
Начнём с незнакомого имени: Василий Красов.
Сорок три года прожил на свете этот забытый поэт XIX века.
Он родился на свет, когда Пушкину было десять лет и покинул сей мир, когда Россия воевала в Крымской войне, а Толстой и Тургенев стремительно завоёвывали симпатии читателя.
Вот, обращаешься к биографии этого Василия Красова и невольно думаешь, какая же несчастная была у него судьба!
И долгожданную диссертацию-то в университете ему провалили (после чего поэт долго перебивался репетиторством и с трудом устроился на преподавание в кадетский корпус), и любимые друзья-соратники поразъехались кто куда, и любимая им жена угасла от скоротечной чахотки.
А за нею, всё от той же болезни, ушел и сам Василий Иванович.
Девять его дочерей остались сиротами.
И книга стихотворений Василия Красова — его единственный поэтический сборник — вышла лишь посмертно (да и то почти весь тираж погиб при пожаре)...
...Но и сегодня его стилизованные русские песни да элегические баллады не утрачивают красоты и энергии. Изящный романс «Я вновь пред тобою стою очарован» — продолжает волновать душу, его всё ещё поют.
А сложенные Красовым стихотворные молитвы остаются в «золотом фонде» православной поэзии.
Хвала Тебе, Творец, хвала, благодаренье!
Ты сердце пламенное дал!
Как я любил Твое прекрасное творенье,
С какой слезой Тебя благословлял!
Я плачу: слёзы эти святы;
То дань Творцу от сердца моего
За радости мои, за горе и утраты.
По гласу вечному закона твоего
Как я любил в твоём прекрасном мире,
Какие чувства испытал!
Я ликовал на светлом жизни пире,
Тебя, незримого, в твореньи созерцал;
И падал я, знал слёзы и волненья...
Плоть бренна; но душой парю!
К тебе любовь моя, к тебе мои моленья.
Благодарю, Творец, за всё благодарю.
Василий Красов, «Молитва», 1839
Единомышленники и «коллеги по цеху» любили Красова: этот сын соборного протоиерея, с малых лет познавший нужду, был добрым сердечным поверенным своих друзей (среди которых был, кстати, и молодой Виссарион Белинский, называвший красовское дарование «грациозно-поэтическим»).
Стихотворения Василия Ивановича печатались в журналах по соседству с лирикой Лермонтова, он дружил с поэтом-самородком Алексеем Кольцовым, был любим студентами за ораторство и умение рассказывать «поверх» предмета.
И хотя герой его поздней, элегической лирики это, главным образом, уставший, разуверившийся в мечтах и грёзах юности человек, — из-под пера Красова до самой кончины продолжали выходить те заветные стихи, которые он смущённо называл «моими молитвами». Как всегда, они были и возвышенными, и трогательными.
С Дарами чаша предо мной сияла,
А на глазах моих слеза дрожала;
А к Чаше той смиренно приступал
Украшенный звездами генерал;
Шли набожно — и пышная графиня,
И в рубище одетая рабыня,
Калека-нищий, чуть живой старик,
Богач-купец и сильный временщик.
И Чаша та недаром же сияла,
Слеза недаром на очах дрожала;
Все были тут любовней и дружней,
И с умиленьем я пред Чашей сей
Прочёл в вельможе и в рабе убогом,
Что братья мы, что все равны пред Богом...
Василий Красов, 1840-е годы.
Все выпуски программы Рифмы жизни
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема