В тысяча восемьсот девяносто втором году у художника Василия Верещагина родился сын, которого назвали тоже Васей. Самому живописцу исполнилось пятьдесят. Он уже был известен во всём мире благодаря циклу картин, посвящённых военным операциям в Средней Азии, русско-турецкой войне. Художник писал по личным впечатлениям — он получил Георгиевский крест за участие в обороне Самарканда, был ранен на Балканах. Лучше всего главную тему творчества Верещагина выразила его картина-аллегория «Апофеоз войны». Художник стремился показать неприглядность, ужас милитаризма.
Верещагины жили под Москвой, в своей усадьбе в Нижних Котлах. Вася вспоминал, что отец работал с раннего утра и до поздней ночи. Но он организовал день так, чтобы уделять внимание сыну и его младшим сёстрам, Ане и Лиде. Перед завтраком отец делал вместе с детьми гимнастику. Вечерами все собирались у рояля. Лидия Васильевна, супруга Верещагина, играла, сам Василий Васильевич пел, в том числе и романсы, написанные вместе с женой.
Местом притяжения для мальчика была мастерская отца. На её стенах были развешаны коллекции оружия, памятные вещи, такие, как знамя генерала Скобелева, которое он лично подарил Верещагину. Здесь было много диковин, привезённых художником из его заграничных поездок на Филлипины, в Индию, Японию, Среднюю Азию.
Вася вспоминал: «Когда отец садился передохнуть, мы радостно бросались к нему: я садился на одну ручку кресла, сестра Аня — на другую, а младшая Лида карабкалась на колени. Минут пять-десять все весело разговаривали. Отец смеялся, шутил. Потом его взгляд устремлялся к картине, он начинал отвечать односложно, осторожно освобождался от наших объятий и продолжал работать». Художник любил рассказывать сыну об исторических подробностях, стоявших за сюжетом полотен.
Вася был самым старшим из детей, и Верещагин часто брал его с собой в Москву. В глазах ребёнка обыденные поездки превращалась в череду ярких эпизодов. Он запомнил случайную встречу отца с караульным-гренадёром, — оказалось, что тот сражался на русско-турецкой войне. Два ветерана долго оживлённо беседовали, вспоминали минувшие бои.
Однажды перед воротами Московского Кремля отец обнажил голову и попросил сына снять шапку: «Мы с тобой снимем шляпы в память русских людей, строивших эти стены, в память русских ратников и воевод, которые проходили и проезжали когда-то здесь, отправляясь в поход для защиты родной земли!»
Запомнил Вася и такие слова отца: «Всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце. Но призрак войны заставлял его изображать войну».
Верещагин считал, что его картины будут убедительны лишь тогда, когда он сам переживёт и прочувствует события вместе со своими героями. Поэтому в тысяча девятьсот четвёртом году художник принял решение отправиться на Русско-Японскую войну. Верещагин попрощался с детьми, вышел из дома, но потом спешно вернулся, чтобы ещё раз взглянуть на детей. Он словно предчувствовал что-то. Вася вспоминал: «Отец стоял на пороге, лицо его выражало страшное волнение, а глаза, в которых блестели слёзы, он быстро переводил с одного из нас на другого... Потом он резко повернулся и вышел».
Художник Верещагин погиб через месяц, при взрыве броненосца «ПетропАвловск» в Японском море.
Василий Верещагин-младший унаследовал от отца и любовь к жизни, и ненависть к войне, и личную храбрость. Неудивительно, что, когда началась Первая мировая, сын художника добровольцем пошёл на фронт. За проявленный героизм он, как и отец, был награждён Георгиевским крестом. После революции Василий жил в Чехии, стал инженером по строительству шоссейных дорог. Он продолжал хранить внутреннюю связь с отцом и оставил о нём мемуары, полные восхищения.
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери — Уфа
В начале семнадцатого века в пределах современной Уфы, столицы Башкортостана, возникло село Новая Слобода. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти леса от ложного обвинения бежал житель Новой Слободы по имени Стефан, которого осудили на публичную порку.
Вскоре он шёл по глухому лесу и внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!». Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над землёй образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей по иконографии соответствовал обретённый образ. Село получило название Богородское и сюда потянулись паломники. На месте явления святыни забил родник, вода которого обладала целительными свойствами.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Ей посвятили новую каменную церковь в селе Богородском. Храм построили в 1877 году после того, как старый, деревянный, сгорел дотла во время пожара. Из Уфы в село Богородское ежегодно совершался крестный ход с чудотворной святыней. Так продолжалось до революции 1917 года.
Новые власти закрыли и обезобразили Богородско-Уфимскую церковь. Храм лишился куполов и колокольни, а под его сводами разместили школу-интернат. Родник с целебной водой безбожники залили бетоном. Чудотворная икона исчезла. Вскоре село Богородское вошло в состав Уфы и утратило своё историческое название. Его сначала переименовали в Моторное, а затем нарекли Инорс. Аббревитатура расшифровывается как «Институт норм строительства» — по проектам этой организации застраивалась здешняя территория в середине двадцатого века.
Несмотря на печальные перемены, верующие не теряли надежду, что когда-нибудь в Богородско-Уфимской церкви вновь зазвучит молитва. И их чаяния сбылись — в 1990 году храм вернули православным. Здание восстановили и отреставрировали. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения. Помолиться в Богородско-Уфимскую церковь приходят не только жители микрорайона Инорс города Уфы — к месту явления чудотворного образа Богородицы приезжают верующие со всех уголков России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия









