
Честной Пояс Пресвятой Богородицы
Фото: www.pemptousia.ru
Афонские монастыри не только обладают древней историей, но также являются хранителями уникальных святынь. Одна из них — пояс Пресвятой Богородицы, который Дева Мария носила при жизни. После чудесного вознесения Богоматери на Небо Ее пояс остался в Ее пустой гробнице и стал для древних христиан настоящей святыней.
Сначала пояс Богородицы находился в Палестине, но в 5 веке был перенесен в столицу Восточной Римской империи — Константинополь. Там он находился в императорской Влахернской церкви.
В середине 12 века пояс Богородицы был перевезен на Афон — в монастырь Ватопед. Эта древняя обитель пользовалась покровительством греческой и сербской знати. Поэтому Ватопед всегда был процветающим и влиятельным монастырем. И остается таковым и сегодня. Но уже благодаря своим святыням.
Ежедневно множество паломников съезжаются в Ватопед, чтобы поклониться его реликвиям, в частности, поясу Богородицы. С древних времен православные верят, что через прикосновение к поясу они могут получить исцеление от различных болезней. Первый задокументированный случай подобного исцеления произошел в 10 веке в Константинополе, когда от тяжкого недуга благодаря поясу избавилась императрица Зоя. С тех пор подобные чудеса происходят постоянно. В Ватопеде вы найдете огромные тома с описанием случаев исцеления.
Как вы, наверное, слышали, на Афон могут попасть только мужчины. Это никакая не дискриминация женщин, а давняя традиция, которая защищает монахов Афона от искушений. Тем не менее, насельники Ватопеда постарались сделать так, чтобы и женщины получили доступ к поясу Богоматери. Ведь считается, что пояс помогает преодолеть бесплодие.
С определенной периодичностью святыню вывозят на материк. Там ей уже могут поклониться все желающие — и мужчины, и женщины, и дети. Несколько лет назад произошло уникальное событие, когда пояс Богоматери был впервые вывезен за пределы Греции. По просьбе священноначалия Русской Церкви ватопедские монахи привезли святыню в Москву и иные города России.
Вот уже несколько столетий ватопедские монахи изготавливают маленькие пояски, которые освящают на поясе Богородицы. Эти пояски монастырь бесплатно рассылает по почте всем желающим. Получить пояс просто. Достаточно просто написать в монастырь. В ответном письме вы получите маленький поясок, который по молитвам Богоматери и братии Ватопеда поможет вам в ваших нуждах.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема