В тысяча восемьсот девяносто втором году у художника Василия Верещагина родился сын, которого назвали тоже Васей. Самому живописцу исполнилось пятьдесят. Он уже был известен во всём мире благодаря циклу картин, посвящённых военным операциям в Средней Азии, русско-турецкой войне. Художник писал по личным впечатлениям — он получил Георгиевский крест за участие в обороне Самарканда, был ранен на Балканах. Лучше всего главную тему творчества Верещагина выразила его картина-аллегория «Апофеоз войны». Художник стремился показать неприглядность, ужас милитаризма.
Верещагины жили под Москвой, в своей усадьбе в Нижних Котлах. Вася вспоминал, что отец работал с раннего утра и до поздней ночи. Но он организовал день так, чтобы уделять внимание сыну и его младшим сёстрам, Ане и Лиде. Перед завтраком отец делал вместе с детьми гимнастику. Вечерами все собирались у рояля. Лидия Васильевна, супруга Верещагина, играла, сам Василий Васильевич пел, в том числе и романсы, написанные вместе с женой.
Местом притяжения для мальчика была мастерская отца. На её стенах были развешаны коллекции оружия, памятные вещи, такие, как знамя генерала Скобелева, которое он лично подарил Верещагину. Здесь было много диковин, привезённых художником из его заграничных поездок на Филлипины, в Индию, Японию, Среднюю Азию.
Вася вспоминал: «Когда отец садился передохнуть, мы радостно бросались к нему: я садился на одну ручку кресла, сестра Аня — на другую, а младшая Лида карабкалась на колени. Минут пять-десять все весело разговаривали. Отец смеялся, шутил. Потом его взгляд устремлялся к картине, он начинал отвечать односложно, осторожно освобождался от наших объятий и продолжал работать». Художник любил рассказывать сыну об исторических подробностях, стоявших за сюжетом полотен.
Вася был самым старшим из детей, и Верещагин часто брал его с собой в Москву. В глазах ребёнка обыденные поездки превращалась в череду ярких эпизодов. Он запомнил случайную встречу отца с караульным-гренадёром, — оказалось, что тот сражался на русско-турецкой войне. Два ветерана долго оживлённо беседовали, вспоминали минувшие бои.
Однажды перед воротами Московского Кремля отец обнажил голову и попросил сына снять шапку: «Мы с тобой снимем шляпы в память русских людей, строивших эти стены, в память русских ратников и воевод, которые проходили и проезжали когда-то здесь, отправляясь в поход для защиты родной земли!»
Запомнил Вася и такие слова отца: «Всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце. Но призрак войны заставлял его изображать войну».
Верещагин считал, что его картины будут убедительны лишь тогда, когда он сам переживёт и прочувствует события вместе со своими героями. Поэтому в тысяча девятьсот четвёртом году художник принял решение отправиться на Русско-Японскую войну. Верещагин попрощался с детьми, вышел из дома, но потом спешно вернулся, чтобы ещё раз взглянуть на детей. Он словно предчувствовал что-то. Вася вспоминал: «Отец стоял на пороге, лицо его выражало страшное волнение, а глаза, в которых блестели слёзы, он быстро переводил с одного из нас на другого... Потом он резко повернулся и вышел».
Художник Верещагин погиб через месяц, при взрыве броненосца «ПетропАвловск» в Японском море.
Василий Верещагин-младший унаследовал от отца и любовь к жизни, и ненависть к войне, и личную храбрость. Неудивительно, что, когда началась Первая мировая, сын художника добровольцем пошёл на фронт. За проявленный героизм он, как и отец, был награждён Георгиевским крестом. После революции Василий жил в Чехии, стал инженером по строительству шоссейных дорог. Он продолжал хранить внутреннюю связь с отцом и оставил о нём мемуары, полные восхищения.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди