Из всех цветов мира больше всего я люблю васильки. Нежные и прекрасные, они олицетворяют для меня жизнь, радость, пробуждение после долгого зимнего сна. И именно благодаря василькам произошла одна чудесная история, которую я хочу вам рассказать.
А дело было так. В один солнечный майский день я поднималась по лестнице из подземного перехода и вдруг увидела на выходе сухонькую старушку, торговавшую васильками. Бабушка тяжело переступала на уставших ногах и тонким голосом просила прохожих купить цветы. Было видно, что она уже давно томится на этом месте, изнемогая под жарким солнцем.
— Купите цветочки! — Взмолилась старушка при виде меня.
Я остановилась. У меня не было наличных денег, и я спешила на работу. Но эта бабушка выглядела такой уставшей и несчастной, что я не смогла ей отказать.
— Вы знаете, я возьму один букетик. Но мне нужно дойти до банкомата, — объяснила я ей.
Глаза старушки радостно заблестели, и она пообещала, что выберет для меня самый свежий и пышный букет. А я отправилась обратно в подземный переход, где, как мне помнилось, стоял банкомат. Но, вставив банковскую карточку в специальный разъем, я увидела на экране надпись: «В настоящее время для выдачи доступны только двести рублей». Букет же стоил триста пятьдесят. Подумав, я решила попробовать снять два раза по двести, но не тут-то было. Банкомат послушно выдал мне первые две купюры, а затем электронная машина сообщила, что временно приостанавливает обслуживание.
В растерянности я стояла, сжимая в ладони бесполезные теперь двести рублей. На букет не хватало, а других банкоматов поблизости не было. Представила, как усталая, всё утро простоявшая на ногах бабушка перебирает сейчас свои васильки, отыскивая для меня букет посвежее. А я не могу заплатить. Стало совсем грустно. Но тут за моей спиной раздался низкий мужской голос:
— Девушка, а банкомат не работает, да?
Я обернулась. Мужчина в деловом костюме вертел в руках банковскую карту и озадаченно глядел на темный экран.
— Да, — вздохнула я.
Мужчина внимательно взглянул на мое огорченное лицо.
— Сколько вам не хватает? — Неожиданно спросил он.
Я так удивилась, что в растерянности начала рассказывать про бабушку, васильки, отсутствие наличных. Незнакомец только улыбнулся:
— Так сколько?
— Вы хотите дать мне деньги на васильки? — Засмеялась я.
— А почему бы и нет? — И он протянул мне несколько купюр.
Смущенная и покрасневшая, я взяла его деньги, не сообразив сразу, что могу перевести ему эту сумму. Но он ничего не просил взамен и, кивнув напоследок, просто ушел.
Пребывая под впечатлением от такого неожиданного способа добычи наличных, я вернулась к своей старушке и отдала ей деньги этого мужчины. Взамен бабушка вручила мне чуть влажный букетик нежнейших васильков, и всю оставшуюся дорогу я любовалась их красотой.
Надо же, как Господь благословляет добрые дела! Он, видя, как эта старушка нуждается в деньгах, послал ей меня, которая так любит васильки. Но когда я не смогла за них заплатить, на выручку тут же пришел незнакомый человек. По сути, именно он помог этой бабушке, а я стала лишь промежуточным звеном цепочки, проявив доброе намерение. Вот так вот просто. Круговорот добра.
Удивительная валюта ‒ добро. Она никогда не иссякает, никогда не приходит в негодность, как электронный банкомат, и всегда находится при нас. Платите ею за всё, щедро делитесь добром с окружающими, как сделал тот мужчина. И тогда, совершенно неожиданно жизнь преподнесет вам букет самых прекрасных цветов, выросших на лужайке райского сада.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема