Давайте-ка, друзья, сразу же послушаем, какие-такие стихи пишутся молодыми уроженками нашего русского Севера, теми, кого ещё иногда называют поморками, то есть живущими по морю. Слово «беломошник» из первой строчки стихотворения — это заросли мха-лишайника, густые и мягкие.
На беломошнике любят жить ягоды — костяника да брусника...
Итак, сначала мы читаем стихи, а с поэтом я познакомлю вас после.
Красная ягода на беломошнике —
Крапинкой зреет на белом платке.
Было ли лето? Всерьёз, понарошку ли?
Тонет брусника в лесном молоке.
Красные дни эти — горечь и радость.
На перепутье корзину несу.
Слышали выстрелы? Мне показалось...
Это стреляют в далёком лесу.
Не от корзины тяжёлой мне тягостно.
Радуйся, глупая — ягод не счесть.
Сяду на мох — белоснежный и благостный,
Горстью брусники выложу крест.
Пули — не зяблики. Нет, не воротятся.
Крестиком я никого не спасу.
Может, проглянет Покров Богородицы
Где-то в далёком лесу.
Варвара Заборцева, «Брусника на беломошнике», 2023 год
...Варино детство, а родилась она в 1999-м, прошло в Архангельской области, в поселке Пинега. Новое время, к счастью, подарило нам нескольких талантливых молодых литераторов из северных краёв, правда, я, кроме пинежанки Вари Заборцевой да её сверстницы из северного же города Онеги, Надежды Келаревой — пока не знаю никого.
Однако вот что я знаю точно. Помимо Белого моря да одноимённой родному селу реки Пинеги, Варвару Заборцеву на её писания вдохновляли книги знаменитого земляка, прозаика Фёдора Абрамова и сказителя Бориса Шергина.
А ещё — прабабушкина да бабушкина деревня Кулогоры, что недалеко от посёлков Пинега и Воепала (упомянутый Федор Абрамов, автор пронзительно-печального романа «Дом» — родом как раз оттуда).
В Кулогорах Варвара начала возрождать старые традиции северного застолья.
Стало быть, жителей-кулогорцев и гостей деревни могут ждать чаепития с брусничными вареньями и «калитками» — такими открытыми ржаными пирожками, с начинками и припёками.
Для чего даже особый стол поставили на красивом угоре (на холме, то есть).
То ли снегом, то ли платком пуховым укрыты дома на краю.
На краю бесконечно белого моря я белый свет смотрю.
Островами сияют обжитые земли, тьмой нежилое спит,
Но падает снег и на тьму, и на свет,
Без разбора, на каждый остров — каждый с утра умыт.
Убаюкал бы вечер, да только села женщина подле меня.
— Говорю, сколько снега не хожено. Я люблю, когда тропы звенят.
— Глуховата я, громче скажи-ко.
— Во раю мы живём, говорю.
— Во раю-то оно во раю... Во раю, да на самом краю.
Варвара Заборцева, из поэтической подборки «Андельская область» в январском номере «Нового мира» за 2024 год
Строго и точно написали в замечательном журнале о поэзии под названием «Prosodia» такие слова: «Варвара Заборцева сознательно работает с эстетикой русского Севера, но при этом не совершает перехода на фольклорный язык, после которого кажется, что пространство современности покинуто в принципе. Нет, она пытается освоить эту эстетику в переживании — и это воспринимается как выбор человека современного». Конец цитаты.
Современная нам Варвара Заборцева окончила магистратуру Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина, получила литературную премию «Лицей» имени Александра Пушкина, обрела семью и свой дом. Её прозрачные, северные стихи понемногу приходят к своим читателям: они согревают, радуют и тревожат своей таинственной свежестью и доверительностью.
Спасибо — им и Варваре.
Все выпуски программы Рифмы жизни
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







