Василий Поленов. «Осень в Абрамцеве» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Поленов. «Осень в Абрамцеве»

Поделиться Поделиться
Картина на мольберте.

— Как я рада, Андрей, что мы выбрались с тобой сюда, под Тулу, в усадьбу Поленово! Отрадно побродить в тишине по тропинкам заповедника, насладиться картинами Василия Поленова в его доме-музее. Жалко, что заканчивается такой прекрасный день! Куда бы ещё нам съездить в следующие выходные?

— Вот, картина на стене подсказывает, сестрёнка, что можно махнуть в Абрамцево. Это в шестидесяти километрах от Москвы.

— Полотно называется «Осень в Абрамцеве». Удивительный пейзаж — яркий, сочный! Художник запечатлел то, что называют буйством осенних красок. В речушке отражаются зелёные ели, золотые берёзы, красные осины. Благодаря богатой палитре лесной уголок выглядит уютным. В Абрамцево правда так красиво осенью?

— В любое время года! Недаром в конце девятнадцатого века усадьба служила источником вдохновения для многих художников. В имении, принадлежавшем меценату Савве Мамонтову, любили бывать Илья РепинВалентин СеровМихаил Нестеров, братья Васнецовы.

— И Василий Поленов тоже?

— Безусловно! В жизни этого живописца Абрамцево сыграло особую роль. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Натальей Якунчиковой. Она была двоюродной сестрой хозяйки поместья, Елизаветы Григорьевны.

— Это в каком году было?

— В 1881-ом. Мамонтовы тогда как раз задумали поставить в своём имении церковь, и гости-художники с воодушевлением принялись за реализацию этой идеи. Принимали участие в общей работе и Василий Дмитриевич с НатальейПоленов делал эскизы хоругвей — церковных знамён, а Наталья вышивала лики святых по его прорисям. И полюбила художника всем сердцем.

— Первая полюбила?

— Да. За несколько лет до встречи с Натальей Василий пережил трагедию — любимая им девушка, княжна Маруся Оболенская, скоропостижно скончалась. После этого он как будто запер сердце на замок. И не сразу заметил, каким восторженным взором смотрит на него юная вышивальщица.

— Но все-таки откликнулся на её чувства?

— Откликнулся, да. В 1882 году Василий и Наталья повенчались в том самом храме, над благоустройством которого трудились.

— Картина «Осень в Абрамцеве» именно тогда была написана?

— Нет, через несколько лет. Это полотно связано со скорбной страницей биографии Поленовых. В 1886 году Василий и Наталья похоронили своего первенца, двухлетнего Федюшку. Друзья настояли, чтобы художник с женой приехали в Абрамцево. Там супруги, переживая горе, уединялись в лесном уголке, который мы видим на изображении.

— И Поленов находил в себе силы работать над полотном?

— Нет, тогда работать у художника не получалось. Он сделал несколько набросков, и лишь спустя годы, в 1890-ом, написал по ним картину. Между собой Поленовы называли её «Федюшкино воспоминание».

— Удивительно, но работа получилась светлой.

— Василий Поленов прошёл нелёгкий путь преодоления горя. Он черпал силы в вере в Бога, в любви к своей жене, в творчестве, в заботе о новых родившихся детях. И весь этот опыт отразился в произведении «Осень в Абрамцеве». Пусть от тёмных зарослей хвои на изображении веет тревогой, но алые сполохи осин рассеивают её, словно вспышки радости. А щедрое золото берёз шепчет о том, что Божия благодать врачует любые раны.

Картину Василия Поленова «Осень в Абрамцеве» можно увидеть в усадьбе Поленово — Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова, в Тульской области.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем