— Маргарита Константиновна, вы?? Это чудо, что мы встретились! Не зря я вернулась в Русский музей сегодня!
— Наташа, здравствуй, рада тебя видеть! И вправду удивительно, что две москвички нечаянно встретились в петербургской картинной галерее. Но чем ты так взволнована?
— Понимаете, вчера посетила Русский музей с экскурсией. И гид, рассказывая о картине Василия Поленова «Христос и грешница», представила художника неверующим гуманистом. Она сказала, что Поленов верил в Иисуса как в историческую личность и гениального проповедника, но не как в Бога. И я специально вернулась, чтобы ещё раз взглянуть на полотно. Уже час стою перед ним. Мне не верится, что его написал атеист.
— Ах, вот в чем дело! Да, я тебя понимаю. Сама очень люблю и эту картину, и этот евангельский фрагмент. Разгневанная толпа готова казнить женщину, уличённую в прелюбодеянии, а Христос обезоруживает ревнителей закона словами: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». Поленов правдиво, практически репортажно передал момент, описанный Иоанном Богословом.
— И если бы художник не верил в Бога, разве бы он стал писать такую картину?
— Причин для создания этого полотна у Поленова было много, они менялись с годами. Ведь художник трудился над картиной целых двадцать лет! Идея масштабного произведения по евангельскому сюжету родилась у него ещё в юности — работа Александра Иванова «Явление Христа народу» вдохновила студента Академии художеств создать нечто подобное. Тогда же, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века, Василий Дмитриевич сделал первые наброски к будущей картине. Позднее он периодически возвращался к теме встречи Христа и грешницы, а всерьёз приступил к реализации своего замысла только в 1881 году.
— А что его подтолкнуло?
— У Поленова умерла горячо любимая сестра-близнец, Вера Дмитриевна. Перед смертью она попросила художника закончить задуманную в юности работу.
— И он послушался?
— Да, Василий Дмитриевич дал сестре обещание. И очень ответственно подошёл к тому, чтобы его исполнить. Художник совершил несколько путешествий по Ближнему Востоку и без устали писал этюды в Египте, Сирии, Палестине. Для него было важно правдиво воссоздать атмосферу, в которой совершалось земное служение Спасителя. Свои наработки он назвал «Путь Христа в пейзажах». Этот материал позднее лёг в основу цикла картин «Из жизни Христа». Художник называл его главным трудом своей жизни.
— «Христос и грешница» как раз оттуда?
— Именно так. И своей стилистикой картина свидетельствует об этом. Евангельские события вплетены на ней в будничное течение жизни в Палестине. Они разворачиваются на фоне городского ближневосточного пейзажа, в написании которых художник достиг высочайшего уровня. Происходящее выглядит предельно естественно, и кажется даже, что Христос здесь — один из многих. Критиков это смущало. Поленов показал человечность Христа, и ему ставили в упрек, что он умалил божественную природу Спасителя.
— Как наш экскурсовод вчера! Но ведь это не так?
— На этой картине внешне Христос не выделяется из толпы, как Богочеловек. Образно выражаясь, Он не обозначен нимбом. Однако, остаётся смысловым центром. Мы видим, как разъярённые люди волокут грешницу. Гнев толпы — неуправляемая стихия, и, кажется, убийство неминуемо.
— Но через секунду прозвучат слова Иисуса, и необузданная толпа утихнет!
— Да — ведь многие из этой толпы осознают свою собственную вину перед Богом. По сути, это чудо, похожее на укрощение моря. И сила Христа здесь — не в риторическом приёме, не в какой-то технологии управления. А в том, что Он — Мессия, восстанавливающий связь человека со своим Творцом. И Его вопрос «Кто из вас без греха?» — ключ к перемене ума, к покаянию, к новому, милосердному строю мыслей и чувств. Не сомневаюсь, что Поленов это понимал. Неспроста же он сделал слова Спасителя «Кто из вас без греха?» названием своей картины. Это уже потом ей дали другое имя.
— Не зря я сегодня вернулась в Русский музей!
— Сюда можно возвращаться бесконечно, и всякий раз картина Василия Поленова «Христос и грешница» будет давать пищу для размышления о наших собственных отношениях с Богом и людьми.
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе