Помочь радио

Великий Понедельник

* Поделиться
Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в

Сегодня начинается Страстная седмица. Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день недели посвящен воспоминанию разных событий. По их величию и важности каждый день именуется святым и великим.

На Страстной неделе Церковь погружается в особую скорбь: священные предметы в храмах и сами священнослужители облачаются в темные одежды: в черные или фиолетовые. Богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, соучастия в Страстях Христовых.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. Одним из героев богослужения понедельника становится Иосиф Прекрасный. Его братья завидовали тому, что он был любимцем у отца, и продали Иосифа в рабство, в Египет. Этот ветхозаветный сюжет является как бы прообразом страданий Спасителя.

В Великий понедельник также вспоминается притча о бесплодной смоковнице. Христос провел ночь в Вифании, в окрестностях Иерусалима, а утром возвращался в город, чтобы проповедовать в храме. По пути Спаситель проголодался. Но на росшей у дороги пышной раскидистой смоковнице не оказалось плодов. Фруктовое дерево, на котором нет ничего кроме листьев, - это символ предельного бесплодия всего творения. И за этим образом стоит, конечно же, человек. Господь ждет от верующих плодов веры - истинного покаяния, молитвы и добрых дел. Он обличает лицемерие и внешнюю религиозность. Грех наказуется проклятием: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!», - говорит Спаситель. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как эта смоковница.

Еще одна сегодняшняя притча - о злых виноградарях. Работники виноградника избили и убили слуг своего хозяина, а потом и хозяйского сына, когда те пришли за урожаем. Эта притча о том, как Господь стучится к людям, ждет, что они отзовутся, посылает своих вестников и посланников. Но люди не желают их принять, не желают слушать, восстают. Но ведь как земля и виноградники не принадлежат работникам, так и жизнь, и здоровье, и многие таланты и способности человека не принадлежит ему.