
Борис и Анисья Михайловна Ключевские, вероятно, со своими собаками, названными В.О. Ключевским Грош и Копейка. Не ранее 1909 г.
О Василии Ключевском иначе как о великом учёном не говорят. Мало кто знает, насколько беспомощным он был в обычной жизни Историк до мельчайших подробностей знал бытовую сторону Древней Руси и не имел никакого понятия о быте современном, не представлял даже, сколько стоит хлеб. Один из учеников Ключевского писал: «Жена Анисия Михайловна, с которой в мире и ладу он прожил сорок лет», была его верным «опекуном».
Василий и Анисья обвенчались в 1869-ом году. Родители невесты известием о том, что их дочь идёт под венец, были приятно удивлены. Они уже не чаяли выдать 32-летнюю девицу замуж. Смущала и разница в возрасте – жених родился на три года позже невесты. Но Ключевский остановил свой выбор именно на ней. Словно почувствовал, что любимая им Никсочка, так называл он Анисью, внесёт в его жизнь покой и гармонию.
В первый же год женитьбы у супругов родился сын Борис. Молодой отец в момент появления наследника работал над диссертацией, так что Борей в основном занималась заботливая мама. Сын остался в семье единственным ребёнком. Но когда умерла сестра Василия Осиповича, Ключевские взяли на воспитание двух её детей. И любили их, как родных.
В дом Ключевских часто приходили друзья, коллеги и ученики Василия Осиповича. Их встречала приветливая хозяйка, которую любили все гости. А хозяину даже завидовали, видя, каким уютом окружила его супруга, какие идеальные создала ему условия для работы. «Бесценная подруга!», - восклицали гости.
Василий Осипович был известным человеком. Правда, известности своей не придавал значения, жил по-простому. Зимой ходил в старой шубе. До Троице-Сергиевой Лавры, где он преподавал в духовной Академии, добирался по железной дороге в вагоне третьего класса, хотя давно мог позволить себе собственный экипаж. Учёный не был скупым, сказывалась привычка жить скромно, приобретённая ещё в юности, когда он учился в духовной семинарии.
Ключевский - отнюдь не домосед - любил ходить в гости, посещать званые вечера и приёмы. Анисья Михайловна мужа никогда не сопровождала – салонная жизнь её не привлекала. А вот публичные лекции супруга она не пропускала. Скромно сидела в аудитории и наблюдала за Василием Осиповичем, который иногда ронял на пол свои доклады. Страницы разлетались в разные стороны, публика волновалась, а Ключевская успокаивала всех: «Прочтёт, он всё наизусть помнит». Ей ли было этого не знать, ведь она присутствовала на домашних репетициях супруга, когда он оттачивал каждую фразу лекции.
Жили супруги в Замоскворечье, в большой квартире. В комнатах было множество икон. Анисья Михайловна – женщина глубоко верующая, много времени проводила в молитвах. Быт семьи она по желанию мужа устроила просто и скромно. На крашеных полах лежали вязаные половики. На подоконниках пестрели цветы. Мебель покупалась только необходимая, а шкафы обращали на себя внимание тем, что стояли непокрашенные и неотполированные. «Сойдёт и так», - сказал Ключевский, и жена с ним согласилась.
Согласие – это то, на чём держалась их семья. Супруги были удивительно дружными и настолько привязанными друг к другу, что, когда Анисьи Михайловны не стало, Василий Осипович, потрясённый и растерявшийся, быстро ушёл вслед за ней. Он прожил без неё всего два года и всё это время его преследовали воспоминания о том мартовском дне 1909-ого, когда супругу привезли домой из храма, где она потеряла сознание и в одночасье скончалась.
Спустя 10 месяцев после смерти жены в свет вышел четвёртый том «Курса русской истории» - главного научного исследования и любимого детища всей жизни Василия Осиповича. На странице, предваряющей текст, учёный сделал надпись: «Памяти Анисьи Михайловны Ключевской».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер