В 19-ом веке невозможно было встретить преуспевающего купца, который не занимался благотворительностью. А если бы такой нашёлся, он был бы обречён на одиночество. Во всяком случае, в приличное общество его не приняли бы. В те времена не помогать бедным считалось дурным тоном.
Вера Фирсанова – московская предпринимательница родилась в семье купца. Её отец заработал огромное состояние благодаря своей смекалке. Все торговые операции Фирсанова приносили ему высокие доходы. Одни Сандуновские бани, владельцем которых он был чего стоили! Вера унаследовала от батюшки предпринимательский талант. А что касается добрых дел, то отец и дочь преуспели и здесь.
Иван Григорьевич регулярно жертвовал крупные суммы на строительство церквей, больниц и школ. Помогал богадельням и детским домам. За два года до смерти он затеял проект, о котором мечтал много лет - дом для вдов и сирот. Осуществить задуманное купец не успел, за него это сделала Вера.
Её воспитывали как оранжерейный цветок. Девочка знала иностранные языки, музицировала и росла красавицей. Отец и подумать не мог, что его дочь станет первой в России бизнес-леди. Но именно так и случилось. Получив наследство Вера недолго пребывала в недоумении относительно того, как ей распорядиться банями, лавками и домами отца. Она повела дела так, что видавшие виды купцы назвали её «предпринимательской бабой». Это грубоватое выражение в их устах было наивысшей похвалой.
Первым делом Вера исполнила мечту отца. Вдовы с детьми, одинокие, больные и старые женщины… Таких на улицах Москвы было много. Но именно на улицах. А Вера переселила их в четырёхэтажный дом дешёвых или бесплатных квартир на 400 человек. Фирсанова вложила в строительство 700 тысяч рублей и стала пожизненной попечительницей дома, в котором открыла ещё и первую в Москве школу для слепых детей.
Вера не жалела денег на развитие культуры. В год отдавала по полмиллиона рублей на поддержку артистов, художников, музыкантов. Её подмосковное имение Середниково стало настоящим центром искусств. Здесь Вера организовывала благотворительные концерты, на которых пел Фёдор Шаляпин и играл Сергей Рахманинов. Сюда приезжали, когда им было негде жить, знаменитые впоследствии художники.
В имение нужно было ехать по Николаевской железной дороге. На свои деньги Вера Ивановна построила рядом с Середниковым полустанок. Он так и называется Фирсановский. В одной из окрестных деревень жили мастера-краснодеревщики. Руки у них были золотые, но взгляды на мебель устаревшие. Вера Ивановна договорилась с педагогами Строгановского училища и открыла в деревне курсы. После них мебель сельских умельцев шла нарасхват даже за границей.
Само Середниково изначально принадлежало Аркадию Столыпину - брату бабушки Лермонтова. Поэт, будучи мальчиком, часто здесь гостил. Фирсанова много сделала для того, чтобы сохранить память о Михаиле Юрьевиче. Установила в имении два памятника. К столетию Лермонтова открыла школу и назвала её именем поэта. Сама закупала для учеников книги, готовальни, карандаши. Всем детям заказывала форму, а к каждому празднику обязательно привозила подарки. Ещё одну школу Фирсанова построила в селе Лигачёво. А в Москве при церкви Ильи Обыденного открыла приходскую школу. И содержала их до революции.
Новая власть жестоко расправилась с Верой Ивановной, отобрав у неё всё и оставив умирать в нищете. Спас Фирсанову старый друг Шаляпин. Устроил её гримёршей в театр. С ним Вера Ивановна уехала на гастроли за границу и обратно не вернулась. Осталась в Париже, успешно работала. Французские промышленники считали честью получить у неё консультацию.
Вера Фирсанова получала удовольствие от того, что делала. Именно поэтому у неё получалось всё, что она задумывала. Ещё совсем недавно были живы старушки, которые знали, как они говорили «барыню», ещё с детства. И все без исключения поминали Веру Ивановну добрым словом.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема