
Татьяна Любомирская
Из всех цветов мира больше всего я люблю васильки. Нежные и прекрасные, они олицетворяют для меня жизнь, радость, пробуждение после долгого зимнего сна. И именно благодаря василькам произошла одна чудесная история, которую я хочу вам рассказать.
А дело было так. В один солнечный майский день я поднималась по лестнице из подземного перехода и вдруг увидела на выходе сухонькую старушку, торговавшую васильками. Бабушка тяжело переступала на уставших ногах и тонким голосом просила прохожих купить цветы. Было видно, что она уже давно томится на этом месте, изнемогая под жарким солнцем.
— Купите цветочки! — Взмолилась старушка при виде меня.
Я остановилась. У меня не было наличных денег, и я спешила на работу. Но эта бабушка выглядела такой уставшей и несчастной, что я не смогла ей отказать.
— Вы знаете, я возьму один букетик. Но мне нужно дойти до банкомата, — объяснила я ей.
Глаза старушки радостно заблестели, и она пообещала, что выберет для меня самый свежий и пышный букет. А я отправилась обратно в подземный переход, где, как мне помнилось, стоял банкомат. Но, вставив банковскую карточку в специальный разъем, я увидела на экране надпись: «В настоящее время для выдачи доступны только двести рублей». Букет же стоил триста пятьдесят. Подумав, я решила попробовать снять два раза по двести, но не тут-то было. Банкомат послушно выдал мне первые две купюры, а затем электронная машина сообщила, что временно приостанавливает обслуживание.
В растерянности я стояла, сжимая в ладони бесполезные теперь двести рублей. На букет не хватало, а других банкоматов поблизости не было. Представила, как усталая, всё утро простоявшая на ногах бабушка перебирает сейчас свои васильки, отыскивая для меня букет посвежее. А я не могу заплатить. Стало совсем грустно. Но тут за моей спиной раздался низкий мужской голос:
— Девушка, а банкомат не работает, да?
Я обернулась. Мужчина в деловом костюме вертел в руках банковскую карту и озадаченно глядел на темный экран.
— Да, — вздохнула я.
Мужчина внимательно взглянул на мое огорченное лицо.
— Сколько вам не хватает? — Неожиданно спросил он.
Я так удивилась, что в растерянности начала рассказывать про бабушку, васильки, отсутствие наличных. Незнакомец только улыбнулся:
— Так сколько?
— Вы хотите дать мне деньги на васильки? — Засмеялась я.
— А почему бы и нет? — И он протянул мне несколько купюр.
Смущенная и покрасневшая, я взяла его деньги, не сообразив сразу, что могу перевести ему эту сумму. Но он ничего не просил взамен и, кивнув напоследок, просто ушел.
Пребывая под впечатлением от такого неожиданного способа добычи наличных, я вернулась к своей старушке и отдала ей деньги этого мужчины. Взамен бабушка вручила мне чуть влажный букетик нежнейших васильков, и всю оставшуюся дорогу я любовалась их красотой.
Надо же, как Господь благословляет добрые дела! Он, видя, как эта старушка нуждается в деньгах, послал ей меня, которая так любит васильки. Но когда я не смогла за них заплатить, на выручку тут же пришел незнакомый человек. По сути, именно он помог этой бабушке, а я стала лишь промежуточным звеном цепочки, проявив доброе намерение. Вот так вот просто. Круговорот добра.
Удивительная валюта ‒ добро. Она никогда не иссякает, никогда не приходит в негодность, как электронный банкомат, и всегда находится при нас. Платите ею за всё, щедро делитесь добром с окружающими, как сделал тот мужчина. И тогда, совершенно неожиданно жизнь преподнесет вам букет самых прекрасных цветов, выросших на лужайке райского сада.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер