В середине девятнадцатого века далекий город Иркутск многим представлялся чем-то вроде края земли, где почти не бывает лета, а суровая зима длится бесконечно.
Однако сами жители Иркутска на отсутствие цивилизации совсем не жаловались. В городе имелись и театр, и музей, и библиотека:
словом, было, где скоротать долгие морозные вечера. Особенно любили горожане… зимние прогулки под пальмами! И когда вьюга за окном завывала особенно тоскливо, они надевали шубы и шли в оранжерею купца Василия Николаевича Баснина, где царило вечное лето и цвели редкие экзотические цветы…
Вася Баснин рано стал самостоятельным: двенадцатилетним мальчишкой он вёл торговые делах почти на равных со своим отцом. Купеческая династия Басниных была хорошо известна не только в Сибири и на Урале, но и в приграничных Китае и Монголии, и, конечно, в Москве и Петербурге. Баснины занимались меховой и суконной торговлей; возили из Китая в столицу дорогие, изысканные ткани, посуду, украшения и чай.
Вступив в дело, Василий стал интересоваться коммерцией не только как способом заработка, но и как наукой. Он самостоятельно изучал книги по экономике и бухгалтерии, и уже в двадцать с небольшим лет смог стать преуспевающим предпринимателем.
Однако увлекающегося, постоянно стремящегося к новым знаниям, Баснина интересовала далеко не только торговля. Василий Николаевич очень любил музыку, и выучился прекрасно играть на фортепиано; он коллекционировал живопись и гравюры – его собрание могло поспорить с коллекциями многих столичных коллекционеров. Собирал Василий Баснин и книги – в его доме хранились двенадцать тысяч уникальных изданий! Кстати, пользоваться этой обширной библиотекой он разрешал не только друзьям и знакомым – абсолютно любой житель города мог лично обратиться к Василию Николаевичу, и получить доступ в его богатейшее книгохранилище.
Всерьёз увлекался Василий Баснин ботаникой и садоводством. Однажды он даже случайно открыл новое, доселе неизвестное науке растение, которое получило название «Нимфеа Басниниана», или лИлия БаснинА. Его опыты по акклиматизации плодовых деревьев положили начало садоводству в суровом климате Восточной Сибири. А во флигеле собственного дома он устроил ту самую оранжерею с пальмами, куда свободно могли приходить все желающие «сменить обстановку».
Будучи богатым человеком, Василий Баснин никогда не забывал о помощи ближнему. В Иркутском банке он завел отдельный счет на шесть тысяч рублей, проценты с которого шли на поддержание нескольких городских сиротских приютов. Он стал главным попечителем Иркутского Сиропитательного дома – первого в Сибири женского учебного учреждения, где воспитывались сироты, и удостоился за свою деятельность письменной благодарности от императрицы Марии Фёдоровны. Щедро жертвовал Василий Николаевич и на городские храмы - Крестовоздвиженский, Борисоглебский, Вознесенский, Знаменский. Крупные суммы выделял на поддержание городского краеведческого музея.
В тысяча восемьсот пятидесятом году Баснин переехал из Иркутска в Москву. Но и в Первопрестольной он продолжал оказывать помощь землякам. Василий Николаевич на собственные средства организовал в Москве "Общество вспомоществовАния учащимся сибирякам". А когда один из его соотечественников задумал выпустить "Исторические записки о китайской границе», Баснин полностью профинансировал издание книги.
В иркутском доме Баснина, после его отъезда, была устроена бесплатная лечебница для бедных и аптека.
По завещанию Василия Николаевича, его уникальная библиотека целиком и полностью переходила в собственность Иркутской духовной семинарии. Коллекцию гравюр он передал Румянцевскому музею в Москве, а когда тот в 1920-е годы расформировали, более восьми тысяч гравюр достались Московскому государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. На выставке, посвященной столетию музея, направление графики представляла именно эта коллекция Баснина.
А в Иркутске - городе, который Василий Николаевич так любил, и для которого не жалел данного ему Богом достатка – теперь есть улица БаснИнская, названная так в его честь.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры: