёва
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Хором заговорили — можно, кстати, так и оставить, на программе так хором и отвечать. У нас сегодня такая тема — мы, может быть, высоко взяли, но, мне кажется, она такая всеобъемлющая, очень актуальная и на самом деле очень жизненная: вера и верность — однокоренные слова, которые друг друга поддерживают, перекликаются. Отец Дмитрий очень трогательно рассказал до эфира про то, как в начале Великого поста мы все стояли, или кто-то дома читал Канон Андрея Критского, сложнейшее на самом деле произведение. Епископ Критский Андрей был необычайно образованным человеком, и в этот канон он поместил такое количество своих знаний. То есть когда ещё евангельские идут слова, ассоциации, мы ещё всё понимаем. Дальше — я каждый год всё равно лезу и напоминаю себе, о ком речь, собственно, идёт. И тут как раз идёт очень часто речь о верности, в том числе о супружестве. И ты сказал, что у тебя какие-то были новые мысли именно вот в этот пост.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Как-то так случилось, что на протяжении уже многих лет приходит Великий пост. Он, как зима, приходит всегда внезапно для христианина, для христианской души, хотя к нему есть подготовительная неделя, но тем не менее он как-то раз — и накрывает тебя. Но вот именно почему-то в этом году, читая канон Андрея Критского, первый раз как-то за всё это время я по-настоящему его пропустил через своё сердце. А учитывая то, что канон соткан из образов, которые нам даёт Андрей, преподаёт образы Ветхого Завета, в первую очередь. И, конечно, упоминание постоянно, отсылка ко Христу. И это разговор с душой, которая не соблюла именно верность во многих аспектах, и плач об этом, что вот, душа моя, ты должна была сделать так-то и так-то, но не сделала, уподобилась тому-то и тому-то, посмотри, как сделал Давид, например, который был устрелён стрелой прелюбодейства, но при этом он покаялся, а ты не покаялась, душа моя. И вот этот плач, постоянный плач такой, что вот человек, исходя из вот этих вот образов, должен обратиться непосредственно к Богу за исцелением. И вот получается таким образом, что верность Богу — это один из основополагающих таких моментов вообще верующего человека, христианина.
Потому что без веры и без верности Богу нет спасения. И это, оказывается, касается напрямую отношений, когда мы находимся в браке. Почему? Потому что очень много образов, которые преподаёт и даёт божественный Андрей в своём каноне, это образы, связанные, в том числе, и с изменами, с осквернением, с блудными грехами. Вот эта тема повторяется, потому что, согласно Священному Писанию, блуд, например, рассматривается, и в Ветхом Завете, как именно измена Богу. То есть народ Израиля отступает к языческим обрядам, и через пророков Господь их пытается как-то привести обратно через слова пророков. И вот блуд и измена, то есть измена Богу, звучат таким неким рефреном в словах пророка. И как раз Андрей Критский говорит о том, к душе обращается, что ты именно блудодействовала с такими-то. Я сейчас не буду приводить эти образы. Канон громадный, поэтому Великим называется. Я думаю, что если мы с вами, как верующие люди, семейные люди, находящиеся в супружестве, вот эти образы пропустим через себя, наверное, мы должны всё-таки понять, что, оказывается, и верность Богу, и верность друг другу — это вещи соединённые. Наверное, так.
Н. Кузьмичёва
— Да, это на самом деле тема, очень не только созвучная, она взаимосвязанная, потому что живая вера, когда ты понимаешь, что Господь рядышком, что Господь слышит тебя, что Господь присутствует в твоей жизни, конечно, подогревает верность. Верность, в первую очередь, Богу, когда ты понимаешь, что Господь... Вот, знаете, когда любишь кого-то, то ты очень боишься этого человека потерять, огорчить. И вот такая же ситуация с верностью Богу. То есть если ты хотя бы раз почувствовал близость Творца, Его присутствие в своей жизни, то потом это очень боишься потерять. Очень боишься потерять вот эту тоненькую ниточку с Творцом. Наверное, это высокая планка, но каждый из нас, приходя к вере в этой жизни, наверное, чувствует в своём сердце, что это Господь его позвал. То есть вот это чутьё у всех есть, иначе бы мы не были верующими людьми. И вот, смотрите, потерять вот эту связь внутреннюю — это для искренне верующего человека очень страшно. Кстати, святой Андрей об этом и говорит. В каноне вот это просто слышится, что он плачет и страдает, что он потерял связь с Богом, в первую очередь.
А. Леонтьева
— И ты такой слушаешь и думаешь: ну ничего себе, если божественный Андрей потерял связь с Богом, то что ты вообще тут делаешь? И часто накатывает такое чувство, честно говоря, в какие-то моменты даже до уныния. Вот у вас такая очень целостная история вашей семейной жизни, а вообще очень большое количество людей, которые слушают, из них же первый есмь аз, провели бурную юность, много накосячили в этой жизни — простите за этот подростковый сленг. И как бы вот не дойти, так сказать, до края уже отчаяния? Потому что, я говорю, если такой святой человек написал вот этот душераздирающий канон, на котором мы все иногда и плачем, понимая, как нам далеко до такой высоты, ну и в то же время, может быть, это какая-то помощь. Ещё я хочу сказать, что хорошо тем, кто первый раз и навсегда, так сказать, дал обет друг другу, если мы говорим о супружеской жизни. Вот так, к счастью, произошло в вашей чудесной истории матушки Ники и отца Дмитрия. Вы оба были верующими уже людьми, когда встретились. К сожалению, не у всех так получилось. Вот вы ведёте супружеские встречи. Семьи приходят к вам в кризисном часто состоянии, в состоянии выгорания, на грани развода и так далее — об этом мы говорим в программах. Есть ли такие случаи, когда светская психология, какая-то неправильная, такая популярная психология: вот у вас кризис, может быть, как-то вот изменить друг другу? — будет с чем сравнить, может быть, драйв, какой-нибудь придёт — бывали такие ситуации?
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, вот буквально недавно совсем получилось так, что с какой-то периодичностью несколько семей — вот матушка не даст соврать — около четырёх, как-то они попались нам за последний месяц. Причём все, можно сказать, как вот врачи говорят, с одним и тем же диагнозом духовным. То есть начался кризис, и люди обратились к светским психологам, которые им посоветовали друг от друга, так сказать, отдохнуть, развеяться, погулять, якобы для укрепления их каких-то там...
А. Леонтьева
— Это не просто светские, это какие-то были всё-таки очень странные психологи. Не хочется прямо называть их психологами.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— По крайней мере, эти люди уже, которые попали к нам, об этом говорили.
Н. Кузьмичёва
— То есть, да, мы не будем как бы осуждать всех психологов — все люди разные, — но вот такая ситуация была.
А. Леонтьева
— Вообще не будем осуждать психологов, мы осуждаем сам совет.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, сам подход. Причём, в силу моей последней занятости на приходе в этот месяц, так как мы ведём эту программу и центр у нас «Диалог в семье», они обращались непосредственно к матушке Нике — или на программу записаться, или как-то что-то сделать с их состоянием. Почему? Потому что, честно говоря, люди в таком плачевном состоянии оказались, что там уже как раз из-за нарушения верности друг другу — вроде бы, казалось, ну, сходили налево. Потом они могли прийти, может быть, где-то покаялись, поисповедовались и так далее. Но след вот этих измен же остался. И мне так показалось — матушка Ника более мягкое определение даёт, — что даже у одной пары там уже началась психиатрия. То есть там уже, вследствие вот этого, надо обращаться к специалистам другого профиля, чтобы просто их сбалансировать. Поэтому это к вопросу о психологах и психиатрах — специалисты нужны.
А. Леонтьева
— Специалисты нужны друг другу.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, правильные. Но тем не менее, что вот сам подход оказался для этих семей плачевным.
А. Леонтьева
— Напомню нашим радиослушателям, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Матушка хотела рассказать про эти кризисные ситуации.
Н. Кузьмичёва
— Здесь такая ситуация была, что, действительно, тут, наверное, ни для кого не секрет, что во всех журналах, особенно во всех интернет-программах и так далее, к сожалению, это всё цитируется, это всё предлагается и говорится о том, что это всё нормально и что ничего не будет, и что это всё будет хорошо и весело. Но знаете, если смотреть с духовной точки зрения, то любой грех сначала кажется очень сладким, а в результате оказывается очень-очень горьким внутри. И те люди, которые к нам приходили, вот было странно, что у них примерно одна и та же была ситуация. То есть мужья, когда у них какие-то возникали нестроения, обращались действительно — бывает такое, что психолог психологу рознь, — и вот посоветовали мужу пойти и развлечься. И что самое страшное, что человек как бы... вот в одной из семей муж сначала ушёл, вроде как был на стороне, и потом предложил своей жене. И вот женщины, которые приходили, плакали. Они говорили о том, что они очень долго на это не соглашались. Но самое страшное было, когда оба уже согрешали и понимали, что теперь ехать дальше некуда. То есть там не то что разбитое корыто, а там разбито всё вдребезги вообще полностью, семья уничтожена. С другой стороны, я просто удивилась, наверное, и восхитилась решимостью этих людей. То есть они каким-то чутьём, какой-то интуицией понимали, что дальше им может помочь только Бог. И вот они шли в храм... уже даже не шли, а они туда фактически, превозмогая какие-то жуткие трудности, приползли. Затем, что «Господи, Ты можешь только сейчас вот эту ситуацию разрешить, больше, наверное, никто». И, конечно же, там были и взаимные обвинения, с чего это началось, там были и взаимные обиды, которые не хотели друг другу прощать. И, конечно же, уже вот эта обоюдная измена, которая очень страшна. И при этом изо всех сил старались люди, потому что они как бы поняли, что они огромный какой-то дар потеряли — они потеряли то, что имели.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Я бы сказал тут даже не то что потеряли, а когда человек вот эти красные линии начинает переходить, он это расплёскивает. Вот Бог наполнил супружество сосудом благодати. Вот этот сосуд, сперва с водой, которая должна стать крепким вином, по мысли евангельской — чудо Господа Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской. То есть мы же наполняем вот эти сосуды каменные, иссохшие водой — это наши дела, наши поступки. А далее вот эта крепость вина набирается с годами.
А. Леонтьева
— Господь тут, получается, претворяет это дело.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да. И часто человек вообще не понимает, что такое дар супружества, супружеских отношений — вот насколько это надо ценить. Я даже могу сказать, если об образах говорить, то мы смотрим даже сейчас современные наши даже хорошие сериалы русские, российские — вот сериал, где показаны брутальные мужчины, которые там совершают подвиги, спасают людей и так далее. Что касается там отношений именно в семье, в супружестве, то там всё развалено: или изначально измены показаны, неверность друг другу и так далее. Оказывается, что образ-то не создаётся положительный супружества и семьи. Соответственно, если мы касаемся людей, которые в начале пути согрешили, потом ещё, или то, с чем мы сталкиваемся, то оказывается, что тоже очень важно, какими человек напитывается образами. Если это уже внедрено как идея с экранов, с интернета, с телевидения, с журналов, на что опереться? То есть верность как категория не рассматривается. То есть можно изменить, уйти. Мне стало плохо, мне стало некомфортно с тобой жить, я пойду на сторону, потому что я любовь потерял или ещё что-то расплескал, ты мне там любовь не даёшь, не знаю, вот разбросанные носки, незакрытые тюбики — всё что угодно, то есть быт начался. Как матушка сказала: претензии, обиды и так далее. Пойду-ка я туда, где легко. А ведь супружество и наполнение водой сосудов — это же труд определённый, а трудиться-то что-то и не хочется над этим. Потому что надо всё легко пройти. Как мы уже много раз об этом говорили: ведь брак — это же легко, это же комфорт, в первую очередь.
А. Леонтьева
— Да. Прошу прощения, матушка, прям три копейки свои вставлю. Просто отец Дмитрий сказал про кинематограф — я как раз так посматриваю, как пишут сценарии сейчас — вот это всё. И я понимаю, что на самом деле очень сложно снять смотрибельное, как говорится, кино про что-то положительное, должен быть обязательно конфликт там, какие-то падения. Я думаю, что можно, но просто я тоже вот в раздумье о том, как вот можно написать сценарий, например, к фильму, который бы выводил к образу семьи — верной и счастливой семьи.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Вот, к сожалению, как говорят, этого контента у нас не хватает, с точки зрения правильной идеологии. Но когда мы, например, смотрим на наших, так сказать, сейчас оппонентов, не оппонентов, людей из-за границы, на то, что делают они, и, например, берём католическое кино христианское и протестантское. Ну уж вот нам, так сказать, до них далеко, серьёзно. Потому что вот у них есть целый пласт кинематографа, фильмов, где показаны именно положительные образы. И вот я что хочу сказать, с точки зрения верности и борьбы за верность: много таких фильмов могу назвать, как люди боролись и борются там, по крайней мере такой образ создан, за супружество. И оказывается, что это на уровне государства, на уровне страны можно всё сделать, если захотеть, то есть вкладывать деньги в эти истории. И можно эти образы создавать положительные. Вот они, например, это делают почему-то, а у нас вот этого не хватает.
Н. Кузьмичёва
— Ну да, это, кстати, вот такой фильм хороший — это можно прям вот сказать, тоже в силу перевеса. Есть такой фильм «Огнеупорный» — старый протестантский фильм о том, как вот семья пожарника, и как они преодолевают трудности. Это очень интересно. Пошагово можно посмотреть, как преодолеваются трудности.
А. Леонтьева
— Да, вы мне его посоветовали, я посмотрела с удовольствием. Его смело можно рекомендовать.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Замечательный фильм «Военная комната», или «Комната войны» по-другому он называется. Там супруга молится Богу... основной рефрен о том, чтобы Бог дал благодать мужу. То есть она молится как бы не за мужа, с точки зрения, что давай меня полюби и так далее, а чтобы благодать вернулась в семью. И кажется, с одной стороны, что это кино такое для нас, православных людей, которые воспитаны в духе святоотеческой традиции, Андрея Критского, вроде бы это наивное что-то такое. Но оказывается, ты понимаешь, как этого не хватает нам. Почему? Потому что у нас есть замечательное наше русское кино, советское даже кино — можно там найти образы. Например, вот фильм с Гундаревой и Проскуриным «Однажды двадцать лет спустя» — о многодетной маме. Замечательный образ, почему его не транслируют? Почему таких фильмов не снимают сейчас?
А. Леонтьева
— Да, он как бы без такого подтекста религиозного, но он просто классный.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, совершенно верно. А это же создание образа. Вот то, о чём Андрей Критский говорит: я потерял эту благодать и я изменил тебе, Господи, вот с тем-то и с тем-то, как этот и этот, восстанови меня. И оказывается, если мы всё время об образах говорим — это очень важный момент, — без образа, преподанного, ретранслированного, усвоенного, мы не сможем никому ничего объяснить. Вот если касаться кинематографа, у нас тоже есть хорошие фильмы сейчас о семье, но всё это как бы рассматривается всё-таки через некую какую-то призму греха. То есть человек совершил какой-то грех, он пришёл в раздрызганном состоянии в храм, там ему помогли. Ну, например, девушка не совершила аборт, потому что пришла в храм, священник ей занялся и так далее. Но лучше же говорить о том, что вот этого греха не совершилось, то есть профилактика. Почему? Потому что вот человек остановился, не изменил.
А. Леонтьева
— Да, есть совершенно душераздирающий фильм про аборты, кстати, но там вот прям на разрыв аорты.
Н. Кузьмичёва
— Знаете, давайте вернёмся. Вот мы начали с того, что к нам приходят такие семьи. И они именно что приходят вопреки, когда уже всё разбито, все расплёскано. И всё-таки человек понимает, что кроме Бога ему никто помочь не может. И как раз разговор-то начинаем мы с того, чтобы оба супруга повернулись к Богу. Если между супругами не стоит Господь, то между ними обязательно встанет другой, противоположный ему. И этот противоположный будет разрушать семью до конца. И первое, что просим как раз таких супругов, это вспомнить о том, что между ними должен стоять Господь, между ними должен стоять Господь Иисус Христос. Просим начать молитву кратенькую друг за друга. Вот эта замечательная молитва Амвросия Оптинского, когда ты молишься: Господи, помилуй мужа моего (например, Александра) и помилуй меня святыми его молитвами. Молитва кратенькая, но она очень действенная. Даже если ты понимаешь, что молитвы мужа или жены в данный момент совсем не святые. Но Господь волен всё исправить. Дело всё в том, что если даже в этот момент молитва твоего супруга не святая, но ты уже вручаешь как бы его в руки Божьи. И Господь же видит всё от начала и до конца. Кто знает, что будет в конце жизни у каждого человека? Вот этот момент, как говорится, первый шаг, с чего надо начать. Потом, конечно, предлагаем приехать к себе на программу «Диалог в семье». И там уже супруги именно что очень последовательно прописывают свои отношения, учатся выстраивать диалог, который потерян. И учатся при этом беспрерывно общаться, преодолевать какие-то моменты, общаясь с Богом, то есть обращаясь к молитве. Вот это, наверное, так скажем, что можно сказать.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. У микрофона Анна Леонтьева. «Семейный час» продолжится через минуту.
А. Леонтьева
— «Семейный час» продолжается на Радио ВЕРА. С вами по-прежнему Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Тема нашей сегодняшней программы «Вера и верность». У меня такой личный вопрос к паре отец Дмитрий, матушка Ника. Вот ваша семья создалась очень давно. Сколько вы вместе? — напомните нам.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— 35 лет.
А. Леонтьева
— И вы оба — молодые, красивые люди. Наверняка на этом пути встречались тоже какие-то искушения? Простите за этот вопрос.
Н. Кузьмичёва
— Совершенно хороший вопрос такой, потому что, конечно, кажется иногда, что мы так, как наши друзья смеялись, выросли, сразу поженились и всё у нас было хорошо и счастливо. Нет, каждая семья всегда преодолевает испытания и искушения. Этого не надо даже бояться, потому что Господь каждое испытание для того и посылает, чтобы бы нам, преодолев их, быть только сильнее, чтобы лучше понимать крепкую руку Господа, за которую надо взяться и держаться. Мы, когда только-только познакомились и поженились, отец Дмитрий тогда занимался тяжёлой атлетикой, был такого атлетического телосложения молодой человек с ярко рыжими волосами.
А. Леонтьева
— Мы всё ещё видим последствия этих занятий.
Н. Кузьмичёва
— Причём такие волосы ниже плеч, волосы просто такими крупными кольцами. Я занималась конным спортом тоже. Достаточно, так скажем, внешне мы выглядели очень хорошо. И с нами совершенно спокойно пытались познакомиться и девушки, и молодые люди. И с девушками, и с молодыми людьми мы спокойно могли вступить в разговор. И вот незаметно друг для друга мы вдруг поняли, что страшно ревнуем друг друга — страшно просто. То есть вот это чувство ревности, которое разъедает изнутри, как кислота, которое вползает сердце, и ты даже не успеваешь заметить, когда оно появилось — вот это недоверие друг к другу и чувство ревности. Причём после того, как входит в жизнь вот это недоверие, это же начинаются, соответственно, и какие-то раздражения, и скандалы. Это всё туда, целый букет входит в этот момент.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Даже получается, что потом это на уровне помыслов начинает работать.
Н. Кузьмичёва
— Да, совершенно верно.
А. Леонтьева
— То есть зацепляют тебя ребятки-то.
Н. Кузьмичёва
— Да, то есть там помыслы, даже чего нет — ты начинаешь додумывать за другого человека то, чего он не совершал, то, чего он никогда не делал. И я помню, как мы пришли к — сейчас он уже схимонах Селафиил, а тогда он был иеромонах Филарет — мы связаны, слава Тебе, Господи, вот благодарим Бога, что мы связаны с Оптиной пустынью. Получается, что буквально вот мы в январе повенчались, а в августе того же года отец Дмитрий уже служил на Оптинском подворье в Останкино звонарём. И вот с этой серьёзно такой разъедающей ревностью мы пришли на Оптинское подворье и обратились к иеромонаху Филарету. Батюшка очень такой был трогательно переживающий за того, кто к нему пришёл. И он нам посоветовал друг другу рассказывать всё, до помыслов — представляете? Вот всё, о чём ты... фактически это исповедь перед друг другом.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Можно сказать, такая совместная исповедь.
Н. Кузьмичёва
— Да, совместная исповедь. То есть это очень такой, скажем, момент — конечно же, выстраивается доверие, но это очень тяжело. То есть я бы не всякому посоветовала это делать.
А. Леонтьева
— Только посоветовавшись с духовником.
Н. Кузьмичёва
— Да, только под присмотром духовника.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Для нас это сыграло положительную роль, потому что, во-первых, он очень чётко подошёл к этой проблеме, не стал там куда-то залезать сам. Фактически это было такое прописывание дневников друг другу — мы делились. Вот опыт деления этот своим состоянием душевным, на уровне чувств, помыслов, как раз сыграл положительную роль такую в наших отношениях, и как-то это стало уходить. Но, конечно, мы всё-таки не старались повода всё равно к ревности давать. Потому что там такое было внешнее воздействие, часто бывает, с точки зрения, что кто-то там знакомился, и ты с ними знакомишься — мы же все молодые были.
А. Леонтьева
— Да, у вас большой круг общения.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, большой круг общения, все молодые, все, так сказать, здоровые, живые. Поэтому для нас это сыграло положительную роль. Конечно, это и молитва, и причастие совместное — вот Литургия.
А. Леонтьева
— То есть, вместо отдаления, получилось, что вы очень сблизились.
Н. Кузьмичёва
— Да, это пророк Иаков говорит: признавайтесь друг другу в проступках.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Апостол Иаков.
Н. Кузьмичёва
— Простите, да, апостол Иаков говорит: признавайтесь друг другу в проступках и молитесь друг за друга. Вот в тот момент это прям для нас было такой палочкой-выручалочкой. И нам это дало потом максимальное доверие. Кстати, ещё могу сказать, что очень много мы почерпнули из дневников царской семьи. То есть мы дневники царской семьи знали и читали ещё задолго до их канонизации. Наш близкий друг приносил из ленинской библиотеки вот эти копии. Он писал самую первую книгу о царской семье. И он приносил копии вот этих листов, выдержки такие некоторые. И мы, читая тогда ещё дневники царской семьи, на самом деле поняли, во-первых, что они святы. Я об этом говорила, и я могу это повторять. А потом, мы очень хорошо как бы почерпнули вот эту верность друг другу, чтобы с ними ни происходило. То есть люди были верными друг другу просто до смерти, они настолько друг другу доверяли, они настолько друг друга поддерживали. И мы прям зачитывались вот этими дневниками. И, конечно же, пытались воспринять, что мы могли тогда воспринять. Это с годами как бы ещё более ты воспринимаешь, но тогда, насколько можно было воспринять, мы старались почерпнуть вот эту нужную нам информацию.
А. Леонтьева
— Отец Дмитрий хотел что-то прочитать? Зашуршали страницы.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Мы такие принесли с собой выдержки из этих дневников. Это книга о семейной жизни Александры Фёдоровна. И как раз я хочу прочитать цитату. Она писала со стороны женщины, как она смотрит на образ жены, на образ женщины: «Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием, до которого страшно дотронуться, а нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности и отмеченной всё-таки той красотой, которую даёт душе высокая и благородная цель».
А. Леонтьева
— Так странно услышать вот это выражение «мечта поэта» от императрицы. «Мечта поэта» — это же такой современный очень образ.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Ещё одна тоже цитата, где она говорит о себе, в первую очередь: «Первым требованием к жене является верность — верность в самом широком смысле. То есть сердце её мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие — это основа верной любви». Что ещё можно больше сказать? Абсолютное доверие — это основа верной любви. Как раз потеря доверия — вот идёт трещина, вот этот разлом, когда потеря доверия. А у нас, когда мы проводим программу, у нас есть вот эта тема доверия и недоверия друг другу. Доверие — это очень хрупкая вообще вещь, даже в жизни, когда доверие даже просто чужих людей зарабатывается очень долго.
Н. Кузьмичёва
— Да, ты можешь его зарабатывать много лет, а потерять за одну минуту.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, вот за одну секунду потерять, а потом поди его восстанови. А что касается, опять же, измен, о чём мы говорили в начале. Это же не то что уже потеря доверия, а это, так сказать, уже рушится целый мир. Вот супружество — это как ядро. И когда идёт измена друг другу, или с одной стороны — неважно, — разламывается этот жизненно важный орган мира, вообще-то. Вот что такое образ супружества? То есть мы в одной из передач говорили, что есть образ будущего. И этот образ будущего может быть не сохранён, то есть в поколении в семье, когда будут разводы, уже есть дети, которые наблюдают эти разводы. И это история с продолжением, которая коснётся не только супругов, а коснётся целый род и поколения, которые потом могут вот этот образ будущего не воплотить, потому что будут потеряны целеполагания. Вот просто не сохранили верность, оказывается, друг другу. Так друг от друга погуляли, сходили на сторону...
А. Леонтьева
— И не покаялись.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Да, и не принесли, что очень важно, покаяние, не принесли плоды покаяния. И интересно, что если мы обратимся, опять же, к канону Андрея Критского — идёт Великий пост, — там эта дверь не закрыта в каноне. Не закрыта в каком плане — то есть там есть выход. Какой? Выход во Христе, в покаянии — вот о чём, Аня, ты говоришь. Именно в покаянии, в каком плане — даже если... вот человек может в любых грехах валяться, в любых, как в каноне сказано, «в калу», душа «окаляхся», то есть в калу мы валяемся духовном, то, оказывается, тоже есть выход. Какой? Принести покаяние, начать вот это восхождение. Но без Бога это сделать невозможно.
А. Леонтьева
— Я хочу вспомнить нашего любимого Евгения Андреевича Авдеенко, его беседу со старшеклассниками, которую тоже, по-моему, я вспоминала на радио. Как старшеклассники задали ему вопрос: а что это ваш Бог такой строгий, что и как-то погулять нельзя? И он опустился, так сказать, на уровень их и с этого уровня стартовал. То есть он в этот момент сам себе сказал: «Или я не буду педагогом никогда, или я всё-таки постараюсь ответить на этот вопрос». И он рассказал про то, что мы знаем, вот это вот — когда люди вступают, по молодости или по невоцерковлённости, или ещё по чему-то, друг с другом в интимные связи, так сказать, безбрачные, то образуется такая целая сеть, где все люди как бы связаны между собой. Вот у этого мужчины там было пять женщин, следующая женщина связана с этим... и вот так ком нарастает вот этой такой блудной сети. И подросткам он сказал следующую вещь: «Для того, чтобы выбраться из этой сети, нужно найти специалиста, который сможет отрезать все невидимые связи, что вас опутали. Этот специалист должен был пройти специальную подготовку, иметь инструменты, чтобы вас буквально из этой сетки вырезать. Этот специалист кто? Какая бабка? Нет, я вам точно говорю, что бабка вам не только не поможет, а хуже сделает, — это, видимо, дети отвечают. — Конечно, священник имеет власть от Бога эти греховные связи резать. А как называется операция, когда от вас отрезаются грехи? — исповедь». То есть он таким вот подростковым языком буквально объяснил детям очень наглядно, как их вырезают вот из этой сетки.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника.
Н. Кузьмичёва
— Ещё хочется сказать, что когда так вот обращаются люди, и говоришь им, что, действительно, если повернётесь к Богу, то Господь может даже, как сказано, если даже одежды твои, как пурпур, — как снег убелю. То есть Господь может на самом деле любую ситуацию действительно повернуть таким образом, что люди могут вернуть себе... причём, вы знаете, у нас вот есть соведущая пара, которая нам помогает вести. Там же у нас никто про себя ничего не рассказывает, кроме нас и ведущих, которые нам помогают. И вот они свидетельствуют о том, что у них был такой тяжеленный момент в жизни, когда они фактически изменили друг другу, разошлись. А потом они нашли в себе силы с Богом соединиться. И они свидетельствуют о том, что вот эта любовь, которую они имеют сейчас, она у них... даже вот, знаете, они говорят, что вот только сейчас, пройдя вот такие страшнейшие испытания, они поняли, насколько вот Господь может вот этот дар любви не то что вернуть, а его как бы приумножить. А я ещё, знаете, когда к царственным мученикам обращаюсь, понимаю, насколько же у них была вера в Бога высокая, насколько они понимали, Кто податель всего. Я говорила уже, наверное, и ещё раз повторюсь, что царь Николай знал, что его семья умрёт вместе с ним. И наверняка царица Александра знала это тоже. И насколько они всё равно старались максимально потрудиться Богу, независимо от того, чтобы с ними ни происходило. Несмотря на то, что была страшнейшая клевета на них, что их не понимали, что воспринимали некоторые такие их действия как чудачество. Это же мало кто из очень высоких особ мог пойти в госпиталя. И ведь царица вместе с царевнами ходила в госпиталь.
А. Леонтьева
— Да, читаешь эти письма, которая она пишет императору Николаю, что сейчас я пойду — приехала партия раненых, девочки сегодня без меня обошлись и так далее.
Н. Кузьмичёва
— Да, то есть они служили людям, они перевязывали раны, они обрабатывали гнойные раны, они трудились наравне с простыми санитарками. Они старались этим людям помочь, как могли. Они учили этому своих детей, они не чуждались этого горя людского и старались помочь — чем можем, тем, как говорится, при жизни поможем.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Я даже хочу зачитать, опять же, её образ женщины — может быть, для многих женщин это тоже такое некое подспорье: «Женщина, чьё сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в её силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества». Это тоже, кстати, к верности, потому что она так это понимала: «То есть женщина наделена даром сочувствия, деликатности и умением вдохновлять», — вот, оказывается. То есть это тоже такой путь к верности. Потому что часто бывает таким образом, о чём матушка говорит, что вот они были верны друг другу, разделяли груз забот. Вот она об этом пишет, что супруги должны разделять груз забот друг друга. А получается так, что вот эти наступают в семье кризисные ситуации, которые потом перерастают в измены, это тоже есть такой процесс атомизации. То есть это моя сфера деятельности, а это — твоя. Всё, вот мы занимаемся только своими хотелками. А, к сожалению, современный мир на это настраивает. Мы часто об этом говорим, будем повторять это — наше комфортное житие, наш эгоизм и так далее — всё же оттуда, ноги растут оттуда, из страстей. И вспоминаем канон Андрея Критского — «любострастными стремлениями». Вот эгоизмом человеческий организм поражается духовный. А если он поражён в семье, и супруг и супруга, муж и жена не хотят с этими вещами справляться и не помогают друг другу возрастать, то как тогда можно что-то выстроить, какие отношения? Какая может быть друг другу верность? И верности Богу не будет, потому что, если мы Богу доверяем... то есть вера — это есть полное доверие. Поэтому здесь в этом проблематика жизни нашей: как это всё выстроить?
А. Леонтьева
— Ты знаешь, то, что ты прочитал вот про женщину — сочувствие, деликатность и умение вдохновлять — это прям какими-то такими пламенными буквами можно записать в душе, когда вот ты думаешь, что у тебя будет счастливый брак. Я ещё хочу, знаете, сказать какое наблюдение? Я вижу, что очень часто, когда люди вот так постепенно-постепенно разбегаются, начинается вот это движение от центра, или кто-то, это чаще всего они также или оба, или один из супругов отходят от Бога. То есть вот сначала начинается такая ирония, что вот ты со своим Богом, или что-нибудь такое. А дальше как бы больше. И если вот это движение назад произойдёт у обоих, и если есть любовь, как бы лукавый цепляет, цепляет вот за эти вот штуки — ревность, недоверие — и пошло, пошло. Всё же это такие лазеечки, которые мы открываем. Но если как-то имеет место обращение к Богу, то очень часто ситуация... я просто видела такие ситуации вот напрямую. Причём, знаете, вот я видела ситуацию, когда молодые люди разбежались — вот они уже без пяти минут должны были пожениться, но они разбежались. И девушка обратилась к Богу, прям вот буквально со слезами пошла в храм. И они снова сошлись. И всё: Господи, спасибо, всё нормально, — и они опять разошлись. То есть как бы вот был момент, когда можно было, наверное, спасти вот этот союз. Это прям было у меня на глазах. И всё — вот как бы перестали обращаться, и всё.
Н. Кузьмичёва
— На самом деле всё зависит от решимости друг друга идти к Богу и за свою семью, за своё супружество бороться. Это свободная воля человека — её даже Господь не нарушает. То есть бывает такое, случается, что один просто говорит о том, что, нет, я с тобой не буду — и люди расходятся. То есть, знаете, вот удивительно: Господь дал нам свободную волю, и Он её не нарушает. Но, соответственно, мы не можем, как говорится, сломать волю другого человека — нам это не дано. И вот, знаете, у нас же тоже большой опыт знакомых и друзей. Когда приходили как раз друзья или знакомые, и вот произошёл у них такой страшный разрыв. Что можно посоветовать человеку, у которого разрушился весь мир? Что можно сделать этому человеку? Если есть дети, то лучше обратить всё внимание на детей. Если детей нет, то очень хорошо лечит, когда ты идёшь в госпиталь, например, и ухаживаешь за ранеными, или ты идёшь в больницу, где ты ухаживаешь.
А. Леонтьева
— Сегодня это снова, как никогда, актуально.
Н. Кузьмичёва
— Если нет времени и возможности в госпиталь пойти, то ты можешь пойти в больницу, где лежат люди, уходящие в тот мир: тяжело больные, с онкологией. Я просто это знаю, потому что это проходили некоторые из наших знакомых. Они шли в больницу, и они там, помогая человеку, который тяжело болеет, возвращались обратно к жизни.
А. Леонтьева
— То есть это не общие слова, ты просто видела, что это происходило.
Н. Кузьмичёва
— Я не буду называть имён, но я на деле знаю, что это очень помогает. Когда ты от собственной беды, от собственного горя отходишь именно тем, что ты начинаешь помогать тому, кто уже стоит одной ногой на пути в иной мир. Наверное, так.
А. Леонтьева
— Я хочу ещё сказать, что всё-таки мы вот сегодня вспомнили нашего Евгения Андреевича. И в каждый пост хорошо повторять чудесные его беседы на Книгу Бытия, на Адама и Еву, на вкушение от Древа добра и зла, где он подробно — не буду так подробно описывать — описывает восемь ступеней греха, целых восемь ступеней. И в конце говорит о том, что из этих восьми шагов всего лишь один шаг назад к абсолютному прощению и абсолютному, так сказать, чистому листу, к абсолютному новому старту — это покаяние. То есть если нас слушают люди, которые, как, в общем, и я, как и очень многие, проделали эти восемь шагов когда-то или сейчас, то вот этот шаг назад настолько... Когда я переслушиваю в пост эти беседы, у меня каждый раз прям слёзы от этого. Он так хорошо об этом рассказывает — всего лишь один шаг. Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Ну, конечно, потому что у Бога-то двери не закрыты для нас. В первую очередь, обратимся к образу, где Христос стоит около двери, а рядом, с Его стороны, ручки нет: «Стою и стучу. Человече, открой. Адам, где ты?» То есть Бог всегда взыскует человека в целостности его, пытается его найти, обрести. То есть когда тот же Евгений Андреевич говорил, когда Господь взывал к Адаму — когда читалась паремия о сотворении человека, о грехопадении. Как раз я всегда после слов Авдеенко обращаю внимание на слова Бога: «Адам, где ты?» То есть вот это ударение — «где ты?» — то есть не под каким кустом ты сидишь, а в какой степени ты духовной находишься, откуда тебя вызволять?
А. Леонтьева
— «Откуда тебя вызволять?» — хорошо сказано.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— Знаете, человечество в целом и супруги, мы всё время проходим эту схему райского сада. То есть отрицание, попытка спрятаться от Бога и отвернуться от... как Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала, и я ел», — то есть переложить некую ответственность с себя. То есть и это же разделение, атомизация — она тогда в раю началась. И Бог это прекратил. Прекратил это окончательно Христос. Вот очень важно понимать, что во Христе мы должны соединяться. И как раз и канон Андрея Критского, и вся жизнь Церкви, Евангелия, Бог об этом нам говорит со страниц Евангелия, со страниц Библии, что настолько человек важен для Бога, настолько ценен, что Он его пытается спасти и вытащить из любого состояния. Он пытается зацепить в человеке то, за что можно, так сказать, его вытащить, в небеса его вознести и восстановить в первозданном образе — это очень важно. И, конечно, путь покаяния не закрыт ни кому.
А. Леонтьева
— Очень хорошо, что ты вспомнил про нашу любимую матушку Елену Триандофилову, которая была у нас также на программах — отошлю наших радиослушателей к архивам Радио ВЕРА. Матушка Триандофилова написала две тоненькие, но очень важные книжки: «Радость прощения» и «Тайна благодарения» — они такие всеобъемлющие. И я просто хотела вспомнить цитату. Как, отец Дмитрий, звучит эта цитата? «Чтобы открыть дверь в другую комнату, надо закрыть форточку»?
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— «Чтобы открыть дверь в будущее, надо закрыть форточку в прошлое, чтобы сквозняком не выдуло настоящее». На самом деле это для всех фраза.
Н. Кузьмичёва
— Знаете, ещё хочу добавить, что благодарность Богу возвышает нашу веру. Об этом и матушка Елена говорит, об этом многие святые отцы говорят. То есть умение благодарить Бога за каждый момент нашей жизни — не за всё в общем, а за каждую мелочь — оно приводит к тому, что ты понимаешь, вообще-то говоря, что Господь рядышком. Ты вот это запоминаешь — лучше это даже записывать. И ты понимаешь, насколько Господь рядышком. А это, знаете, как образно про следы на песке: «Господи, где Ты был, когда были трудности? Вот я вижу, что были следы рядышком, а потом их нет». А Господь говорит: «Я на руках тебя нёс». И, знаете, в чём абсолютно бессильны, как говорится, силы злобы поднебесной? — когда ты на какое-то зло, нестроение отвечаешь добром.
И вот я хочу ещё опять обратиться к нашим дорогим царственным мученикам. Представляете, они, уже когда были в Ипатьевском доме, то царь и царица Александра уж наверняка знали, что это конец. И как они вели себя по отношению к тем, кто их сторожил. Они так себя вели, что те, кто их сторожил, через полгода отказывались их расстреливать — им полностью заменили вот этот конвой. И есть такой царский поэт Сергей Бехтеев, который написал стих такой «Молитва». И вот представляете, в предсмертном дневнике царевны Ольги есть вот эти замечательные строки. Она, кстати, там пишет: «Отец всех простил». То есть они, уже зная, уже будучи на пороге смерти, они постарались всех простить, всех. И Ольга пишет такие... знаете, это даже тяжело представить: «И, у преддверия могилы, вдохни в уста Твоих рабов нечеловеческие силы молиться кротко за врагов». То есть они это прошли не на словах, а они это прошли на деле.
А. Леонтьева
— Слушайте, ну, начали мы немножко, так сказать, с более низких материй, взлетели в конце программы до памяти наших дорогих, молящихся, надеюсь, за нас и за наши семьи царских страстотерпцев. Спасибо большое за эту беседу. Напомню, что сегодня с нами и с вами был священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. У микрофона была Анна Леонтьева. До новых встреч, дорогие.
Свящ. Дмитрий Кузьмичёв
— До свидания.
Н. Кузьмичёва
— До свидания.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер