
— Как я рада, Андрей, что мы выбрались с тобой сюда, под Тулу, в усадьбу Поленово! Отрадно побродить в тишине по тропинкам заповедника, насладиться картинами Василия Поленова в его доме-музее. Жалко, что заканчивается такой прекрасный день! Куда бы ещё нам съездить в следующие выходные?
— Вот, картина на стене подсказывает, сестрёнка, что можно махнуть в Абрамцево. Это в шестидесяти километрах от Москвы.
— Полотно называется «Осень в Абрамцеве». Удивительный пейзаж — яркий, сочный! Художник запечатлел то, что называют буйством осенних красок. В речушке отражаются зелёные ели, золотые берёзы, красные осины. Благодаря богатой палитре лесной уголок выглядит уютным. В Абрамцево правда так красиво осенью?
— В любое время года! Недаром в конце девятнадцатого века усадьба служила источником вдохновения для многих художников. В имении, принадлежавшем меценату Савве Мамонтову, любили бывать Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, братья Васнецовы.
— И Василий Поленов тоже?
— Безусловно! В жизни этого живописца Абрамцево сыграло особую роль. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Натальей Якунчиковой. Она была двоюродной сестрой хозяйки поместья, Елизаветы Григорьевны.
— Это в каком году было?
— В 1881-ом. Мамонтовы тогда как раз задумали поставить в своём имении церковь, и гости-художники с воодушевлением принялись за реализацию этой идеи. Принимали участие в общей работе и Василий Дмитриевич с Натальей. Поленов делал эскизы хоругвей — церковных знамён, а Наталья вышивала лики святых по его прорисям. И полюбила художника всем сердцем.
— Первая полюбила?
— Да. За несколько лет до встречи с Натальей Василий пережил трагедию — любимая им девушка, княжна Маруся Оболенская, скоропостижно скончалась. После этого он как будто запер сердце на замок. И не сразу заметил, каким восторженным взором смотрит на него юная вышивальщица.
— Но все-таки откликнулся на её чувства?
— Откликнулся, да. В 1882 году Василий и Наталья повенчались в том самом храме, над благоустройством которого трудились.
— Картина «Осень в Абрамцеве» именно тогда была написана?
— Нет, через несколько лет. Это полотно связано со скорбной страницей биографии Поленовых. В 1886 году Василий и Наталья похоронили своего первенца, двухлетнего Федюшку. Друзья настояли, чтобы художник с женой приехали в Абрамцево. Там супруги, переживая горе, уединялись в лесном уголке, который мы видим на изображении.
— И Поленов находил в себе силы работать над полотном?
— Нет, тогда работать у художника не получалось. Он сделал несколько набросков, и лишь спустя годы, в 1890-ом, написал по ним картину. Между собой Поленовы называли её «Федюшкино воспоминание».
— Удивительно, но работа получилась светлой.
— Василий Поленов прошёл нелёгкий путь преодоления горя. Он черпал силы в вере в Бога, в любви к своей жене, в творчестве, в заботе о новых родившихся детях. И весь этот опыт отразился в произведении «Осень в Абрамцеве». Пусть от тёмных зарослей хвои на изображении веет тревогой, но алые сполохи осин рассеивают её, словно вспышки радости. А щедрое золото берёз шепчет о том, что Божия благодать врачует любые раны.
Картину Василия Поленова «Осень в Абрамцеве» можно увидеть в усадьбе Поленово — Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова, в Тульской области.
Все выпуски программы: Краски России
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











