В тысяча восемьсот девяносто втором году у художника Василия Верещагина родился сын, которого назвали тоже Васей. Самому живописцу исполнилось пятьдесят. Он уже был известен во всём мире благодаря циклу картин, посвящённых военным операциям в Средней Азии, русско-турецкой войне. Художник писал по личным впечатлениям — он получил Георгиевский крест за участие в обороне Самарканда, был ранен на Балканах. Лучше всего главную тему творчества Верещагина выразила его картина-аллегория «Апофеоз войны». Художник стремился показать неприглядность, ужас милитаризма.
Верещагины жили под Москвой, в своей усадьбе в Нижних Котлах. Вася вспоминал, что отец работал с раннего утра и до поздней ночи. Но он организовал день так, чтобы уделять внимание сыну и его младшим сёстрам, Ане и Лиде. Перед завтраком отец делал вместе с детьми гимнастику. Вечерами все собирались у рояля. Лидия Васильевна, супруга Верещагина, играла, сам Василий Васильевич пел, в том числе и романсы, написанные вместе с женой.
Местом притяжения для мальчика была мастерская отца. На её стенах были развешаны коллекции оружия, памятные вещи, такие, как знамя генерала Скобелева, которое он лично подарил Верещагину. Здесь было много диковин, привезённых художником из его заграничных поездок на Филлипины, в Индию, Японию, Среднюю Азию.
Вася вспоминал: «Когда отец садился передохнуть, мы радостно бросались к нему: я садился на одну ручку кресла, сестра Аня — на другую, а младшая Лида карабкалась на колени. Минут пять-десять все весело разговаривали. Отец смеялся, шутил. Потом его взгляд устремлялся к картине, он начинал отвечать односложно, осторожно освобождался от наших объятий и продолжал работать». Художник любил рассказывать сыну об исторических подробностях, стоявших за сюжетом полотен.
Вася был самым старшим из детей, и Верещагин часто брал его с собой в Москву. В глазах ребёнка обыденные поездки превращалась в череду ярких эпизодов. Он запомнил случайную встречу отца с караульным-гренадёром, — оказалось, что тот сражался на русско-турецкой войне. Два ветерана долго оживлённо беседовали, вспоминали минувшие бои.
Однажды перед воротами Московского Кремля отец обнажил голову и попросил сына снять шапку: «Мы с тобой снимем шляпы в память русских людей, строивших эти стены, в память русских ратников и воевод, которые проходили и проезжали когда-то здесь, отправляясь в поход для защиты родной земли!»
Запомнил Вася и такие слова отца: «Всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце. Но призрак войны заставлял его изображать войну».
Верещагин считал, что его картины будут убедительны лишь тогда, когда он сам переживёт и прочувствует события вместе со своими героями. Поэтому в тысяча девятьсот четвёртом году художник принял решение отправиться на Русско-Японскую войну. Верещагин попрощался с детьми, вышел из дома, но потом спешно вернулся, чтобы ещё раз взглянуть на детей. Он словно предчувствовал что-то. Вася вспоминал: «Отец стоял на пороге, лицо его выражало страшное волнение, а глаза, в которых блестели слёзы, он быстро переводил с одного из нас на другого... Потом он резко повернулся и вышел».
Художник Верещагин погиб через месяц, при взрыве броненосца «ПетропАвловск» в Японском море.
Василий Верещагин-младший унаследовал от отца и любовь к жизни, и ненависть к войне, и личную храбрость. Неудивительно, что, когда началась Первая мировая, сын художника добровольцем пошёл на фронт. За проявленный героизм он, как и отец, был награждён Георгиевским крестом. После революции Василий жил в Чехии, стал инженером по строительству шоссейных дорог. Он продолжал хранить внутреннюю связь с отцом и оставил о нём мемуары, полные восхищения.
Деяния святых апостолов

Апостол Павел
Деян., 6 зач., II, 38-43

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко у современного человека возникает ощущение, что что-то важное и значимое в жизни он сделал и продолжает делать не так. Иногда с подобными мыслями он приходит к храм и спрашивает, что ему делать? Ответ на подобный вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Одной из важнейших добродетелей в христианстве считается целомудрие. Сегодня нередко его сводят к некоторой половой дисциплине, хотя на самом деле призыв к целомудрию — это призыв к целостности всей жизни, к тому, чтобы всю её выстроить по воле Божией. Когда люди приходят в храм и обращаются к священнику за советом в разрешении тех или иных проблем, чаще всего они не понимают именно этого, не думают, что всё в их жизни взаимосвязано, и уж если стремиться к разрешению той или иной проблемы, сделать это по-настоящему можно, только исцеляя всю жизнь. На самом деле, подобное непонимание во-многом естественно. Когда мы приходим к обычному врачу, мы не ждём, что он спросит нас, каковы наши отношения с родителями, детьми... Действительно ли мы любим тех, кто нас окружает, или только пользуемся ими. Мы приходим к врачу решить конкретную проблему и считаем, что остальное его попросту не касается. Часто именно так люди приходят в Церковь и удивляются какому-то бессилию священника, который не может на раз-два решить их проблем. Однако священник прекрасно понимает, что всё в духовной жизни человека взаимосвязано — и стремиться к решению отдельных проблем невозможно без исцеления всей жизни.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим, как апостол Пётр отвечает растерянным и расстроенным иудеям, которые вдруг осознали, что Мессия, столько лет ожидаемый ими, уже приходил. И не просто приходил, но был не только не узнан и даже распят по их собственному требованию. «Что же нам делать?» — говорят они Петру и апостол, по примеру которого всю историю призваны действовать пастыри, отвечающие на подобный вопрос, говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа»! Он не предлагает никакого другого способа, кроме как целостное возвращение на праведный путь, предполагающее преображение всей жизни. При этом важно увидеть, что апостол не останавливается на общих словах. Мы видим, как в дальнейшем развивается жизнь принявших его благую весть. Во-первых, присоединившись к Церкви, они постоянно пребывают в учении апостолов, что сегодня мы сравнили бы с чтением Священного Писания и святоотеческой литературы. К сожалению, сегодня людей, приходящих в храм для решения конкретных проблем, просьба читать Священное Писание приводит просто в недоумение. Они совершенно не понимают, как какие-то древние тексты могут повлиять на их жизнь. А ведь без примера Христова, без примера апостольского, мы просто не научимся поступать по воле Божьей, а значит, никаких собственных проблем не разрешим. Во-вторых, обращённые апостолом Петром участвуют в таинствах и молитвах, что самым глубоким образом объединяет их со Спасителем и друг с другом. Наконец, в-третьих, может быть, несколько неожиданно, возникает тема страха, который пребывает на всякой христианской душе. Но, судя по контексту, речь совсем не про боязнь или ужас, но про священный трепет перед тайной новой жизни, которая открывается их духовному взору. И когда современный человек приходит в храм с вопросом, — что ему делать, чтобы его жизнь изменилась и наполнилась смыслом, по-настоящему у нас может быть только один ответ — покайся, и начни новую жизнь во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Лизе и другим подопечным фонда «Страна-детям» жить без приступов

Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Генофонд» он поддерживает проведение разных дорогостоящих исследований для детей, которым не подошли стандартные методы лечения, доступные бесплатно.
Пятилетняя Лиза Бражникова из башкирского города Стерлитамака — одна из подопечных фонда. Она увлекается танцами, посещает музыкальный кружок, любит много гулять и кататься на самокате по улочкам родного города. Год назад в эту беззаботную детскую жизнь ворвалась непонятная болезнь. У девочки внезапно появились приступы — судороги. Местные врачи не смогли определить из-за чего в организме произошёл такой сбой. Тогда семья девочки, их друзья и знакомые сплотились для того, чтобы помочь Лизе. Их общими усилиями началась череда всевозможных обследований и консультаций со специалистами в других городах. И только недавно удалось выяснить точный диагноз. Теперь для дальнейшего эффективного лечения, Лизе необходимо пройти ещё одно сложное исследование. И оплатить его семья уже не в силах, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Страна — Детям».
Сейчас в листе ожидания помощи фонда таких подопечных, как Лиза, больше 50-ти. И у каждого из них есть шанс выздороветь и вновь обрести радостное, беззаботное детство. Поддержать Лизу Бражникову и других болеющих детей из разных уголков России, можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ветхозаветный закон в новозаветное время». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о том, как при формировании христианской Церкви, апостолами принималось решение, соблюдать ли иудейские ветхозаветные законы и традиции или можно отказаться от них. Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер