
Борис и Анисья Михайловна Ключевские, вероятно, со своими собаками, названными В.О. Ключевским Грош и Копейка. Не ранее 1909 г.
О Василии Ключевском иначе как о великом учёном не говорят. Мало кто знает, насколько беспомощным он был в обычной жизни Историк до мельчайших подробностей знал бытовую сторону Древней Руси и не имел никакого понятия о быте современном, не представлял даже, сколько стоит хлеб. Один из учеников Ключевского писал: «Жена Анисия Михайловна, с которой в мире и ладу он прожил сорок лет», была его верным «опекуном».
Василий и Анисья обвенчались в 1869-ом году. Родители невесты известием о том, что их дочь идёт под венец, были приятно удивлены. Они уже не чаяли выдать 32-летнюю девицу замуж. Смущала и разница в возрасте – жених родился на три года позже невесты. Но Ключевский остановил свой выбор именно на ней. Словно почувствовал, что любимая им Никсочка, так называл он Анисью, внесёт в его жизнь покой и гармонию.
В первый же год женитьбы у супругов родился сын Борис. Молодой отец в момент появления наследника работал над диссертацией, так что Борей в основном занималась заботливая мама. Сын остался в семье единственным ребёнком. Но когда умерла сестра Василия Осиповича, Ключевские взяли на воспитание двух её детей. И любили их, как родных.
В дом Ключевских часто приходили друзья, коллеги и ученики Василия Осиповича. Их встречала приветливая хозяйка, которую любили все гости. А хозяину даже завидовали, видя, каким уютом окружила его супруга, какие идеальные создала ему условия для работы. «Бесценная подруга!», - восклицали гости.
Василий Осипович был известным человеком. Правда, известности своей не придавал значения, жил по-простому. Зимой ходил в старой шубе. До Троице-Сергиевой Лавры, где он преподавал в духовной Академии, добирался по железной дороге в вагоне третьего класса, хотя давно мог позволить себе собственный экипаж. Учёный не был скупым, сказывалась привычка жить скромно, приобретённая ещё в юности, когда он учился в духовной семинарии.
Ключевский - отнюдь не домосед - любил ходить в гости, посещать званые вечера и приёмы. Анисья Михайловна мужа никогда не сопровождала – салонная жизнь её не привлекала. А вот публичные лекции супруга она не пропускала. Скромно сидела в аудитории и наблюдала за Василием Осиповичем, который иногда ронял на пол свои доклады. Страницы разлетались в разные стороны, публика волновалась, а Ключевская успокаивала всех: «Прочтёт, он всё наизусть помнит». Ей ли было этого не знать, ведь она присутствовала на домашних репетициях супруга, когда он оттачивал каждую фразу лекции.
Жили супруги в Замоскворечье, в большой квартире. В комнатах было множество икон. Анисья Михайловна – женщина глубоко верующая, много времени проводила в молитвах. Быт семьи она по желанию мужа устроила просто и скромно. На крашеных полах лежали вязаные половики. На подоконниках пестрели цветы. Мебель покупалась только необходимая, а шкафы обращали на себя внимание тем, что стояли непокрашенные и неотполированные. «Сойдёт и так», - сказал Ключевский, и жена с ним согласилась.
Согласие – это то, на чём держалась их семья. Супруги были удивительно дружными и настолько привязанными друг к другу, что, когда Анисьи Михайловны не стало, Василий Осипович, потрясённый и растерявшийся, быстро ушёл вслед за ней. Он прожил без неё всего два года и всё это время его преследовали воспоминания о том мартовском дне 1909-ого, когда супругу привезли домой из храма, где она потеряла сознание и в одночасье скончалась.
Спустя 10 месяцев после смерти жены в свет вышел четвёртый том «Курса русской истории» - главного научного исследования и любимого детища всей жизни Василия Осиповича. На странице, предваряющей текст, учёный сделал надпись: «Памяти Анисьи Михайловны Ключевской».
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



