Вы обращали внимание на то, насколько по-своему мы трактуем те или иные ситуации, которые наблюдаем со стороны. Наполняем эти события смыслами из своего жизненного опыта. Из своих ощущений. И очень часто ошибаемся в выводах.
Первый раз серьёзно задумалась об этом я в то время, когда работала в гимназии. Солнечным весенним днём я пришла проводить урок к одному из своих самых любимых классов. Это были второклашки. Они рассуждали мудро и по-взрослому. Наверное, оттого и приятно было мне им рассказывать о музыке. Ребята чувствовали произведение, понимали его.
В тот день я предвкушала приятное времяпрепровождение с этими детьми, подготовила интересные задания. Мы слушали «Утро» Эдварда Грига. Воображение учеников рисовало картины раннего утра — просыпающихся птиц, восходящего солнца над горизонтом...
И я предложила ребятам с помощью кистей рук изобразить момент, когда бутон цветка медленно распускается. Выполнять это необходимо было под музыку.
Только лишь я объявила задание, мальчик Ваня вдруг залез под парту.
«Наверное, что-то уронил», — подумала я.
— Ванечка, вылезай из-под парты, мы тебя ждём — попросила я. Он вылез. Я снова объявила задание и... снова он полез под стол. Я ничего не поняла. Этот ребенок — сын директора, очень добрый и дисциплинированный ученик. Что с ним происходит? Эта ситуация повторилась трижды — каждый раз при объявлении задания он прятался под парту.
Я не выдержала и начала его ругать. Он не стал спорить, молча сел правильно и посмотрел в недоумении на меня. Заметив его удивленный взгляд, я начала анализировать его действия в поисках причины странного поступка:
— Ванечка, прости... ты хотел показать под партой распускающийся цветочек?
— Да, ведь цветы не поднимаются так высоко, как стоит мой стол, поэтому я не смог бы его показать здесь, наверху, — ответил Ваня.
Мне стало стыдно. Я ругала ребенка, а он не был виноват. Он выполнял задание так, как его понял — максимально реалистично и качественно. Именно поэтому забирался под парту. Это я сделала поспешный вывод о его недисциплинированном поведении.
Вот так и в обычной жизни мы приписываем многим людям те мотивы, те качества, которые им не свойственны, делаем поспешные выводы о наших знакомых, совершенно не зная, что у них происходит в душе и что их провоцирует на те или иные поступки.
Второклассник Ванечка в очередной раз напомнил мне о том, что прежде, чем кого-либо ругать и обличать, необходимо точно узнать истинную причину поведения человека, возможно, поговорить с ним об этом. А может, и предложить свою помощь. Ведь именно так и учил нас Христос. Не судите...
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О карельских святых
Сегодня 3 ноября. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
О карельских святых, — священник Константин Павлюченко.
3 ноября. Об эпохе жизни святителя Илариона, епископа Меглинского
Сегодня 3 ноября. Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, отошедшего ко Господу в 1206 году.
Об эпохе его жизни, — священник Августин Соколовски.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет человека, у которого не было бы не самых, мягко говоря, приятных воспоминаний. Таких, которые хотелось бы забыть и о которых никому не хочется рассказывать. Далеко не всегда такие воспоминания связаны с каким-то грехом, бывают они вызваны и недоразумениями, скажем, когда мы кого-то неправильно поняли или же столкнулись с неправильным истолкованием наших слов. У апостола Павла тоже были неприятные воспоминания, но он не стеснялся их упоминать в своих посланиях и делал он это для того, чтобы подчеркнуть величие Христа, а также показать, сколь многое может дать человеку вера. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й и 12-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке мы можем услышать как о неприятном эпизоде в жизни апостола Павла, так и о той славе, которую открыл ему Христос.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Сложно представить что-то более нелепое, чем человека, которого спускают из окна в корзине. Именно так — бегством с использованием окна, верёвки и корзины — апостол Павел спасся от царя Ареты в Дамаске. Павел мог бы не уточнять детали своего бегства, мог он их и каким-то образом облагородить, но он описал всё так, как оно было: взрослый человек сидит в корзине, и его спускают на землю из окна.
Для чего же апостол вспомнил и описал этот эпизод своей биографии? Ответ нам дают дальнейшие слова только что прозвучавшего отрывка, в которых Павел рассказал о человеке, восхищенном в рай и слышавшем там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И контекст Второго послания к Коринфянам, и традиция толкования этого отрывка указывают нам, что здесь апостол говорит о себе самом, это он увидел рай.
Получается, что сначала апостол рассказал о не самом приятном своём приключении, и тут же перешёл к рассказу о прямо противоположном событии, сменив при этом действующее лицо с себя на некоего иного человека.
Здесь можно заметить как минимум два крайне назидательных момента. Во-первых, не стоит выпячивать данные нам от Бога откровения, и если есть необходимость их упомянуть, то лучше говорить так, как это сделал апостол, то есть для души безопаснее приписать случившееся не себе, а какому-то другому непоименованному человеку. Во-вторых, Бог в равной степени может нас как возвеличить, так и принизить. Он может показать нам высоту нашего призвания и может поставить нас в крайне неудобное положение. Первое не гарантирует, что нас не постигнет второе, а второе вовсе не означает невозможности первого. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может переживать и духовный подъём, и духовное оскудение. Бог иногда явным образом поддерживает нас, а иногда Он как будто бы скрывается от нас, и тогда мы превращаемся в крайне нелепых людей, таких, на фоне которых апостол Павел в своей корзине выглядит образцом человеческого достоинства и благородства.
Апостольский опыт учит нас не смущаться и не превозноситься, он учит нас в любой ситуации оставаться верными Богу и не забывать, что сила Божия проявляет себя там, где есть место человеческой слабости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов